Появление Пакистана на политической карте мира обычно связывают с «теорией двух наций» М.А. Джинны, признанного «отца-основателя» страны и политического деятеля, в наибольшей мере ответственного за раздел 1947 г. При этом нередко остаются в тени фигура «духовного» вдохновителя мусульманского национализма и сепаратизма известного поэта и религиозного философа М. Икбала, а также авторов конкретных планов образования страны и самого названия «Пакистан» Чаудри Рахмата Али и группы его друзей, обучавшихся в начале 1930-х годов в Кембридже. Они издали в Англии ряд брошюр на эту тему, а затем в Индии вышла и книга Ч.Р. Али с изложением планов образования целого ряда мусульманских государств – Пакистана (в составе Панджаба, Афгании, Кашмира, Синда, Белуджистана, а также Гуджарата), Бангистана на востоке, в Бенгалии, Османистана в центре на базе княжества Хайдерабад, а также Муинистана, Сиддикистана, Хайдеристана, Фарукистана и Маплистана в Северной и Южной Индии. При всей химеричности этих планов, они отражали стремление закрепить за верхней прослойкой мусульман господствующее положение на определенных территориях. Иными словами, в них синтезировались социально-религиозный и территориальный моменты.
Представляется, что синтез такого рода оказался реальнее, чем мечта Джинны об Индии как государственном конгломерате, где мусульмане не были бы в меньшинстве и не оказались «под пятой у индусов». Боязнь «Хинду раджа» лежала и лежит до сих пор в основе пакистанского национализма. Когда Джинна был вынужден согласиться на образование «побитого молью» Пакистана и примирился с тем, что миллионы мусульман останутся в Индии, на первый план вышла идея сложного, не имеющего территориальной целостности, регионального единства на базе прежней теории «двух наций». Она была похоронена в 1971 году с образованием Бангладеш.
Очевидно, что территориальный фактор является немаловажным для сохранения современного Пакистана. Он состоит в компактности относительно небольшой территории, наличии у нее географического «стержня» в виде бассейна р. Инд и ее притоков, а также выхода к морю, к Мировому Океану. Еще один момент, существенный для поддержания единства страны и сплоченности нации, состоит в наличии численно преобладающей этнической группы – панджабцев, составляющих примерно 60% населения. Однако провинция Панджаб, где они в основном проживают, не имеет выхода к морю, в отличие от Синда и Белуджистана. Можно считать поэтому, что территориальность играет в будущих судьбах Пакистана неоднозначную роль.