Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Н.А. Железнова




Институт востоковедения РАН (Москва)

Представление о сакральной территории в джайнской традиции

 

Джайнская традиция в пространстве мирового универсума (лока) выделяет особые территории (кшетра), имеющие статус сакральных мест. Сакральность определяется тем, что на данной территории достиг освобождения тот или иной вероучитель (тиртханкар), и в силу этого она получает название «место освобождения» (сиддхакшетра/нирванакшетра). Или же эта территория связана с «благими событиями» (кальянака) в жизни тиртханкара: рождением, вступлением на путь монашества, аскезой и обретением всеведения, а также с чудесными событиями, например, «самообнаружением» древней статуи тиртханкара, в этом случае территория приобретает статус «чудесного места» (атишаякшетра). Первый вид маркированной таким образом территории имеет более высокий уровень «святости» по сравнению со вторым, поскольку именно в сиддхакшетре была достигнута конечная цель человеческого существования – освобождение души от кармической зависимости.

Данное представление о территории различного «качества» охватывает в джайнизме как уровень нашей обыденной реальности, привязанной к географии Индийского субконтинента (например, Самметашикхара, расположенная в горах Парашнатх, штат Джаркханд, где, по преданию обрели освобождение 20 из 24-х тиртханкаров), так и уровень космологических построений, которые не могут быть соотнесены даже условно с какими бы то ни было современными географическими реалиями.

Представление о территориях, обладающих особым статусом в структуре мироздания, связано в джайнизме и с учением о двух типах земель: «земля деяний» (кармабхуми) и «земля наслаждения» (бхогабхуми), которые соотносятся соответственно с возможностью/невозможностью достижения освобождения. В свою очередь, первые подразделяются на территории, где освобождение возможно или невозможно в нынешнюю «нисходящую» мировую эпоху (авасарпини). Так, к первым относится Видеха (территория нигде), где в настоящее время проповедь джайнизма ведут четыре тиртханкара и посему освобождение возможно, а в Бхаратакшетре и Айраватакшетре (условно соотносимые джайнской космографией с нашим миром) любая душа уже не имеет такой возможности: для этого ей необходимо родиться на территории Видехи.

Максимально сотериологически значимой территорией в джайнизме является «место освобожденных» (сиддхакшетра), которое находится на самой верхушке мирового универсума, где обитают достигшие освобождения души.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 457 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2194 - | 2137 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.