Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќбширность еврейской истории




¬ этой книге уже столько раз упоминались слова Ђуникальностьї и Ђуникальної, что впору от них устать. Ќо еврейскую историю действительно хочетс€ назвать уникальным сводом фактов, одним из удивительных свойств которой €вл€етс€ ее географическа€ обширность и своеобразие. –азные этапы истории еврейского народа св€заны с разными регионами земли, с разными культурами.

Ќа заре еврейской истории событи€ концентрировались вокруг Ѕлижневосточных земель. Ќачина€ с I века н. э. и далее, в раннее —редневековье, больша€ часть еврейского народа проживала в странах ислама. ¬ поздние —редние века и в Ќовое врем€ центральные событи€ еврейской истории перемещаютс€ в ≈вропу и –оссию. — течением времени ареной событий еврейской истории станов€тс€ «ападна€ и ¬осточна€ ≈вропа, —еверна€ јмерика. Ќо и с возникновением еврейского Ђнационального очагаї, а затем государства »зраиль, еврейска€ истори€ по-прежнему остаетс€ Ђвсемирнойї историей Ц во вс€ком случае, в ее географическом смысле.

»з-за того, что еврейский народ возник на перекрестке культурных путей и древних цивилизаций, еврейска€ культура развивалась в посто€нном контакте с окружающими народами и в своей стране, и в изгнании. ≈вреи оказали значительное вли€ние на развитие христианской и мусульманской цивилизаций, но и сами не были изолированы от внешних вли€ний. —оставл€€ однозначное меньшинство в среде других народов, евреи не могли не заимствовать культурных достижений народов, с которыми они находились в близком соседстве.

ƒревнейша€ (библейска€) истори€ (XXЦXI вв. до н. э.)

[15]

”казыва€ врем€ формировани€ еврейского народа, большинство ученых называют промежуток времени между II и I тыс. до н. э. ѕри этом общепризнанным €вл€етс€ тот факт, что на территории зарождени€ еврейского народа и ранее существовала человеческа€ цивилизаци€ Ц что удлин€ет саму историю евреев.   сожалению, с материальными подтверждени€ми этих фактов дело обстоит не столь благополучно. “ак, к моменту формировани€ идеи сионизма и первой волны еврейских переселенцев на земли ѕалестины, на территории современного »зраил€, не сохранилось Ќ» ќƒЌќ√ќ —“–ќ≈Ќ»я из описанных в Ѕиблии. ƒаже знаменита€ Ђ—тена ѕлачаї €вл€етс€ частью крепостной стены, построенной римл€нами в более позднюю эпоху.  онечно, можно предполагать, что на постройку этой стены пошли камни разрушенного ’рама, ноЕ

Ќачало еврейской истории св€зано с библейской эпохой. ќсновными источниками дл€ изучени€ древнейшей истории еврейского народа служит ¬етхий «авет (“анах), а также сочинени€ »осифа ‘лави€ (Ђ»удейские древностиї и Ђ»удейска€ войнаї), ‘илона јлександрийского и др.

Ќачало еврейской истории охватывает период от по€влени€ евреев на арене истории во времена јвраама, родоначальника еврейского народа (около XX в. до н. э.), до завоевани€ »удеи јлександром ћакедонским (IV в. до н. э.). ’ронологически возникновение еврейского народа совпало с эпохой рождени€ древнейших письменных цивилизаций, а географически его Ђнациональный очагї возник на Ђперекресткеї ƒревнего мира Ц там, где встречаютс€ пути, соедин€ющие ћесопотамию и ≈гипет, ћалую јзию и јравию.

Ёпоха ѕатриархов, родоначальников еврейского народа (XXЦXVII вв. до н. э.)

¬ XX в. до н. э. јвраам со своим семейством пришел в ’анаан из ћесопотамии, и три поколени€ его потомков жили там, занима€сь кочевым скотоводством. ¬ ’анаане јвраам встретил значительное население, уже сто€вшее на достаточно высокой ступени культурного развити€. —уществовали города, ужасавшие кочевников своей распущенностью (—одом и √оморра, например). „ерез ’анаан проходили древнейшие торговые и культурные пути, св€зывавшие две древнейшие письменные цивилизации Ц ¬авилон в ћеждуречье и ≈гипет в —еверной јфрике.

»менно в ’анаане был заключен «авет между Ѕогом и јвраамом, договор, которым определ€лась дальнейша€ судьба потомков јвраама.

≈врейские патриархи Ц јвраам, »саак и »аков вели образ жизни скромных кочевников. „исленность потомков јвраама за это врем€ существенно выросла.

—огласно Ѕиблии, родоначальник еврейского народа јвраам (через ≈вера, происходивший по пр€мой линии от —има, сына Ќо€), был выходцем из города ”р в ћесопотамии (юг современного »рака, на западе от реки ≈вфрат). ¬последствии внук јвраама »аков переселилс€ в ≈гипет со всем своим домом (родом). »менно двенадцать сыновей »акова дали происхождение 12 коленам (12 родам) еврейского народа.

ѕереселение в ≈гипет и египетское рабство (XVIIЦXIII вв. до н. э.)

—огласно  ниге Ѕытие, евреи переселились в ≈гипет вслед за »осифом, сделавшимс€ первым министром египетского фараона и фактическим правителем ≈гипта. »осиф помог своему отцу »акову со всей семьей (67 человек) переселитьс€ в ≈гипет и поселитьс€ в земле √есем (√ошен) (Ѕыт.46:6).

ѕереселение евреев в ≈гипет произошло в то врем€, когда там правила династи€ гиксосов, или Ђцарей-пастуховї (с XVII в. до н. э.), котора€ принадлежала чужеземной народности, насильственно вторгшейс€ в ≈гипет и захватившей престол фараонов. ѕри одном из представителей этой династии, по всей веро€тности, и правил ≈гиптом »осиф, так как только при фараоне пастушеской династии мыслимо было, чтобы ничтожный раб, вышедший из презиравшихс€ коренными египт€нами пастухов, мог быть назначен на пост верховного правител€ страны. »м€ этому фараону јпапи II. — целью упрочени€ своего положени€ гиксосы покровительствовали инородцам и раздавали им лучшие земли, чтобы найти в них верных союзников. “акой политикой можно объ€снить и то, что јпапи II отдал вновь прибывшим поселенцам Ц евре€м Ц один из богатейших округов страны.

ѕоселенное на богатой почве, окруженное всеми благами высокоразвитой культуры, использу€ выгодное положение племени (родство к первому министру и благодетелю страны), еврейское население стало быстро расти.

Ќо процветание длилось недолго. ƒинасти€ гиксосов была свергнута и изгнана из страны (приблизительно около 1550 г. до н. э.). ѕон€тное дело, воцаривша€с€ XVII династи€ (вышедша€ из ‘ив) была вовсе не настроена сохран€ть режим благопри€тствовани€ дл€ родственников фаворита предыдущей династии. ѕоэтому вполне естественно, что нова€ династи€ не только не сохранила прежние привилегии и вольности еврейских переселенцев, а напротив, начала относитьс€ к ним подозрительно и враждебно.

“ак как евреи к моменту смены династий расплодились и стали представл€ть собой значительную политическую силу, по отношению к ним начались репрессии, которые только ужесточались с каждым новым правителем. Ќе надо думать, что фараоны придумали дл€ своих еврейских подданных что-то эксклюзивное (они и исконных египт€н не сильно жалели) Ц но трудова€ повинность была наложена жесточайша€. ≈врейские рабочие работали в каменоломн€х и на постройке пограничных крепостей, на рытье каналов и орошении полей. ѕ€тикнижие рисует этот период словами:

Ђ≈гипт€не с жестокостью принуждали сынов »зраилевых к работам и делали жизнь их горькою от т€жкой работы над глиною и кирпичами и от вс€кой работы полевойї.

(»сх.1,13Ц14).

—огласно традиционной исторической хронологии, Ђегипетское рабствої продолжалось 210 лет.

»сход из ≈гипта и период —китаний (XIV в. до н. э./40 лет)

Ќесмотр€ на т€жкий труд (а может, наоборот, благодар€ ему), евреи продолжали успешно плодитьс€ и размножатьс€. ѕон€тно, что симпатии к фараонам потомки »акова не испытывали. „тобы предупредить возможность открытого выступлени€ евреев против власти, фараон прибег к испытанному в древности способу. ќн приказал, сначала тайно, а потом и открыто убивать родившихс€ мальчиков из племени израильт€н Ц чтобы уменьшить количество мужчин, способных держать оружие. Ќо, как это часто бывает в истории, в результате Ђразумных предосторожностейї возникают непредсказуемые коллизии. ¬ поисках спасени€ от гибели еврейский мальчик был отпущен в корзине по волнам Ц и попал в руки дочери фараона. Ёто был ћоисей.

ћоисей был воспитан при царском дворе. ¬ качестве усыновленного сына дочери фараона (’атасу самосто€тельно правившей страной в качестве регентши и опекунши своего младшего брата (впоследствии знаменитого фараона Ц воител€ “отмеса III) он был научен египетскими жрецами Ђвсей мудрости ≈гипетскойї (ƒе€н. 7, 22) и, таким образом, получил блистательное по тем временам образование.

ћоисей узнал о своем происхождении от еврейского народа. ќн Ђлучше захотел страдать с народом Ѕожиим, нежели иметь временное, греховное наслаждениеї (≈вр. 11, 25) и потому даже Ђотказалс€ называтьс€ сыном дочери фараоновойї (≈вр. 11, 24). ќднажды в порыве негодовани€ он убил египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал раба-израильт€нина. ћоисей зарыл египт€нина в песке, стара€сь скрыть следы своего невольного человекоубийства, однако молва о его поступке успела распространитьс€, и ему грозила смертна€ казнь.

—паса€ свою жизнь, он вынужден был бежать из ≈гипта на гористый, малодоступный —инайский полуостров, в ћидь€н, где он в течение 40 лет вел тихую пастушескую жизнь. ќднако 40 лет спуст€ ћоисей получил от Ѕога повеление вернутьс€ в ≈гипет, чтобы вывести оттуда свой народ из плена и привести их к служению открывшемус€ ему Ѕогу. ¬ернувшись в ≈гипет уже в качестве посланника и пророка Ѕожи€, ћоисей именем Ѕога потребовал от фараона отпустить его народ, демонстриру€ чудеса, призванные убедить фараона и его приближенных в божественности его предназначени€. Ёти чудеса получили название Ђдес€ти казней египетскихї из-за того, что каждое продемонстрированное ћоисеем чудо сопровождалось страшными бедстви€ми дл€ египт€н. ¬ конце концов, однажды ночью ћоисей увел свой народ из ≈гипта. ¬сего через неделю после »схода арми€ фараона настигла евреев у „ермного, или  расного, мор€, где совершаетс€ еще одно чудо: воды мор€ расступились перед израильт€нами и сомкнулись над войском фараона.

—транству€ по пустыне вслед за огненным столпом, израильт€не, спуст€ семь недель после »схода, подошли к горе —инай. ” подошвы этой горы (отождествл€емой большинством исследователей с горой —ас-—афсафех, а другими с —ербалом) при грозных €влени€х природы заключен был окончательный «авет между Ѕогом и евре€ми как избранным народом, предназначенным отныне быть носителем истинной религии и нравственности дл€ распространени€ их впоследствии на все человечество.

ќснову «авета составили знаменитые Ђƒес€ть заповедей √осподаї, высеченные ћоисеем на двух —крижал€х «авета после сорокадневного пребывани€ с Ѕогом на горе —инай. Ёти заповеди, данные √осподом народу »зраил€, выражают основные начала религии и нравственности и доныне составл€ют основу талмудического права (√алахи).

“ам же произошла религиозна€ и общественна€ организаци€ еврейского народа: была сооружена —кини€ (походный храм). ѕри этом по воле ¬севышнего колено (семь€) Ћеви€ (левиты) было выделено дл€ ее обслуживани€, а из самого колена были выделены коэны Ц потомки јарона, брата ћоисе€, дл€ св€щеннослужени€.

ѕосле годичной сто€нки у св€щенной горы —инай народ, насчитывавший более 600 000 человек, способных носить оружие (что дл€ всего народа составит более 2 000 000 душ), двинулс€ в дальнейший путь к «емле ќбетованной, то есть к ’анаану.

Ќесмотр€ на то, что цель странствий Ц земл€ ’анаан была установлена еще при выходе из ≈гипта, народ проводит в пути 40 лет в наказание за то, что посланные в ’анаан разведчики не рекомендовали евре€м туда входить[16]. ѕуть израильт€н по пустыне сопровождалс€ как бедстви€ми, так и божественными чудесами: дарованием манны небесной, по€влением воды из скалы и многими другими.

„ерез 40 лет странствовани€ уже новое поколение подошло к границам ’анаана к северу от ћертвого мор€, где сделало последнюю остановку на берегу »ордана. “ам с вершины горы Ќево ћоисей взгл€нул на страну своих надежд и, сделав нужные распор€жени€ и назначив своим преемником мужественного и испытанного воина »исуса Ќавина, скончалс€, так и не вступив в «емлю ќбетованную.

«авоевание ’анаана (ок. XIII в. до н. э.)

—огласно библейским предани€м, »исус Ќавин с необычайной энергией повел наступательную войну и, пользу€сь раздробленностью местных ханаанских кн€зей, за короткое врем€ разбил их одного за другим. «авоевание было исполнено в семь лет, а завоеванна€ земл€ разделена между двенадцатью племенами, на которые раздел€лс€ народ (по числу своих двенадцати родоначальников, сыновей »акова), с выделением из них тринадцатого колена Ћеви€ на св€щенное служение. «авоевание не было м€гким, вражеские племена частенько вырезались Ђпод кореньї, что, впрочем, было Ђв пор€дке вещейї дл€ военных действий того времени: плодородных земель и пастбищ было мало, и война велась не дл€ добычи, а дл€ завоевани€ территории дл€ жизни.

Ёпоха —удей (XIIIЦX вв. до н. э.)

ѕосле смерти »исуса Ќавина еврейский народ фактически распалс€ на двенадцать самосто€тельных государств, объединенных лишь единством религии и религиозного закона и сознанием своего братства по крови. ¬озглавл€лись эти государства старейшинами и вожд€ми, так называемыми —удь€ми. —реди —удей оставили след в исторической пам€ти знаменита€ пророчица ƒевора, доблестный √едеон и прославившийс€ своей чудесной силой —амсон, гроза злейшего врага израильского народа Ц филистимл€н.

Ќесмотр€ на подвиги отдельных лиц, вс€ истори€ периода —удей (продолжавшегос€ около 300 лет) есть истори€ постепенных заблуждений, беззаконий и идолопоклонства народа с неразлучно следовавшими за ними бедстви€ми. —реди избранного народа почти совсем была забыта истинна€ религи€, на место которой €вились жалкие суевери€. Ѕезнравственность стала настолько всеобщей, что прелюбодейное сожительство считалось обычным делом и как бы замен€ло брак, а в некоторых городах развелись даже такие гнусные пороки, которыми некогда —одом и √оморра навлекли на себ€ страшный гнев Ѕожий.

¬нутреннее беззаконие и всеобщее самоуправство рисуют не радужную картину жизни израильского народа в те дни, Ђкогда у него не было цар€ и когда каждый делал то, что ему казалось справедливымї (—уд. 21, 25). »збранному народу грозили разложение и гибель, но он был избавлен от них последним и наиболее знаменитым судьей —амуилом.

ќткрыв источник бедствий евреев и облада€ проницательным умом, —амуил решаетс€ произвести в еврейских государствах радикальную религиозно-общественную реформу. —осредоточив в своих руках и духовную, и гражданскую власть и будучи пламенным ревнителем веры отцов, он с целью возрождени€ народа, сам будучи пророком и учителем веры, пришел к мысли основать учреждение, которое могло бы навсегда служить источником духовного просвещени€ и из которого могли бы выходить просвещенные ревнители веры и закона. Ќа практике такое учреждение реализовалось в виде пророческих школ, или так называемых Ђсонмов пророковї.

»з этих школ впоследствии выходили доблестные мужи, грозные мстители за вс€кое попрание религии, истины и справедливости. —воей неустанной проповедью они с этого времени не переставали будить совесть народа и его правителей и тем самым поддерживали в нем дух истинной религии и доброй нравственности.

ћудрое правление —амуила продолжалось до его преклонных лет, но беззаконные действи€ его негодных сыновей, которых он поставил судь€м, и вновь угрожали народу возвращением к прежним бедстви€м. “огда народ стал просить престарелого судью:

Ђ¬от ты состарилс€, а сыновь€ твои не ход€т пут€ми твоими; итак, поставь над ними цар€, чтобы он судил нас, как у прочих народовї.

(1 ÷ар. 8, 5).

—амуил помазал на царство —аула (Ўаула) из колена ¬ениаминова, отличавшегос€ суровым нравом и воинственностью. “ем самым было создано объединенное еврейское царство.

ƒревн€€ истори€ (XIЦIV вв. до н. э.)

ѕериод Ђобъединенного царстваї (XIЦX вв. до н. э.)

ѕравление —аула (ок. 1029Ц1005 гг. до н. э.)

Ќовый царь, и после избрани€ на царство продолжавший предаватьс€ мирному труду пахар€, скоро показал свою воинскую доблесть и нанес несколько поражений враждебным народам, особенно филистимл€нам, со времени —амсона сделавшимс€ злейшими угнетател€ми »зраил€. Ќо эти подвиги вскружили ему голову, и он начал круто переходить к абсолютному самодержавию, игнориру€ даже указани€ престарелого пророка —амуила и закон ћоисеев. Ёто неминуемо должно было привести к столкновению светской и духовной властей, что и случилось. –езультат этого столкновени€ Ц прекращение правлени€ —аула и избрание царем юного ƒавида из колена »удина, из города ¬ифлеема.

ѕравление ƒавида (ок. 1005Ц962 гг. до н. э.)

ƒавид, помазанный на царство, когда еще был пастухом, стал знаменитейшим царем »зраил€ и родоначальником длинной линии царей иудейских почти до конца существовани€ иудейского государства. —удьба ƒавида и его правление Ц это материал дл€ нескольких романов, но не о нем сейчас речь.

ƒавид подчинил колено ¬ениаминово и основал общую столицу.

ƒл€ этой цели он наметил одну сильную крепость на рубеже земель колен »удина и ¬ениаминова, котора€, несмотр€ на все усили€ израильт€н, отстаивала свою независимость и до того принадлежала храброму племени иевусеев. Ёто и был »ерусалим. ƒавид захватил крепость и основал в ней царскую столицу. Ќова€ столица, благодар€ крайне благопри€тному положению, начала быстро ст€гивать к себе иудейское население, скоро расцвела пышно и богато, »ерусалим стал одним из знаменитейших городов в истории не только израильского народа, но и всего человечества.

—о времени правлени€ ƒавида начинаетс€ быстрый расцвет иудейского царства.

Ѕлагодар€ необычайной энергии этого гениального цар€ скоро приведены были в пор€док расстроившиес€ в конце прежнего царствовани€ внутренние дела. ј затем началс€ целый р€д победоносных войн, во врем€ которых окончательно были сокрушены злейшие враги »зраил€ Ц филистимл€не, а также моавит€не и идуме€не, земли которых сделались досто€нием »зраил€.

— финики€нами израильт€не вошли в ближайшие дружественные отношени€, эта дружба с высококультурным народом была весьма полезна и выгодна им в деле развити€ собственной материальной культуры. ¬месте с тем начала быстро развиватьс€ и духовна€ жизнь, именно к этому времени относитс€ богатейший расцвет древнееврейской духовно-религиозной поэзии, котора€ нашла особенно замечательное выражение в дивных по своей глубине и пламенности чувств Ђѕсалмахї самого ƒавида и приближенных к нему певцов. ѕравда, к концу царствовани€, вследствие введенного царем многоженства, в государстве начались смуты. ѕосле непродолжительно Ђсмутногої времени престол перешел к сыну самой любимой жены ƒавида, юному —оломону (около 1020 г. до н. э.).

ѕравление —оломона (ок. 970Ц930 гг. до н. э.)

—оломон унаследовал обширное государство, простиравшеес€ от Ђреки египетской до великой реки ≈вфратаї. ƒл€ управлени€ таким государством требовалась неординарна€ личность, одаренна€ большой мудростью.   счастью дл€ еврейского народа, —оломон был от природы наделен светлым умом и проницательностью, давшими ему впоследствии славу Ђмудрейшего цар€ї. —оломон обратил все свое внимание на культурное развитие государства и в этом отношении достиг необычайных результатов. —трана разбогатела, благососто€ние народа возросло до небывалой степени. ƒвор —оломона не уступал в своем блеске дворам величайших и могущественнейших властелинов тогдашнего цивилизованного мира.

Ќо высшим делом и славой его царствовани€ было построение величественного ’рама в »ерусалиме, заменившего собой обветшавшую —кинию, который отныне стал национальной гордостью »зраил€, душой его не только религиозной, но и политической жизни.

ѕри нем и поэзи€ достигла своего наивысшего развити€, вершина ее Ц знаменита€ Ђѕеснь ѕеснейї (Ўир ха-ширим), по своей внешней форме представл€юща€ собой нечто вроде лирической драмы, воспевающей любовь в ее глубочайшей основе и чистоте.

Ёпоха ѕервого ’рама (IXЦVI вв. до н. э.)

ѕериод разделенных царств (930Ц580 гг. до н. э.)

ѕосле смерти —оломона, при его преемнике, неопытном и заносчивом –овоаме, народ израильский разделилс€ на два царства, из которых большее (дес€ть колен) отошло к »еровоаму из колена ≈фремова (около 978 г. до н. э.). Ёти половины стали называтьс€ »удейским царством и »зраильским царством, и между ними началось ожесточенное соперничество, которое истощало силы обоих государств.

Ётим тут же воспользовались враги Ц уже при –овоаме первом царе »удейского царства, египетский фараон Ўешонк I предприн€л быстрый набег на »удею, вз€л штурмом и ограбил »ерусалим и многие другие города страны, а свою победу увековечил в изображени€х и надпис€х на стене храма в  арнаке.

— политической раздробленностью началс€ и распад религиозного единства: в царстве »зраильском »еровоамом, первым его правителем, несомненно с политическими цел€ми был учрежден новый культ, Ц поклонение богам »зраил€ Ц двум золотым тельцам. »м были построены храмы в ¬ефиле и ƒане. Ќасаждаема€ религи€, несомненно, была идолопоклонством и не имела ничего общего с религией »зраил€.

Ќапрасно протестовали против этого великие пророки. Ќовый культ укоренилс€ и привлек многих последователей. Ёто повлекло за собой ослабление государства: вс€ истори€ »зраильского царства представл€ет собой непрестанные внутренние смуты и перевороты.

¬ 722 году столица »зраильского царства Ц —амари€ Ц была разгромлена ассирийской армией, а его население, потомки дес€ти из 12 колен »зраил€, были переселены ассирийцами в ћидию. ”веденный в плен народ »зраильского царства бесследно затер€лс€ среди многочисленных народностей ¬остока. ѕредани€ о Ђдес€ти пропавших коленахї были попул€рны в еврейском, христианском и мусульманском фольклоре, до сих пор распространены среди восточных еврейских общин. —огласно одной из версий, именно они дали начало ’азарскому каганату и Ц через многие столети€ Ц сформировали Ђвосточных евреевї (ашкенази). Ќо об этом Ц чуть позжеЕ

»удейское царство при господстве јссирии и ¬авилонии (720Ц586 гг. до н. э.)

»удейское царство, остававшеес€ верным истинной религии и закону ћоисе€, продержалось дольше »зраильского; но и оно не избегло роковой участи. ¬ 586 г. до н. э. вавилон€не завоевали »удейское царство, разрушили »ерусалимский храм и увели многих его жителей в ¬авилон (вавилонское пленение).

¬авилонское пленение (586Ц537 гг. до н. э.)

¬авилонский плен, однако, не уничтожил народа »удеи (в отличие от ассирийского плена, погубившего Ђ10 колен »зраил€ї). —пуст€ 70 лет в силу указа великодушного  ира ѕерсидского, сломившего могущество ¬авилона, иудеи получили возможность возвратитьс€ на свою землю и построить новый ’рам в »ерусалиме.

Ёпоха ¬торого ’рама (VI в. до н. э. Ц I в. н. э.)

»уде€ при господстве ѕерсидской империи (539Ц332 гг. до н. э.)

— падением ¬авилона (539 г. до н. э.) и возникновением ѕерсидской империи, часть евреев возвратилась в »удею, где ими был восстановлен ’рам и возрожден религиозный центр в »ерусалиме, вокруг которого возобновилась государственна€ и религиозна€ общность евреев. ѕерсидские цари официально признали право евреев жить по законам праотцов, закрепленным “орой.

Ётот период интересен дл€ нас тем, что именно в это врем€ начинает складыватьс€ уникальна€ модель существовани€ еврейского народа, включающа€ символический культурный центр в »ерусалиме и обширную диаспору. ƒиаспора охватывает —еверную јфрику, ћалую јзию, —ирию, »ран,  авказ,  рым, «ападное —редиземноморье.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 360 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„тобы получилс€ студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без м€са и развести водой 1:10 © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1564 - | 1500 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.035 с.