Г. Лебон считал, что человек действует под влиянием эмоций. В толпе теряет свою индивидуальность и превращается в «человека толпы». Под действием закона «духовного единства толпы» любой человек, попадая в толпу:
1) утрачивает способность рассуждать (происходит потеря интеллекта)
2) утрачивает личную ответственность за своё поведение
3) утрачивает личностные свойства и индивидуальные черты (происходит обезличивание, превращение в безвольный автомат)
4) происходит резкое преобладание чувств над интеллектом (человек действует под влиянием эмоций, страстей; превращается в иррациональное существо).
Г. Лебон разработал концепцию «коллективной души», которая оказывает влияние не только на групповое поведение, но и на социальную жизнь целого народа (нации, расы – у Г. Лебона эти понятия синонимичны) и его социальную эволюцию.
«Коллективная душа»
(«Психология народов и масс»)
Г. Лебон сформулировал следующие основные положения:
· социальная эволюция осуществляется в результате иррационально-волевой, эмоциональной сферы человека: под воздействием чувств, а не разума; субъект социального развития – народ, нация, раса (синонимичные понятия)
· коллективная душа управляет всей эволюцией народа: народ создается лишь с формированием коллективной души в результате длительного медленного наследственного накопления вклада всех предков и синтеза сегодня живущих его членов
· наличие прочно сложенной коллективной души определяет большую прочность народа и придает ему громадную силу
· основу народной души составляют три главных качества: общие чувства, общие интересы, общие верования; коллективное сознание существует в форме общественного мнения
· общественное сознание обладает почти столь же устойчивыми признаками, как и его антропологические характеристики
· с исчезновением (или разложением) этой общности распадается и народ. Вмешательство чужеземных элементов – наиболее верное средство этого разложения.
· важными проявлениями души народа являются язык, учреждения, идеи, верования, искусство, литература, из которых складывается цивилизация
· величие народов зависит от уровня нравственности, которую аккумулирует небольшая группа ученых, изобретателей, артистов и писателей: исчезнет эта группа - исчезнет и всё то, что составляет величие народа;
· критерием развития народа является степень управления своими инстинктами. Сформированная национальная воля обеспечивает власть над собой, гарантирует социальный порядок и стремление к альтруизму и социальному самосовершенствованию.
Черты сильного характера народа:
· настойчивость,
· энергия,
· воля,
· нравственность[20].