Территория – ограниченный сегмент земной поверхности, определяемый совокупностью исторически сложившихся отношений («принадлежностью»), и – открытое концептуальное пространство, связующее самые разные области знаний и представлений. Художественное отношение выступает удачным способом ее репрезентации, и формальные средства искусства образуют особую систему для фиксации взаимодействия человека с безграничностью, обособленной территорией и конкретным местом пребывания.
Для Галины Тихомировой, современного русского живописца, продолжающего традицию «парижской школы», «чужая» территория – Непал – превратилась в место «личностного пребывания», не теряя своей «инаковости». «Иным» для нее предстает как природный комплекс, так и сложившиеся здесь стратегии взаимодействия человека с окружающей действительностью – природной и социальной.
К выделяемым Тихомировой особенностям ландшафта, безусловно, относятся горы («Гималаи», «Там, где всегда облака» и др.), но их масштаб вариативен. С одной стороны, это гиганты, скребущие небо; на их фоне жилые дома, залитые розовым, проезжающая машина – предстают игрушечными. С другой стороны, художник указывает на соразмерность горам человека, нацеленного на духовное перерождение (изображение тибетских монахов, картина «На вершине», а также «Вознесение души»). Горы – это еще и граница, отделяющая возделываемую территорию долины от пространства, чуждого ее жителям («Лоно», «Дорога домой»). Второй характеристикой непальской территории становится небо: необыкновенно близкое, особенно ночное, оно являет непривычную для чужака огромную луну и звезды («Полнолуние»). Из представителей непальской флоры Тихомирова выделяет сосну («Сосна»), рододендрон («Лали Гурас») и лотос («Портрет с лотосом», «Цветы и фрукты»); из фауны – слона («Дорога домой»), корову («На окраине Катманду», собаку («Один день в году»), козла («Жертвоприношение», «Большой Дассайн»).
Территориальными метами, указывающими на отличие организации жизненного пространства человека, становится тесная городская улица («На окраине Катманду», «Старая улица»), конструктивные особенности жилых (Сумерки», «Семейный портрет на фоне старого города») и культовых построек («Лестница храма», «Сваямбхунатх»), а также жители Непала. Тихомирова изображает простых людей, занятых «обычными» делами, отмечая тесное переплетение быта с ритуалом, обыденного с сакральным («Купание во время дождя», «Дорога на Пашупатинатх», «Дорога домой», «Жертвоприношение»); чаще всего она обращается к изображению женщины и монаха, в ее работах именно их образы приобретают символическое значение, созвучное воспроизводимому ландшафту.
Доклад нацелен на детальный анализ указанных и других территориальных маркеров, которые выделила и запечатлела в непальском цикле Галина Тихомирова.