Каков же источник и механизм общественного прогресса?
Источником социальных явлений является взаимодействие изобретения (открытий) и подражания. «Под этими двумя терминами я понимаю всякое нововведение или всякое дальнейшее улучшение предшествовавшего нововведения во всякого рода социальных явлениях: в языке, религии, политике, праве, промышленности, искусстве»[13].
Развитие общества происходит под влиянием изобретений, отвечающих назревшим потребностям общества.
Изобретение – это способ адаптации и приспособления человека к изменяющейся социальной среде. Потребность в изобретении и открытии развивается по мере своего удовлетворения. Чем более многочисленна популяция, тем больше взаимодействия между членами, тем более реальны оригинальные комбинации идей. Изобретения делаются тысячелетиями и в самых разных сферах, но лишь немногие принимаются и широко распространяются в обществе. Для этого необходимы благоприятные условия: открытия в науке должны соответствовать имеющимся технологиям (стоит ли удивляться, что многие гениальные открытия в России не нашли применение, ими воспользовались другие страны).
Единственный источник прогресса – новое знание, и его носитель – творческая личность и связанные с ней инициативные нововведения, открытия.
«Истинные причины непрерывных исторических метаморфоз следует искать в цепи идей, которые вносят в мир одновременно и новые потребности и новые средства их удовлетворения; распространяются путем подражания» («Законы подражания»).
Имитация (подражание) – способствует распространению нововведений благодаря таким механизмам подражания, как мода, обычаи. Процесс выглядит следующим образом:
1. Мода, стремление следовать моде.
2. Возникают сначала групповые, а затем общественные ценности и нормы.
3. Индивиды, усваивая их, социализируются.
Эта идея о процессе конструирования новой социальной реальности на основе интернализации социокультурных норм и ценностей и последующей социализации во многом предвосхитила концепцию П. Бергера и Т. Лукмана.
Как выглядит процесс взаимодействия открытия и подражания?
От дифференциации > к однородности > к дифференциации.
Из разнородных элементов, какими являются люди, общество путем подражания образует постепенно однородную массу. Постепенно между людьми устанавливается не столько равенство, сколько однообразие; затем под влиянием открытий и процесса заимствования происходит новая дифференциация, сопровождающаяся затем новым уравнительным процессом, и т.д. до бесконечности («Законы подражания»).
Например, подражание моде в Европе: «мода по отношению к одежде, пище, жилищу, потребностям, идеям, учреждениям, искусствам – ведет к превращению всего населения Европы в людей, представляющих собой издание, набранное одним и тем же шрифтом и выпущенное в нескольких сотнях миллионов экземпляров»[14]. «Так что когда-нибудь, вероятно, весь земной шар будет занят одним устойчивым и определенным социальным типом, вместо тысячи различных социальных типов, чуждавшихся друг друга или враждовавших между собою»[15].
Механизм распространения социального сходства:
1) торговые отношения
2) военные столкновения
3) врожденная (т.е. несоциальная (!) инстинктивная) леность (побуждает перенимать чужое, чтобы избежать труда изобретения).
Объектами подражаний могут быть образцы, личности, классы, общества.
Развитие (прогресс) нации возможен только на основе преемственности, верности традициям. «Никакая нация не могла долго развивать свою цивилизацию и достигнуть её предельного разрастания – иначе, как оставаясь в высшей степени консервативной, привязанной, подобно египтянину, китайцу, греку, к своим особенным традициям, при наличии которых лучше выражается эта расходимость»[16].