К северо-востоку от «куриной шейки».
Северная Бенгалия: регион в регионе или между?
Северная Бенгалия – этнографический регион, в расширенном понимании включающий в себя северные области Западной Бенгалии (районы Дарджилинг, Джалпайгури, Коч-Бехар, а также Северный и Южный Динджапур, Муршидабад, Мальду), северные области Бангладеш (районы Раджшахи и Рангпур) и часть Бихара (Кишангандж). Однако чаще «Северной Бенгалией» называют только три района (Коч-Бехар, Джалпайгури и Дарджилинг), находящиеся к северо-востоку от «куриной шейки» (chicken neck) – как в индийской публицистике именуется узкий «перешеек» индийской территории, «коридор Силигури», место, где максимально близко находятся границы Непала, Бутана, Бангладеш, область связи основной индийской территории с Сиккимом, Ассамом и т.д.
В историко-этнографическом смысле Северная Бенгалия (тесно связанная с Западным Ассамом, районом Гоалпара) – это место встречи Южной, Юго-Восточной Азии и тибетского мира, это значительная равнинная область, делящаяся на тераи и дуары, подступающая к предгималайской зоне, и окруженная бассейнами крупных рек.
В настоящем докладе я обращусь к культурному содержанию представления о «Северной Бенгалии», к самой концепции этого региона в контексте его истории и современной этнографической картины. Здесь придется учитывать несколько факторов: взаимодействие местного племенного населения со средне- и высококастовыми бенгальцами, исторически меняющуюся политическую принадлежность, феномен «подвижной границы», «индуизацию» и «исламизацию», формирование чайных плантаций и появление значительной доли населения – завезенных рабочих-мигрантов, а также фактор племен- адиваси. Значительную роль в образовании местной социально-культурной концепции сыграли реформистские движения среди одной из крупнейших этнических общностей – раджбанси: «Сорония Корон» (инспирированное еще религиозным учителем, создателем одной из неовишнуитских традиций бхакти Ассама Шанкардевой в XVI в. и развивавшееся в XVII в.), «Кшатрия Корон» (начатое Маниши Панчанам Бармой в XIX в.); необходимо также принимать во внимание зарождение в 1960–1970-х годах движения наксалитов и современные политические концепции движений за создание собственной территориальности (Кхамтапур, Гуркхаленд и «Адиваси бикаш паришад»).