Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


”пражнени€ на взаимное понимание 1 страница




перейти к оглавлению

”пражнение "”нисон"

¬ариант 1

”частники разбиваютс€ по парам.  аж≠да€ пара пытаетс€ достичь совпадени€ при одновремен≠ном произнесении слов с одинаковым началом и разным окончанием. ƒл€ этого могут быть использованы, на≠пример, следующие пары слов: паро-ходЦпаро-воз, само-катЦсамо-лет, верто-летЦверто-прах и т. д.

¬ариант 2

”частники играют в парах. «адача за≠ключаетс€ в том, чтобы научитьс€ одновременно вы≠брасывать одинаковое количество пальцев, не сгова≠рива€сь предварительно. ѕарой, достигшей наивысшего взаимопонимани€, считаетс€ та, котора€ при демон≠страции показала наибольшее число совпадений под≠р€д. ќстальные участники при этом играют роль экс≠пертов, стрем€щихс€ определить, нет ли у выступа≠ющей пары каких-либо скрытых средств общени€, помогающих достигать согласи€.

¬ариант 3

¬ игре используютс€ монеты, по одной дл€ каждого участника. —начала, разбившись на пары, участники тренируютс€ в том, чтобы одновременно, без предварительной договоренности, выкладывать свои монетки одной и той же стороной. ѕоскольку это не игра в "орла и решку", каждый играющий выкла≠дывает монеты не вслепую, а выбира€ свой вариант дл€ очередной попытки.

¬торой этап игры Ц это соревнование пар, где демонстрируетс€ умение выкладывать монетки одной и той же стороной, не сговарива€сь. ѕобедител€ми считаютс€ те, кто достигает максимального числа совпадений. «рители же стрем€тс€ пон€ть, за счет чего кажда€ пара добиваетс€ успеха.

”пражнение " ака€ рука гор€чее"

√руппа разбиваетс€ на пары. ќдин из партнеров в каждой паре внутренними усили€ми, са≠мовнушением пытаетс€ слегка подн€ть температуру одной из своих ладоней или охладить другую.  огда это, по его мнению, получилось, он дает знак напар≠нику, который, ощупыва€ ладони партнера, должен определить, кака€ из ладоней гор€чее. ѕосле этого партнеры мен€ютс€ рол€ми.

”пражнение не только развивает тактильную вос≠приимчивость, но позвол€ет тренировать навыки са≠морегул€ции.

”пражнение "–азговор больших пальцев"

√руппа распредел€етс€ по парам. ѕарт≠неры выставл€ют вперед навстречу друг другу свою правую руку. Ѕольшие пальцы начинают разговор друг с другом. ¬о врем€ разговора они могут толкать и по≠глаживать, подковыривать и подпихивать, нежно об≠вивать и уродливо прогибатьс€ друг перед другом. ¬озможности дл€ импровизации здесь есть.

¬ первой части игры ведущий задает темы обще≠ни€, например, такие:

Ц пальцы встретились, заинтересовались друг другом и начали знакомитьс€;

Ц пальцы познакомились и договариваютс€ о том, где и как они проведут сегодн€шний вечер;

Ц пальцы не договорились и поругались. ќни бра≠н€тс€;

Ц пальцы обиделись друг на друга;

Ц пальцы ищут возможности помиритьс€;

Ц пальцы помирились.

¬о второй части игры ведущий предлагает паль≠цам обмен€тьс€ какой-либо информацией, завести разговор на какую-нибудь тему. „ерез фиксирован≠ное врем€, например, одну минуту, партнерам пред≠лагаетс€ вы€снить друг у друга, как они пон€ли вза≠имные сообщени€.

¬о врем€ обсуждени€ игры участникам можно предложить поделитьс€ впечатлени€ми о полученном опыте, а также своими соображени€ми о том, что способствует, а что преп€тствует взаимопониманию.

»гра "—иамские близнецы"

”частники игры распредел€ютс€ по па≠рам. «адание заключаетс€ в том, чтобы сделать как можно больше шагов в положении, при котором два участника изображают сиамских близнецов. ƒл€ это≠го оба участника, выбравшие друг друга, встают р€дом, плечо к плечу, расставив ноги на ширину плеч так, чтобы стопой одной ноги соприкасатьс€ со сто≠пой партнера. Ёти две "внутренние" дл€ пары ноги объ€вл€ютс€ "сросшимис€" на врем€ игры. «атем уча≠стники, поддержива€ друг друга и след€ за тем, что≠бы их "внутренн€€ обща€ нога" не распалась, долж≠ны прошагать как можно больше.

»гра приобретает более острый характер, если каждый участник попытаетс€ походить таким обра≠зом со всеми членами группы по очереди.

¬ этом случае по€вл€етс€ возможность сравнить, с кем из партнеров удалось легче и быстрее дос≠тичь взаимопонимани€. ѕроцедура такого вы€снени€ вносит обострение в межличностные отношени€ уча≠стников. ѕоэтому ведущий, сообразу€сь с ростом открытости, развитием взаимного довери€, обнару≠живаемыми в группе, может провести процедуру обмена впечатлени€ми либо в анонимной, либо в €вной форме.

ѕри любом варианте обмена впечатлени€ми сле≠дует не забыть предложить высказатьс€ каждому участнику. —уть обсуждени€ сводитс€ к рассказам о способах, которые использовал тот или иной уча≠стник дл€ достижени€ цели. ≈сли группа пошла на то, чтобы открыто выделить участника, с которым легче всего было найти взаимопонимание, то по≠лезно дать возможность быть услышанным сначала самому "неудобному", затем самому "удобному" дл€ большинства партнеру, а уж после Ц всем желаю≠щим.

Ќередко удобным партнером становитс€ тот, кто сразу начинает командовать, брать на себ€ роль веду≠щего в паре, или, наоборот, тот участник, кто оп€ть же, без долгих препирательств, берет на себ€ роль ведомого, требу€, чтобы "сиамской ходьбой" командо≠вал партнер. Ќо самым удобным дл€ всех партнером в этой игре,, как правило, оказываетс€ тот участник, кто не просто быстро объ€вл€ет о своей желаемой роли в паре Ц- ведущего или ведомого, Ц а готов легко вы≠полнить любую из них в зависимости от желани€ парт≠нера.

“аким образом, это упражнение, казалось бы, не≠пон€тное по смыслу, может при уместном его ис≠пользовании дать полезный опыт быстрого достиже≠ни€ взаимопонимани€ и высветить некоторые лич≠ные барьеры общени€ у членов группы.

 

”пражнение "–укопожатие вслепую"

 

ќдин из участников стоит, закрыв гла≠за и слегка прот€нув вперед руку дл€ рукопожати€. ¬се остальные члены группы по одному подход€т к нему и молча здороваютс€ с ним за руку. ќт тех, кто подходит дл€ рукопожати€, требуетс€ по воз≠можности сдержанно пожимать прот€нутую руку, стара€сь не делать свое рукопожатие каким-то осо≠бенным.

ј тот участник, который стоит и принимает руко≠пожати€ вслепую, должен, сообразу€сь со своими внутренними ощущени€ми, впечатлени€ми, даже прихот€ми и капризами чисто эмоционального харак≠тера, провести распределение всего потока здорова≠ющихс€ анонимов на три группы. Ёти три группы мож≠но, в зависимости от контекста тренинга, называть по-разному. Ќапример, начальникиЦподчиненныеЦ коллеги. »ли: родитель Ц взрослый Ц ребенок.

»гра носит прежде всего диагностический харак≠тер. ≈сли участник, который вел распределение здо≠ровающихс€ с ним, сумел-таки отдатьс€ на волю своих ощущений, эмоциональных впечатлений и в значительной мере уйти от рационального анализа ситуации (например, от невольного подсчитывани€ количества людей, накапливающихс€ в той или иной подгруппе), то, открыв глаза, он обнаружит, как он воспринимает себ€ в группе. ѕри этом можно опи≠ратьс€ на следующие соображени€. ≈сли самой мно≠гочисленной оказалась группа "начальников Ц роди≠телей", то участник ощущает себ€ в группе ребен≠ком, маленьким человеком, подчиненным. ≈сли сама€ больша€ группа "подчиненных Ц детей", то наоборот. “ретий вариант свидетельствует о позиции равен≠ства, которую реально зан€л игрок по отношению к другим участникам. ≈сли у кого-либо из участников все три группы оказались равными по численности, это означает, что дл€ такого участника данна€ иг≠рова€ процедура не стала диагностической либо он не склонен к застреванию на какой-то из трех пере≠численных позиций.

ѕри обсуждении итогов игры ведущему не реко≠мендуетс€ подталкивать участников к глобальным жизненным обобщени€м относительно их привычной позиции в жизни. ѕолезно не про€вл€ть энтузиазма на эту тему, а, наоборот, сомневатьс€ в их достовер≠ности. ¬едь действительно, чем глобальнее, чем шире обобщение, тем оно не только менее достоверно, но и менее информативно, менее полезно. ’леб дл€ прак≠тикующего психолога Ц это не обобщение, а подроб≠ности. ѕоэтому полезнее обсудить сильные, защищен≠ные и слабые, у€звимые стороны каждой из трех позиций.  онечно, здесь напрашиваютс€ параллели из трансакционного анализа. »спользовать их или нет Ц дело вкуса ведущего.

” этого игрового упражнени€ есть некоторое про≠должение. ќно возможно, если в роли принимающих рукопожатие с закрытыми глазами побывало боль≠шинство участников группы. “огда почти каждый из участвующих в игре сможет обнаружить, куда чаще всего он попадал Ц в группу "начальниковЦродите≠лей", "взрослыхЦколлег" или "подчиненныхЦдетей". Ёта информаци€ может стать пищей дл€ личных раз≠мышлений и темой обсуждени€.

ƒиагностический эффект игры очевиден.  оррекционный эффект игры в том, что она создает пред≠посылки дл€ "раскачивани€", "разм€гчени€" привыч≠но предпочитаемых позиций, занимаемых человеком в общении. ѕо€вл€етс€ возможность дл€ рефлексии, самоанализа, поиска и освоени€ индивидуальных пу≠тей расширени€ личного ролевого репертуара.

 

»гра "–адость узнавани€"

Ёту игру уместно предлагать, когда уча≠стники тренинга перезнакомились, составили некото≠рые впечатлени€ друг о друге и все узнают уже каждого по именам.

»гра заключаетс€ в том, что все играющие зав€≠зывают себе глаза (или просто закрывают их, дого≠ворившись не нарушать услови€) и передвигаютс€ на ощупь. —толкнувшиес€ участники игры ощупывают друг друга, исследу€ пальцами попавшегос€ партне≠ра, и вслух высказывают свои взаимные догадки о том, кто бы это мог быть. «атем одновременно открывают глаза и провер€ют свои предположени€.

 ак правило, игра проходит довольно весело. ќна может быть полезна дл€ настро€ группы на какую-либо другую, основную игру.

ќбсуждение итогов игры можно и не проводить, ограничившись обменом впечатлений.

Ќередко в качестве чего-то похожего на общий вывод самими участниками игры резюмируетс€ сооб≠ражение о том, что такой телесный, тактильный, контакт, изолированный от остальных каналов вос≠при€ти€, помог некоторым из них дополнить пред≠ставлени€ о других играющих, обнаружить уже ро≠дившиес€ установки, ожидани€, штампы воспри€ти€ по отношению к некоторым членам группы.

ћожно поинтересоватьс€, кому из участников сколько человек удалось правильно угадать, затем вы€вить чемпиона и предложить ему поделитьс€ сво≠им секретом проницательности.

ѕреп€тстви€ми к участию в игре оказываетс€ не≠желание некоторых членов группы подставл€ть свое лицо и отдельные части тела под руки играющих. ѕричины здесь могут быть и гигиенического, и психо≠логического характера. ≈сли, по ощущени€м ведущего, группа испытывает дефицит в легких, положитель≠ных игровых настроени€х и состо€ни€х, то дл€ того, чтобы не топтатьс€, не застревать на предваритель≠ных обсуждени€х типа, что и как можно сделать, а что не делать во врем€ игры, что дает игра, зачем это нужно и т. д., можно предложить участвовать в игре только желающим.  роме того, можно ограни≠чить взаимные ощупывани€ некоторыми запретами. ƒействительно, не так уж и трудно увернутьс€, от≠вести руку, неожиданно схватившую теб€, например, за нос. “акое обращение создает дополнительные воз≠можности дл€ взаимных догадок о человеке. Ќаконец, можно вообще ограничитьс€ ощупыванием только рук. ≈сли же ведущий чувствует, что групповые зан€≠ти€ постепенно превращаютс€ в игровые развлече≠ни€ и межличностные отношени€ в группе не разви≠ваютс€, вытесн€€сь ритуальными, что уменьшает возможности дл€ анализа ситуаций, то будет полез≠но остановитьс€ на обсуждении дальнейшей игры. «десь участники получают возможность в ходе об≠суждени€ предсто€щей игры вступить в свободные, реальные, а не регламентированные игровой проце≠дурой отношени€. „асто это обсуждение обнажает доселе скрытые межличностные конфликты, назрев≠шие в группе, способствует про€снению отношений между участниками.

»гра "ќбщий €зык"

√руппа разбиваетс€ на тройки.  аждые три игрока должны договоритьс€ между собой, на≠пример, о том, где, когда и зачем они должны встре≠титьс€. Ќо средства общени€ у каждого ограничены. —реди троих договаривающихс€ один сидит с зав€≠занными глазами и неподвижен. ƒругой онемел и так≠же неподвижен. “ретий также лишаетс€ права раз≠говаривать, вдобавок у него зав€заны глаза.

»так, наход€сь в ситуации ограниченных возмож≠ностей общени€ тройка должна договоритьс€ до чего-то за минимальное врем€. ƒопустимо сочинить скры≠тые задани€ каждому участнику и дать предваритель≠но ознакомитьс€ с ними. ¬озможно проведение игры всеми тройками одновременно, а можно предлагать выступать тройкам по очереди. ќбсуждение можно строить вокруг вопроса о том, что способствует, а что преп€тствует успешному нахождению общего €зыка.

 роме того, здесь очевидны параллели, сравнени€ с насто€щими жизненными ситуаци€ми, в которых по каким-либо причинам люди не в состо€нии дого≠воритьс€ и где возникает впечатление, что говор€т они как слепой с немым.

¬ качестве дополнительной информации психолог может рассказать участникам о ведущих репрезен≠тативных системах, описанных в работах ¬ирджинии —атир, идеи которой использовали разработчики нейролингвистического программировани€.

”пражнение "—лепой и поводырь"

√руппа распредел€етс€ попарно. ¬ каж≠дой паре один из партнеров берет на себ€ роль ведо≠мого, а другой Ц ведущего. ¬едомый зав€зывает себе глаза. ѕосле этого ведущие коллективными усили€ми быстро мен€ют местонахождение мебели (стульев, столиков и т. п.), наход€щейс€ в комнате. Ќапример, все стуль€ сваливаютс€ кучей в центр. ѕосле этого ведущие возвращаютс€ к своим ведомым. «адача ве≠дущих состоит в том, чтобы познакомить своих ведо≠мых с особенност€ми видоизмененного пространства комнаты. ѕричем объ€вл€етс€ запрет на любые зву≠ки, и прежде всего на речевое общение. ¬едущие дол≠жны провести своих подчиненных по самому сложно≠му маршруту в комнате. ”частники могут не только перелезать через нагромождени€ из стульев, но и пе≠редвигатьс€ по столам, подоконникам, протискивать≠с€ за отодвинутыми шкафами и проч. »гра ведетс€ либо на врем€, либо на выполнение задачи Ц преодоление конкретного набора преп€тствий. «атем участники ме≠н€ютс€ рол€ми, и все повтор€етс€ вновь.

” игры два условных уровн€ эффектов. ѕервый уро≠вень св€зан с отработкой навыков достижени€ взаимо≠понимани€ между партнерами. «десь при обсуждении полезно обращать внимание на личный опыт каждого, как успешного так и неудачного контакта с партнером.

¬торой слой эффектов св€зан с личностными пере≠живани€ми зависимости и ответственности. ќбсужде≠ние этих переживаний может оказатьс€ наиболее цен≠ным дл€ группы, чем предыдущее.  то-то из участ≠ников с трудом пережил ситуацию практически полной зависимости от ведущего. — чем это св€зано с точки зрени€ самого игрока? — личными особенност€ми кон≠кретного ведущего или с отличительными чертами соб≠ственной персоны? ƒл€ кого-то наоборот, более т€≠желой оказалась позици€ ведущего, отвечающего за другого человека, в том числе и за то, например, чтобы подчиненный не набил себе син€ков и шишек, не подвернул ногу. —одержание подобного обсужде≠ни€ нередко оказываетс€ неожиданным дл€ участни≠ков. ” группы часто возникает намерение повторить игру, составив другие пары.

»гра создает возможности дл€ личных открытий самодиагностического характера, а также дл€ нара≠ботки приемов установлени€ взаимного контакта в паре.

»гра "Ќе дыши в затылок" (оригинальна€ разработка)

ќдин игрок выходит в центр комнаты. ƒвое-трое располагаютс€ перед ним на рассто€нии около двух метров. Ёто "живое зеркало". ќни могут сидеть на стуль€х, сто€ть, лежать на полу по своему желанию. ќстальна€ группа уходит за спину игрока, наход€щегос€ в центре.

»гра состоит в том, что центральный игрок стре≠митс€ угадать, кто в данный момент приблизилс€ к нему сзади. ¬ этом ему помогает "живое зеркало", те двое-трое участников, что наход€тс€ перед ним. ќни пантомимически и мимически стараютс€ изобразить члена группы, подошедшего к центральному игроку сзади. ќбъ€сн€ть что-либо друг другу словами не до≠пускаетс€. ¬ случае ошибки центральный игрок ме≠н€ет кого-либо в "живом зеркале". Ќа его место встает тот, кто был у центрального игрока за спиной, а ос≠вободившийс€ участник "живого зеркала" переходит в основную часть группы.

ќбсуждение игры можно вести, например, вок≠руг вопроса о том, что кому бросилось в глаза, ка≠кие особенности действий, поведени€ друг друга привлекли внимание. „то удивило, что оказалось неожиданным.

„асто удивление (как при€тное, так и непри€т≠ное) у участника, сто€щего за спиной центрального игрока, вызывают средства, используемые "живым зеркалом" дл€ изображени€. Ќе менее часто удивл€≠ют участников ошибки центрального игрока в догад≠ках о том, кто "дышит ему в затылок".

»гра направлена на интенсификацию, наращива≠ние объемности, создание новых каналов обратных св€зей между участниками. —оздаютс€ возможности дл€ временного уплотнени€, развити€ взаимоотноше≠ний в группе. ” отдельных участников могут возник≠нуть эффекты, св€занные с изменением привычного отношени€ к самим себе.

¬полне очевидным представл€етс€ первый слой обсуждений итогов игры в группе, сосредоточиваю≠щий участников на том, за счет чего оказываетс€ успешным или неуспешным тот или иной централь≠ный игрок.

»гра приемлема на той стадии работы группы, ког≠да у всех участников уже сложились первые устой≠чивые представлени€ друг о друге.

»гра родилась практически спонтанно на одном из тренингов, проводимых автором с молодыми учител€ми. ќдин из участников, исполн€вший роль цент≠рального игрока, посто€нно начинал сообщать свои догадки со слов: "Ќе дыши мне в затылок...", а даль≠ше следовало им€ того, кто, по мнению центрально≠го игрока, стоит у него за спиной. ќстальные участ≠ники восприн€ли эти слова как ритуальное дополне≠ние к игре и следовали возникшему примеру.

»гра "ѕойми фразу"

√руппа раздел€етс€ на две команды.  ажда€ команда загадывает фразу, а затем пооче≠редно ведет игру. ƒл€ этого из чужой команды выби≠раетс€ один из участников. ≈му на ушко сообщаетс€ фраза, загаданна€ противоположной командой. Ётот участник должен теперь показать сообщенную фразу пантомимически, чтобы его команда сумела правильно разгадать изображенную фразу.

ѕри этом допускаютс€ уточн€ющие вопросы, ко≠торые необходимо задавать так, чтобы на них мож≠но было отвечать "да", "нет" или "не знаю". »грок, изображающий фразу, не должен ничего говорить словами. ƒаже ответы на уточн€ющие вопросы он дает утвердительными либо отрицающими кивками и по≠качивани€ми головы.  роме того, он может по свое≠му усмотрению показать несколько пантомимических вариантов понимани€ загаданной фразы.

¬ыигравшей считаетс€ та команда, котора€ суме≠ет разгадать либо большее количество слов, если до≠говорились о фиксированном количестве вопросов, либо разгадывает слова с меньшим числом дополни≠тельных вопросов, либо разгадывает слова за мень≠шее врем€.

ƒл€ начала вместо фраз можно использовать от≠дельные слова. ј в качестве загадываемых фраз не≠плохо использовать пословицы, поговорки, строчки из известных песен, крылатые изречени€.

»гра представл€ет собой неплохую тренировку на≠выков образного, выразительного сообщени€, но в большей степени это тренинг умени€ задавать вопро≠сы, расспрашивать, выстраивать логические цепоч≠ки, локализовывать круг поисков и догадок.

“акое упражнение часто включаетс€ в тренинг дл€ работников следственных органов, дл€ руководителей, дл€ спортсменов (с целью повышени€ оперативного взаимопонимани€ в команде).

»гра "»нтонаци€"

Ќа маленьких клочках бумаги группа пишет название любого чувства, эмоции, первыми пришедших на ум.  аждый участник делает это са≠мосто€тельно, не совету€сь с соседом. «атем листки бумаги собираютс€, перетасовываютс€ и раздаютс€ вновь. “еперь группа решает, какую фразу, строчку из стиха или обычное предложение, составленное группой специально дл€ игры, вз€ть за основу даль≠нейших действий. ј после этого участники игры по очереди произнос€т эту фразу с интонацией, соот≠ветствующей тому чувству, что записано у них на листке бумаги. ѕроизнес€ фразу, игрок ждет, пока выскажут свои догадки все остальные, потом уже сообщает, какое чувство он вкладывал в интонацию. »гра позвол€ет расширить диапазон интонацион≠ной выразительности, а также помогает участникам обнаружить, насколько адекватно воспринимаютс€ их интонации большинством.

 

”пражнение "“ри ответа"

Ёто упражнение несколько напоминает предыдущее, с той лишь разницей, что вместо фик≠сированной фразы участникам задаютс€ фиксирован≠ные формы ответов.

—уть упражнени€ в следующем.  аждый участ≠ник придумывает ситуацию, в которой ему прихо≠дитс€ как-то отвечать своему воображаемому собе≠седнику. Ёту ситуацию он сообщает группе, а затем демонстрирует три варианта своих ответов. ќдин из вариантов должен иллюстрировать уверенное пове≠дение, другой Ц агрессивное, напористое, наступательное и еще один вариант ответа Ц неуверенное поведение участника в воображаемой ситуации. ¬се три варианта ответов демонстрируютс€ без предва≠рительных объ€влений о том, какой конкретно ва≠риант сейчас будет показан. ѕосле показа свои впе≠чатлени€ об услышанном и увиденном варианте от≠вета сообщает группа.  аждый из зрителей должен поделитьс€ своими догадками о том, каким, по его личному мнению, был предъ€вленный вариант отве≠та: агрессивным, уверенным или неуверенным. ”ча≠стник-исполнитель собирает все впечатлени€ от группы и демонстрирует иной вариант ответа. “ри варианта ответа даютс€ участникам в любой после≠довательности, чтобы у группы была свобода пред≠положений.

ѕри объ€снении условий выполнени€ этого упраж≠нени€ ведущему лучше не демонстрировать ответы на примерах, чтобы исключить веро€тность подра≠жани€. Ћучше предложить участникам мысленно и чувственно представить вариант агрессивного отве≠та, затем вариант неуверенного ответа, а уверен≠ное поведение поискать между двух крайностей. «десь же допустимо высказать соображение о том, что наиболее желаемым дл€ нас, попадающих в не≠ожиданную и непри€тную ситуацию, в большинстве случаев €вл€етс€ умение дать уверенный ответ. јг≠рессивное поведение помогает сохранить видимость собственного достоинства, но в ущерб и за счет чув≠ства собственного достоинства партнера по общению. Ќеуверенное поведение, наоборот, сохран€ет иллю≠зию бережного отношени€ к чувству собственного достоинства противоположной стороны за счет лич≠ного самоунижени€. » только уверенное поведение с наибольшим успехом позвол€ет не затронуть дос≠тоинства собеседника и сохранить собственное са≠моуважение.

Ёффектами этого упражнени€ €вл€ютс€ прежде всего открыти€ само диагностического характера, со≠вершаемые многими членами группы. ¬о-первых, ча≠сто уверенный ответ воспринимаетс€ группой как еще один вариант агрессии либо неуверенного, за≠искивающего поведени€. ќбнаруживаетс€, что по≠пасть в "золотую середину" довольно сложно. ¬о-вторых, про€вл€ютс€ еще две группы участников, отличающихс€ тем, что у одной группы вс€ шкала ответов сползает в область агрессии, а у другой груп≠пы все три ответа имеют €вный оттенок неуверен≠ного поведени€. Ёти открыти€ могут настолько силь≠но удивить и взволновать иных участников, что вызывают довольно серьезные дебаты. ¬-третьих, бывают отказы от демонстрации одного из вариан≠тов ответов.  ак правило, эти отказы объ€сн€ютс€ двум€ причинами. ќдна причина св€зана с устойчи≠вым представлением участника о самом себе. "я ни≠когда ни на кого не кричу. јгресси€ мне совершен≠но чужда. я не вижу необходимости ее здесь из себ€ выдавливать",Ц говорит такой член группы. ¬ этом случае не следует настаивать. —тоит лишь вни≠мательно отнестись к желающим прокомментировать этот отказ. ≈сли их нет, то отказ надо спокойно прин€ть и двигатьс€ дальше. ѕозже, по окончании упражнени€, можно во врем€ обсуждени€ затронуть проблему вынужденной необходимости уметь быть агрессивным в жизни. ћнение участников группы, несомненно, важнее, ценнее, "терапевтичнее" мне≠ни€ ведущего, однако это не означает, что веду≠щий не должен иметь своей позиции, своего отно≠шени€ к обсуждаемым проблемам. Ќаша практика по≠казывает, что уход ведущего от высказывани€ своего мнени€ искажает атмосферу группового про≠цесса. ¬ таких случа€х возникает опасность ложной многозначительности, ощущени€ неискренности.  о≠нечно, уход ведущего от обсуждени€ выводит его из позиции образцового участника, создает ему оре≠ол молчащего загадочного сфинкса. ≈сли это нужно дл€ каких-то дальнейших действий, така€ манипу≠л€ци€ может быть оправдана. Ќо в большинстве слу≠чаев ведущий не должен уходить от участи€ в об≠суждении, с той лишь оговоркой, что его об€зан≠ность Ц прежде всего помочь быть услышанными большинству участников.

ƒруга€ причина отказов демонстрировать полный набор из трех ответов состоит в том, что участник просто не состо€нии нащупать, найти, почувствовать верный тон уверенного варианта. Ёто €вл€етс€ уже самосто€тельным самодиагностическим эффектом, поэтому требовать, уговаривать, предлагать попро≠бовать здесь тем более не стоит.

ќдним из частых итогов обсуждений этого упраж≠нени€ €вл€етс€ соображение о том, что в упражне≠нии довольно €рко выступили причины конфликт≠ных ситуаций, св€занных с неправильным понима≠нием собеседниками друг друга. ќдин убежден, что он крайне вежлив, щепетилен, а другой слышит только агрессию. “о, что дл€ одного €вл€етс€ неуверенным поведением, дл€ другого может оказать≠с€ невыносимой грубостью. Ёто соображение после проведени€ упражнени€ "“ри ответа" уже не ка≠жетс€ фантазией психолога. ќтсюда, кроме самоди≠агностического, возникает и коррекционный ответ, св€занный с собственно тренировкой различных ва≠риантов общени€, таких, чтобы каждый участник имел уверенность в том, что его пон€ли так, как он желает.

—уществует и иногда про€вл€етс€ в этом упражне≠нии еще одна группа участников, отличающа€с€ тем, что их интонационна€ шкала настолько сжата, что группа подчас не в состо€нии отличить, где демонст≠рировалс€ агрессивный, где уверенный, а где неуве≠ренный ответ. ¬се три варианта похожи друг на дру≠га. ѕри обсуждении трудностей этой группы нередко всплывает информаци€ о том, что такие люди вы≠зывают недоверие к себе, производ€т впечатление замкнутых, скрытных, неискренних, хот€ на самом деле это не об€зательно так. ѕоэтому тренингова€ цель у этой группы сводитс€ к расширению интона≠ционной шкалы общени€.

»ногда участники испытывают трудности в приду≠мывании жизненных ситуаций, по поводу которых они должны демонстрировать три варианта ответов. ¬ этом случае хорошей подмогой ведущему будут заранее подготовленные карточки с кратко изложенными на них ситуаци€ми дл€ упражнени€. ”частники получа≠ют карточки и могут либо вз€ть одну из них за осно≠ву, либо, отталкива€сь от имеющихс€ вариантов, при≠думать свой.

¬от примеры некоторых карточек с ситуаци€ми:

1. ¬ автобусе проверка билетов. ” вас по каким-то причинам билета нет.   вам подходит контролер. ¬ы говорите ему...

2. Ќачальник необоснованно срезал вам премию уже во второй раз. ¬ы идете к начальнику. ¬ходите в его кабинет и говорите...

3. —обака вашего соседа изгадила ваш половик. ¬ы звоните в дверь соседа. ќн показываетс€ на пороге. ¬ы говорите ему...

4.   вам в офис вваливаетс€ недовольный и при≠дирчивый клиент. ќн начинает разговор с необосно≠ванных претензий. ¬ы говорите ему...

5. √руппа молодых веселых людей сзади вас в ки≠нотеатре мешает вам громким разговором. ¬ы обра≠щаетесь к ним...

6. ¬аш супруг (ваша супруга) настаивает на том, чтобы вы переключили телевизор на другую програм≠му, где идет спортивна€ передача (многосерийный бразильский телефильм), а вы смотрите то, что нра≠витс€ вам. ¬ы говорите...

7. ”чительница вызвала вас в школу по поводу плохого поведени€ вашего ребенка. ¬ы считаете, что она придираетс€ к нему. ¬ы говорите учитель≠нице...

8. ¬любленный в вас поклонник (обожающа€ вас поклонница), совершенно не интересующий вас че≠ловек, вызывающий ваше сочувствие и ваше раз≠дражение одновременно, подсел к вам за столик в кафе во врем€ обеденного перерыва. ¬ы говорите...

9. ¬аш при€тель (при€тельница) не отдал(а) вам в назначенный срок вз€тые в долг деньги. ¬ы гово≠рите...

10. ¬ поликлинике какой-то тип прорываетс€ на прием к врачу вне очереди. ¬се молчат. ¬ы гово≠рите...

11. ¬аш ребенок наотрез отказываетс€ делать уро≠ки. ¬ы говорите ему...

12. ¬аш подчиненный сообщает вам, что он не спра≠вилс€ с поручением, и дает вам пон€ть, что это не его вина, а скорее ваша. ¬ы говорите...

 ак видно из примеров, они составлены так, что в каждом из них наиболее трудно представимыми ока≠зываютс€ разные варианты ответа.

Ёто упражнение иногда используетс€ в начальном тренинге трансакций (по Ё. Ѕерну).

 

І 6. »гры, про€сн€ющие вза≠имные представлени€ друг о друге (на взаимовоспри€тие)

перейти к оглавлению

 

»гра "≈сли птичка, то кака€?"

 огда один из играющих выходит за дверь, группа набирает из состава присутствующих того, кого необходимо будет угадать. ”гадывать пред≠стоит игроку, который выходил за дверь. ¬ернувшись в комнату, он начинает задавать группе вопросы, предлага€ сравнивать загаданного участника с раз≠личными видами, классами, типами животных и рас≠тений, рыб и птиц, кухонной утвари и времен года, частью суток и странами света.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1659 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ѕобеда - это еще не все, все - это посто€нное желание побеждать. © ¬инс Ћомбарди
==> читать все изречени€...

1357 - | 1297 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.051 с.