Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Институт востоковедения им. А. Крымского НАН Украины (Киев)




 

Меж Непальской долиной и Горкхой:

восприятие «своей» территории (ритуальный, сакральный и пространственный подтекст) в Непале на раннем этапе формирования единого королевства

(кон. XVIII– нач. XIX в.)

1769-й год традиционно считается датой основания современного непальского государства. Тогда правитель княжества Горкхи Притхви Нараян Шах, с 1740-х годов приступивший к объединению гималайских княжеств в единое государство, захватил Непальскую долину, где находились три княжества (Малла/Катманду, Лалитпур и Бхадгаон), и перенес столицу в Катманду. Дело короля-объединителя продолжили его наследники, и в конце XVIII–нач.XIX в. под властью дома Горкхи (т.е. династии Шахов) оказались значительные территории в Гималаях – от Кашмира на западе до Сиккима на востоке. Это были неоднородные земли, разделенные естественными барьерами горной страны, населенные различными этносами, племенами и социальными группами, традиции, культура и религия которых также в значительной степени разнились.

Все территории в Непале считались владениями короля (muluk или deś/a), и монарх выступал хранителем дхармы всего пространства, находящегося под его ритуальной юрисдикцией. Большое гималайское королевство, в том числе, в его ритуальном/сакральном понимании, превратилось в «макрокосм», состоящий из множества «стран» (деш/а, deś/a), Эти «микрокосмы» организовывались по принципам «большого» деша: их ритуальные границы определялись храмами, а в центре находился главный храм «страны». Король Непала выступал защитником этих стран, их дхармы (deś dharma) и мироустройства.

Наиважнейшей землей была Непальская долина (Nepal deś) – «срединная земля», ставшая стала ядром общенепальской государственности. От неварских королей Малла династия Шахов восприняла сакрально-политические традиции Nepal deś – государства- мандалы, чья родовая богиня и хранительница – Таледжу – «благославила» Притхви Нараяна во власть. Так как Шахи были по происхождению парбатия/кхасы (из региона Khas deś / Parbat deś, «страна гор»), парбатийская аристократия заняла ведущие позиции в государстве, и смотрела на жителей Долины свысока. Это, в частности, отмечает в своей автобиографии Притхви Нараян. Но все же новым центром королевства стала не вотчинная Горкха, а Катманду при сохранении обычаев горных владений Западного Непала (в том числе, с переездом из летней столицы Катманду в зимнюю – Нувакот в горах на краю долины, что «связывало» пространство «страны гор» и Непальской долины, т.е. «страны Непал»). Новая династия переняла и сохранила многие традиции неварских монархий Малла, и сакральный центр королевства постепенно переместился в «Непал деш». Так Долина стала главной, центральной землей, а «Непал» взял на себя представительство государства в целом.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 434 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2487 - | 2329 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.