Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Инстинктивизм в социологии




Основные представители: У. Мак-Дугалл и Э. Росс.

Основные положения: социальные установки, инстинкты, импульсы, стремления.

Суть инстинктивизма: ключевым фактором, определяющим социальное поведение человека и социальной группы являются инстинкты.

Методология – психологический инстинктивизм, согласно которому бессознательные влечения и инстинкты рассматриваются в качестве главной движущей силы человеческого поведения.

Предмет социологии - изучение неосознанных инстинктов, стремлений и импульсов, движущих социальные поступки.

У. Мак-Дугалл (1871-1938), английский исследователь, считается основателем инстинктивизма.

Основные положения его теории:

Социология – часть психологии, надстраивается над ней.

Личность – ее природа – социально-психологическая. Основным импульсом поведения выступают неосознаваемые инстинкты. Из более 18 базовых инстинктов доминирующую роль в характере человека выполняет инстинкт-ЭГО.

Инстинкты человека связаны с его эмоциями.

Родительский ® с нежностью.

Бегства ® с самосохранением.

Драчливости ® со страхом и гневом.

Любопытства ® с удивлением.

Строительства ® с созиданием.

Репродуктивный ® с сексуальной ревностью.

Инстинкты определяют те или иные социальные процессы и организации.

Так, инстинкт стадности (самый важный) проявляется в различных формах социальной организации и социальных группах: семьи, свободного досуга, образовании толпы, демонстрации, росте городов.

Войны возникают в результате инстинкта драчливости. Религия – следствие любопытства и инстинкта самоуничтожения, а капитализм возник под воздействием инстинктов скупости и стяжательства.

Другой представитель инстинктивизма в социологии – Эдвард Росс (1866-1951). Находился под сильным влиянием Смолла и Уорда. Вошел в историю американской социологии как создатель психологической концепции социального порядка и контроля, в основе которого лежат соответствующие инстинкты.

Основной тезис: «Человек инстинктивно испытывает потребность в лучшем порядке, чем тот, которого он может достичь».

Что изучает социология? Ее предмет составляет изучение социальных процессов, как результата взаимодействия социальных групп и индивидов, обусловленных инстинктивными импульсами.

Социальный порядок – отсутствие враждебных социальных столкновений, где притязания социальных групп удовлетворяются в соответствии с установленными правилами. Порядок устанавливается за счет определенного «социального пожертвования» индивида или социальной группы во имя общественных интересов. Это закон существования общества. Человек испытывает потребность в защищенности, поэтому он испытывает постоянную потребность в стабильности и лучшем порядке.

Обратной стороной этой потребности является чувство угрозы своему благополучию, неуверенности, требующей социального контроля.

Социальный контроль – это преднамеренное влияние общества на поведение человека с целью стабилизации и воспроизводства господствующей системы. Рычагами социального контроля выступают страх наказания, собственная выгода, общественное благо. Росс разработал цепь социального контроля, состоящую из следующих звеньев:

• Установки индивида, его готовность реагировать на социальные ценности (позитивно, негативно), т.е. ориентация.

• Ценности. Общепринятые в данной социальной системе образцы, как мера оценки. Ориентация личности или группы относительно какой-либо сферы деятельности или поведения в целом.

• Нормы – правила, ожидания и стандарты поведения в сфере взаимодействия людей.

• Санкции – социальные наказания и поощрения, способствующие соблюдению норм.

Цепь социального контроля:

Установки → ценности → нормы → санкции.

Суть цепи: установки ориентируют на ценности, которые служат для обоснования норм, нормы основывают санкции.

Типы механизмов контроля:

1. Внутренний – этический, основанный на развитом чувстве ответственности.

2. Внешний – политический, основанный на силе, авторитете. Использует аппараты воздействия: законодательство, образование, суды.

Типология повиновения:

1. Лично-неофициальное повиновение, основанное на согласии, которое возникает в результате личных ценностных ориентаций.

2. Безлично-официальное повиновение, формируется двумя противоборствующими силами: социальной дифференциацией (дезорганизованный порядок и согласие) и контролем (обеспечивает общественный порядок). Ориентировано на большие массы.

Задача социологии состоит в том, чтобы путем изменения содержания и направленности психических процессов, т.е. внутренних установок индивида, содействовать индивидуальному порядку, устанавливать гармонические внутренние и внешние отношения социальных групп и институтов, т.е. способствовать социальному порядку.

7. Значение инстинктивизма в социологии:

Инстинктивизм обратил внимание на человека и такие важные стороны его психики, как: установки, инстинкты, чувства, интересы, привычки – влияющие на его поведение.

Недостатком этого направления является абсолютизация психологических свойств личности и подмена социологического подхода к общественным процессам психологическим инстинктивизмом.

 

Вопросы и темы докладов и курсовых работ

1. Раскройте сущность психологического эволюционизма в социологии: в чем сходство с бионатурализмом и в чем с психологическим направлением?

2. Охарактеризуйте особенности теоретических воззрений основателя психологического эволюционизма Л. Уорда.

3. В чем проявился психологический эволюционизм в научных взглядах Фр. Гиддингса? Каково значение «социального рода»?

4. Какую роль играют интересы в социальной жизни людей, формировании социальных групп и социальных институтов (А. Смолл, У. Самнер)?

5. Как понимали предмет социологии, ее задачи и методологические принципы представители психологического эволюционизма?

6. В чем специфика инстинктивизма в социологии? (У. Мак-Дугалл, Э. Росс)

7. В чем значение психологического эволюционизма и инстинктивизма для развития социолигии?

 

Литература, обязательная для изучения:

1. Гиддингс Ф. Основания социологии // Американская социологическая мысль. М. 1996

2. Гиддингс Ф. Направления дальнейших исследований в социологии // Хрестоматия по общей социологии. Сост. В. П. Култыгин, А. Г. Кузнецов. - М.: Научная книга. 2004.

3. Уорд Л. Психические факторы цивилизации // Хрестоматия по общей социологии. Сост. В. П. Култыгин, А. Г. Кузнецов. - М.: Научная книга. 2004.

4. Зборовский Т. Е. История социологии: Учебник. - М.: 2004.

5. История социологии: Учеб. Пособие // А. Н. Елсуков и др. – 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Выш. шк, 1997.

 

Дополнительная литература

1. Баразкова Е. С. Американская социология (традиции и современность). Екатеринбург, Бишкек, 1997.

2. Громов И. А., Мацакевич А. Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология, СПб., 1996.

3. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999.

4. История теоретической социологии: В 4 т. М., 1997. Т. 1.

5. Култыгин В. П. Классическая социология. М., 2000.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 612 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2292 - | 2064 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.