С VII века н. э. положение еврейских общин в мире значительно усложнилось. Мир – и рассеянные еврейские общины как его часть, – оказался разделен между двумя религиями: христианством и исламом. Евреи, не имевшие ни своего государства, ни своей армии, должны были выработать новые формы социальной организации, которые позволили бы им сохранить свое духовное наследие и утвердить свой автономный статус в нееврейском обществе. Такой формой стала средневековая община, вписавшаяся в общую корпоративную структуру феодального общества и создавшая условия для удовлетворения социальных, религиозных и экономических потребностей евреев.
В Месопотамии при багдадских халифах и в Испании при владычестве мавров евреи пользовались уважением, допускались к высшим государственным должностям. Но надо сказать, что даже в этой, относительно благоприятной, обстановке никакого «равноправия» между евреями и мусульманами в странах исламского Средневековья НИКОГДА не было. В лучшем случае евреи были подданными второго сорта – также, впрочем, как и последователи любых других религий, включая христиан. Любые религиозные меньшинства для мусульман всегда были «неверными», и этот взгляд не исчез из сознания уммы (мусульманской общины) по сей день. Права «неверных» (особенно в религиозном плане) ВСЕГДА были серьезно урезаны: нельзя было возводить молитвенные дома, существовало предписание носить определенную одежду и селиться в определенных местах, было запрещено наделять «неверных» исламскими титулами и почестями. Иерархическое превосходство мусульман над представителями других религий ВСЕГДА было закреплено в социальной структуре общества. Однако обратной стороной этой дискриминации был тот факт, что мусульмане считали «своих» иноверцев (как иудеев, так и христиан) «подзащитными пред лицом Аллаха» («зимми» – находящийся под защитой мусульман). Иноверцы должны были платить подушный налог – джизйу (jizya). Жизнь и собственность «зимми» не подвергались опасности. Они имели право исповедовать свою религию, и не были принуждаемы принимать ислам. Общины иноверцев имели автономное управление, в сфере торговли они пользовались равными с мусульманами правами. Такая структура общества и отношений в мусульманском мире давала иудеям большую безопасность, чем христианство в средневековой Европе.
В раннем Средневековье евреи обладали более или менее устойчивым положением в социальной иерархии европейских стран. Имели они и более-менее сравнимые с коренным населением экономические права. Однако до конца XV века большинство западноевропейских евреев были изгнаны из мест проживания. Причин было множество: массовая религиозная нетерпимость, отмечающая германское, «варварское» Средневековье; массовое принятие христианства с начала XI века – принуждение к крещению иудеев; законодательное вытеснение евреев в «низкие» касты вроде ростовщиков.
Свою роль сыграла и более поздняя, извращенная трактовка так называемой «доктрины блаженного Августина», на сегодняшний день официально отмененная католической церковью. Согласно этой доктрине, евреям в христианском обществе должно быть отведено место свидетелей триумфа христианства. Позднейшие клерикалы сделали из нее собственный вывод: «хочешь засвидетельствовать триумф христианства – крестись». Не хочешь креститься – либо умри, либо беги!
Особенно это касалось ситуации в Англии, Испанской империи и Франции.
В результате иудеи в Европе оказались в период Средневековья в положении еще более отверженных, чем ранее.
В это же время в мусульманских странах активного преследования евреев не происходило. Ислам и иудаизм имели (и имеют по сей день!) гораздо больше общего, чем ислам и христианство. Это и строжайший монотеизм, сподвигавший мусульман к большей терпимости по отношению к иудеям, нежели к христианам, чье понятие о Святой Троице всегда вызывало у последователей ислама подозрение в политеизме. Это и многие схожие ритуалы – к примеру, практика иудейского кашрута[18], из которой, по сути, выросла практика исламского халяля.
Тем не менее и в исламских странах в это время можно периодически наблюдать вспышки насилия, направленного на иноверцев. Но здесь имеется принципиальная разница с европейскими погромами – жертвами насилия, как правило, становились все «зимми», а не иудеи или христиане по отдельности.
В христианских же странах насилие было направлено в основном против одной нехристианской группы, объявленной «злом», – евреев. Именно это насилие проложило путь к возникновению примерно с XII века антисемитизма как такового: религиозно обоснованного комплекса иррациональных, мифических и стереотипных взглядов о дьявольских, подлых и всесильных иудеях. Позднее из этого антисемитизма вырос антисемитизм светский: комплекс расистских взглядов, направленных в отдельности на евреев, а также теория всемирного еврейского заговора. Светского антисемитизма в средневековых исламских странах не существовало ВООБЩЕ. Он был принесен на Ближний Восток определенной частью европейских христиан-миссионеров только в XIX веке.
В Европе преследования евреев начались со времени Первого крестового похода (1096 г.), когда были разгромлены богатые еврейские общины на Рейне, в Трире, Шпейере, Майнце и Кельне. Евреи были истреблены, женщины подверглись насилию, а дети насильно крещены. Во многих государствах, владениях и городах евреи с XII века подвергались разнообразным притеснениям: их принуждали принимать крещение (марраны) под страхом смертной казни, жить в особых кварталах (гетто), носить особый костюм, запрещалось заниматься земледелием и многими ремеслами; во многих местах им разрешалось заниматься исключительно ростовщичеством и торговлей старым платьем.
С XIII века в Западной Европе принимаются антиеврейские постановления католической церкви. В 1290 г. евреи были изгнаны из Англии, в 1394 – из Франции. В 1348 году евреев обвинили в распространении эпидемии чумы и истребили во многих городах.
В 1492 году около 300 тысяч евреев изгнано из Испании и Португалии, где в течение 7 веков под владычеством мавров находился второй духовный центр евреев и расцвела ново-еврейская литература. Из Испании евреи направились в Нидерланды, Италию, где пользовались покровительством некоторых пап, и в Турцию. В Германии они были взяты под защиту императоров за уплату особой подати.