Болезнь развивается высокопрогредиентно. Выше мы писали, что психическая зависимость может возникнуть после первых инъекций кокаина и даже эфедрина. Еще менее эйфо-ригенный, чем эфедрин, кофеин способен при условии введения 600 мг ежедневно вызвать физическую зависимость в течение 6—15 дней [Giffiths R. et al., 1988]. При, казалось бы, послабляющей, циркулярной форме злоупотребления спонтанные ремиссии оказываются невозможными. Последнее объясняется не только интенсивностью зависимости, но и быстрым развитием психоорганического синдрома. Больные некритичны, нередко о наркотизации рассказывают с вызовом, подчеркивая не только свою сохранность, но и выдающиеся свойства знаний, ума и пр. Признаком деменции является и то, что они практически не прибегают ко лжи, чтобы представить свое социальное положение в лучшем свете.
Для эфедриновой наркомании характерна и демонстративна потеря ситуационного контроля. Злоупотребление эфедрином меняет весь образ жизни больного, который полностью подчиняется одной цели — наркотизации. Больные с крайней легкостью перестают работать, учиться, так как это невозможно из-за возникающих периодов многодневного употребления эфедрина. Возникновение сложных ситуаций, обусловленных наркотизацией, — угроза привлечения к уголовной ответственности, постановка на учет в детской комнате отделения милиции, возможность отправки в специальное ПТУ — не заставляет больных прекратить злоупотребление. С началом систематического употребления стимуляторов не только прекращается социальный и профессиональный рост больных. Они забрасывают учебу, начинают заниматься неквалифицированным трудом, но и эту работу быстро бросают и не предпринимают попыток к трудоустройству. Времяпрепровождение больных сводится к периодам злоупотребления в компании сверстников и к коротким периодам «восстановления сил» перед следующей наркотизацией. Многие бродяжничают. К своему асоциальному, паразитическому образу жизни больные относятся без критики. В редких случаях и только в страхе перед соматической катастрофой они пробуют снизить злоупотребление, замещая стимуляторы другими наркотически Действующими средствами, обычно транквилизаторами и снотворными. Такое самолечение всегда заканчивается возвращением к стимуляторам или переходу к другой форме нарко-тизма.
Терапевтические ремиссии кратковременные хотя больные, начавшие принимать наркотики в зрелом возрасте, дают высокий процент воздержания [Miller N. et al., 1990]. В тех случаях, когда удается обеспечить длительную (до 6—8 мес) изо-
309
ляцию больных, их состояние продолжает требовать врачебной помощи. Основные, беспокоящие проявления неблагополучия — энергетическая недостаточность, эмоциональные нарушения и расстройства сна. Не во всех случаях при этом присутствует влечение к наркотику, оно возникает ассоциативно или на высоте эмоциональных расстройств, однако пациенты остаются вялыми, без достаточных импульсов к каким-либо занятиям, особенно умственным, легко утомляются, становятся капризными. Постоянно снижен фон настроения. Истощаемость эмоциональной сферы проявляется гневливой раздражительностью, вспыльчивостью. Спонтанные колебания ведут к дисфории, длящейся несколько дней. Чем продолжительнее болезнь, тем быстрее колебания эмоционального состояния приобретают форму депрессии со слезливостью, высказыванием суицидальных намерений. Сон долгое время остается неупорядоченным. Характерны дремотные состояния днем и бессонница ночью. Хотя длительность сна за сутки превышает достаточную, отдыха он не приносит. У некоторых исчезает чувство, что они спали, — симптом, наблюдаемый не только в клинической картине неврозов, но и при органических заболеваниях позднего возраста.
При рецидивах бывшая до ремиссии толерантность восстанавливается в течение первой недели, на 2—3-й цикл. Вначале обнаруживается эффект «омоложения», обострение бывших ощущений даже на уменьшенных дозах — явление, свойственное всем формам наркомании. Первые циклы в своем завершении не нуждаются в дополнительных приемах транквилизаторов, но даже при современных видах лечения и его организации в подавляющем большинстве случаев наблюдается без-ремиссионное течение наркомании стимуляторами; курабель-ность низкая.