Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Античный период




Иудея под греческим владычеством (332–167 гг. до н. э.)

После того как персидская империя рухнула к ногам Александра Македонского, Иудея сначала была подчинена династии Птолемеев в Египте (320–201 гг. до н. э.), а затем сирийским Селевкидам.

В эту эпоху в еврейскую среду проникает греческая культура. Высшие классы примеряют на себя греческие нравы и обычаи, наряду с древнееврейским и арамейским распространяется также древнегреческий язык.

Одновременно среди евреев распространяются три философских и религиозных течения. Наиболее популярным является учение фарисеев, ревнителей закона Моисея. Через толкования они стремятся приспособить основы Моисеева законодательства к новым условиям жизни, а также оградить чистоту еврейского вероучения и ритуала от языческого и в особенности эллинского влияния.

Другого направления держались саддукеи, представители священнических и аристократических классов. Не допуская никаких толкований закона, они требовали от народа слепого исполнения обрядов.

Третье направление проповедовало удаление от мирской суеты, поиск спасения в простой и даже суровой жизни. Представителями этого течения были ессеи, духовные предтечи христианского аскетизма.

Рассеяние евреев по странам Востока и Запада продолжается.

Кроме обширных еврейских колоний в Месопотамии и Персии, Бактрии и Армении, появившихся еще в период вавилонского пленения, образуется многочисленная колония евреев в Египте (Александрия и другие города). Во II в. до н. э. появились колонии евреев в Риме и некоторых приморских городах западного Средиземноморья.

Освободительные войны Хасмонеев (167–140 гг. до н. э.)

С переходом евреев под сирийское владычество, при Антиохе IV Эпифане, начались жестокие гонения на еврейский культ и стремление насильственно эллинизировать евреев. В результате под предводительством священника Маттафии и его сыновей (Маккавеев) возникло восстание (165–143 г. до н. э.) против сирийцев, закончившееся освобождением Иудеи из-под власти Сирии. В 143 г. до н. э. освобожденная Иудея провозгласила правителем сына Маттафии, Симона (Шимона), родоначальника хасмонейской династии.

Хасмонейское царство (140 – 37 гг. до н. э.)

Преемником Симона был его сын Иоанн-Гиркан (134–104 г. до н. э.), ставший одновременно и царем и первосвященником. Однако его потомки уже не поддерживали тех традиций национальной культуры, которые привели Маккавеев к власти.

После Иоанна-Гиркана царствовали его сыновья Аристобул (104–103 гг. до н. э.), и Александр-Яннай (103-76 гг. до н. э.). Последнему наследовала его супруга, Саломея Александра (76–67 гг. до н. э.). В 67 г. до н. э. вспыхнула распря между сыновьями Саломеи, Гирканом II и Аристобулом II, в результате которой был призван третейским судьей римский полководец Помпей. Помпей рассудил распрю своеобразно – он захватил Иерусалим и превратил Иудею в этнархию[17], входившую в состав римской провинции Сирии.

При поддержке Рима последнего хасмонейского царя сверг идумейский аристократ Ирод I Великий в 36 г. до н. э.

Царь Ирод I и его преемники (36 г до н. э. – 6 г н. э.)

Ирод I Великий, поддерживаемый римлянами, покорил Иерусалим (37 г. до н. э.), отстроил великолепный Иерусалимский храм (19 г. до н. э.), Ирод умер в 4 г. до н. э. Сын его, Архелай, был низложен в 6 г. н. э. римлянами, Иудея присоединена к провинции Сирии и подчинена римскому прокуратору. Посмотрите внимательно на даты этого исторического периода. Именно на фоне этих исторических событий родился Христос…

Иудея под властью Рима (6—66 гг. н. э.)

Ирод Агриппа I, внук Ирода Великого, стал (с 17 по 44 гг. н. э.), по милости римского императора Калигулы, царем Иудеи. Однако антинациональная политики Иродовой династии, произвол и насилие римских прокураторов вызвали сильное брожение в народе.

В этот период еврейская диаспора еще более укрепила свою связь с Иерусалимом. Собиравшийся при Храме Синедрион рассылал по всему древнему миру гонцов, руководя жизнью еврейской диаспоры в Риме и Александрии, в Вавилонии и Афинах, а евреи диаспоры прибывали в Иерусалим, особенно на большие праздники, и задерживались там месяцами, изучая Тору и наблюдая Храмовую службу. Они говорили на разных языках, носили одежды, принятые там, откуда они приехали, но ощущали себя одним народом.

Война с римлянами, падение иудейского государства и разрушение Второго храма (66–70 гг. н. э.)

В 66 году разразилось восстание против римлян (Иудейская война), окончившееся в 70 году взятием Иерусалима римским полководцем Титом, разрушением Храма, избиением и изгнанием евреев. С этого момента начинается период, в течение которого диаспора, живущая в Рассеянии, взяла на себя самостоятельную культурную роль.

Период Мишны и Талмуда (I–VII вв.)

Политика Римской империи всегда была направлена на внедрение в сознание порабощенных народов представления об исключительной, «божественной» власти императора. Но в случае с евреями римляне впервые натолкнулись на монотеистическое, глубоко и подробно разработанное религиозное учение. В результате неприятия евреями официальной религии Римской империи, а также поощряемого римскими наместниками укрепления позиций других народов в Земле Израиля привели к многочисленным восстаниям еврейского народа против Рима (Иудейские войны, I–II вв. н. э.).

В результате после разрушения Второго Храма (70 г. н. э.) большое число евреев было изгнано из Иудеи, пополнив еврейские общины диаспоры. В Египте и Ливии в 117 году были уничтожены восставшие еврейские общины, насчитывавшие сотни тысяч человек. А после жестокого подавления последнего восстания евреев под предводительством Бар-Кохбы (132–135 гг. н. э.) еврейскому присутствию в Иерусалиме и Иудее вообще был положен конец. Тогда же появился введенный римлянами термин «Палестина», который должен был стереть память о еврейском присутствии в Земле Израиля.

Утрата национального государства и изгнание евреев привели к активному сплачиванию в диаспоры. В это время создавались тексты, из которых впоследствии были составлены Мишна и Талмуд. Сообщества духовных учителей, занимавшихся этим трудом, работали независимо в Земле Израиля (в основном в Галилее) и в Вавилоне. Это стало причиной существования двух вариантов: Иерусалимский Талмуд и Вавилонский Талмуд. Именно поэтому данный период еврейской истории принято называть «периодом Мишны и Талмуда». Отраженные в Мишне и Талмуде основы автономной судебной и образовательной систем выражали надежду еврейского народа на то, что рано или поздно возникнут условия для возрождения еврейского государства в Земле Израиля. Еще тогда еврейские общины разрабатывали формы духовной жизни, направленные на сохранение национальной неповторимости в отсутствие собственного государства.

После разрушения Второго Храма и разгрома восстания Бар-Кохбы большая часть евреев ушла в Вавилонию, не подвластную Риму и населенную евреями еще с VII века до н. э. Там в течение восьми веков находился духовный и интеллектуальный центр евреев, действовали еврейские талмудические академии, жили духовные главы евреев: эксилархи и гаоны.

В это же время множество еврейских переселенцев направилось в Египет, вдоль африканского побережья до Марокко и далее – на Пиренейский полуостров. Считается, что этот поток породил западных евреев – сефардов. Обширные еврейские колонии возникли также в Риме, в северной Италии, южной Франции и в прирейнских городах.

Другой поток переселенцев был направлен на Балканский полуостров, через владения турок, Византии и Хазарского каганата, вдоль Черного моря к Азову и Крыму и далее до Днепра (по территории все еще Хазарского каганата), туда, где в VI веке нашей эры только возникнет «мать городов русских» – Киев.

Оставим до времени судьбу иудеев, пришедших через Турцию и Византию на земли Хазарского каганата и те приднепровские земли, которые еще принадлежат хазарам. Ведь только в конце IX века, с ослабление каганата, дружинникам Рюрика, варягам Аскольду и Диру удалось захватить город Киев, и Дир сел в нем на княжение. А в 882 году этот город был завоеван родственником Рюрика, новгородским князем Олегом, который перенес в него свою резиденцию. С этого момента Киев стал столицей нового государства – Киевской Руси. Ослабленному каганату пришлось проглотить такую пилюлю. Продолжение этой ветки событий истории еврейского народа вы найдете в главе «История евреев в России», потому что в городе Киеве, даже чисто формально принадлежавшем хазарам, чьей ОФИЦИАЛЬНОЙ РЕЛИГИЕЙ был ИУДАИЗМ, иудеев (т. е. евреев) было более чем достаточно. Именно со времен хазарского каганата нам придется отсчитывать историю евреев в России…

Что же касается тех евреев, что пришли на Пиренейский полуостров, многие из них впоследствии оказались на территории, принадлежащей мусульманам, с которыми в те времена евреи соседствовали мирно и сосуществовали достаточно успешно. Еврейские переселенцы жили своими общинами достаточно мирно везде, занимаясь земледелием, ремеслами, организовывали торговые сношения между Востоком и Западом. В Италии, Франции и Германии евреи до начала Средних веков не подвергались никаким ограничениям в занятиях. В Ломбардии и южной Франции они занимались земледелием наряду с торговлей…

Но такая мирная жизнь продолжалось лишь до принятия Римской империей христианства (В 312 году император Константин Великий принял эту веру, его примеру последовали трое его сыновей, которые также стали императорами) как государственной религии. С возникновением христианской империи еврейские общины оказались в принципиально новой ситуации. Хотя формально иудаизм не был запрещен, христианское духовенство при поддержке императоров начало атаку на евреев. С целью насильственного крещения и ущемления прав отказавшихся сменить веру.

После раздела Римской империи в 395 году Палестина стала провинцией Византии. Преследования евреев начались и в Византии при Феодосии II (401–450 гг.), который отличался религиозным фанатизмом и стремлением к полицейскому регламентированию внутренней жизни страны.

В 614 году персидские войска, при поддержке местных евреев, завоевали Палестину. В 629 году византийцы вернули себе эту территорию и устроили резню и погромы. В 629–630 годах еврейское присутствие в регионе достигло своего минимума за всю трехтысячелетнюю историю, но полностью не исчезло.

Первое вторжение арабов в Палестину датируется 634 годом. А в 638 году они уже полностью вытеснили византийцев с этих земель.

После арабского завоевания Палестины на еврейское население были наложены тяжелые подати. Это сделало экономически невыгодным занятие сельским хозяйством. Многие евреи переселились в города или эмигрировали.

Большинство евреев оказалось рассредоточено по другим странам. Условия жизни в них сильно различались – от наличия автономных районов с собственными органами управления (в бывшей Вавилонии) до положения дискриминируемой касты, как в Византии.

В эту эпоху на месте Западной Римской империи и ее окраинах возникли новые государства. Некоторые из них, расставаясь с язычеством, приняли иудаизм в качестве государственной религии. Нумидия (на территории современного Алжира) и Химьяр в Йемене были вскоре завоеваны мусульманами. А вот Хазария (Хазарский каганат) в степях Восточной Европы превратилась в региональную сверхдержаву и сохраняла свое положение до конца X века. Евреи зачастую становились торговыми и культурными посредниками между враждующими христианами и мусульманами.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 505 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2392 - | 2270 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.