Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 12. Развитие и разложение империй




 

Китайская империя Хань с самого начала управлялась профессиональными чиновниками – благодаря трехвековой традиции светского гуманитарного образования, основанной Конфуцием. Напротив, религиозная компонента имперской культуры была слабо развита в Поднебесной ойкумене. Буддизм проник сюда из Индии вдоль Шелкового пути только в 1 веке до н.э.; он не стал популярен в Китае вплоть до распада империи Хань (3 век н.э.). Заменой государственной религии служил придворный этикет, восходящий к тому же Конфуцию.

Напротив, народные бунты в Китае происходили обычно под религиозными знаменами. Чаще всего таким знаменем служил даосизм: культ воли Неба, выраженной в законах Природы либо в стихийных движениях народных масс. Изредка даосизм окрашивался взаимодействием с той или иной мировой религией иноземного происхождения. Но до 19 века и массового вторжения европейцев в Китай все попытки ввести в стране государственную религию оставались бесплодны.

Первый кризис системы Хань наступил в начале новой эры. Лидером необычной «революции сверху» стал премьер-министр Ван Ман – убежденный конфуцианец, поклонник «доброй старины». Он решил, что кризис сложной имперской машины можно преодолеть, вернувшись к законам и нравам эпохи Чжоу. Тогда денежной экономики еще не было. Земля была неотъемлемым владением крестьянского рода, который платил властителям традиционный натуральный налог. Эту родовую стихию мастерски использовал первый державостроитель Поднебесной – Шан Ян, основатель военной монархии Цинь. Теперь Ван Ман попытался вернуть страну в 4 век до н.э. – забыв, что население Китая с тех пор возросло в 10 раз, и что любое искусственное упрощение государства сначала вызовет массовый голод и мятежи.

Так и случилось. Основав собственную династию, Ван Ман правил менее 20 лет. Затем его свергли и убили мятежные князья; эта гражданская война длилась около 10 лет и уменьшила население Китая почти вдвое. Затем принц Лю Сю восстановил империю Хань со всеми ее институтами еще на 150 лет – до конца 2 века н.э.

Внутренняя и внешняя политика Младшей Хань (23-183) почти не отличалась от ее предшественницы – но конец оказался иным. В 183 году разразилось массовое крестьянское восстание под лозунгом даосов: «Долой Синее Небо угнетения, да здравствует Желтое Небо справедливости!» Опять наступил паралич центральной власти: придворные евнухи (легисты, фа цзя) перегрызлись с конфуцианцами, тех и других перебили командиры гвардии. Но создать устойчивое правительство в столице военные лидеры не смогли. Власть на местах стала объектом борьбы крестьянских ополчений и феодальных армий, возглавляемых князьями.

Князья-победители разделили Поднебесную на уделы и увлеклись распрями. В одних княжествах министрами были легисты, в других – конфуцианцы, в третьих – даосы. К концу 3 века страна была объединена военной монархией Цзинь, где правил род Сыма. После этого в китайскую историю энергично вмешались соседние варвары – прежде всего, хунны, за 5 веков общения с Китаем усвоившие многие нормы китайской государственности. Князья хуннов объявили себя потомками (по женской линии) рода Лю, основавшего империю Хань, и начали покорение Северного Китая. В 313 году они взяли в плен императора Цзинь и объявили императором одного из своих вождей.

Этот дурной пример сразу заразил прочих сопредельных «варваров»: монголоязычных сяньби, кянов из Тибета, тюркоязычных тангутов и многих других. Почти 300 лет (4-6 века н.э.) заняты в Поднебесной ойкумене чехардой новых национальных княжеств, царств и империй. – подобно тому, как 5-3 века до н.э. были заняты распрями этнических княжеств и царств первого поколения. Но во второй эпохе «Борющихся царств» численное превосходство китайских пахарей над «варварами» (степняками, горцами или лесовиками) было столь значительно, что исход соревнования мог быть лишь один: растворение варваров-победителей в массе побежденных, сперва культурное, потом этническое.

Во второй половине 6 века национальные царства северных китайцев (Бэй Ци и Бэй Чжоу) начали одолевать варварские царства табгачей и иных чужеземцев. В 581 году китайский воевода Ян Цзянь сумел объединить оба северных царства в державу Суй, а в 589 году Ян Цзянь покорил Южный Китай. Традиционная Поднебесная империя была восстановлена новой династией Суй, которую вскоре сменила более устойчивая династия Тан.

Ближний Восток вступил в имперскую фазу развития гораздо раньше, чем Дальний Восток. С точки зрения потомственных вавилонян, даже ассирийские цари были варварами – пусть единокровными, но инокультурными, не ведающими столичного этикета в северных горах. То же самое вавилоняне думали об иноязычных персах, подчинивших весь Ближний Восток в середине 6 века до н.э. Но царь Кир сделал Вавилон одной из своих столиц: тем самым персы приняли на себя все имперские обязанности, как это сделали вожди Чжоу в Китае.

Строгая законность и полная веротерпимость персов в эпоху царей Ахеменидов вполне удовлетворяла запросы их разноплеменных подданных на Ближнем и Среднем Востоке. Но как только в эту ойкумену вторглись удачливые западные «варвары» - эллины и македонцы – те же вавилоняне подчинились им, как прежде подчинялись персам. Ни персы Ахемениды, ни греки Селевкиды не смогли навязать свою культуру в полном объеме жителям Ближнего Востока, которые были более развиты в социальной сфере. Преемники Селевкидов – ираноязычные парфяне из северо-восточного Ирана – даже не пытались навязывать свою культуру большинству подданных. Цари династии Аршакидов (-250/+226) сознавали, что налогоплательщики терпят их власть только за военные успехи Показательно, что религия парфян была «смонтирована» из культов разных местных богов: от вавилонских и иранских до греческих и сирийских.

Римляне могли бы заменить парфян в роли владык Ближнего Востока – если бы они решились сдвинуть центр своей державы из Средиземноморья в Двуречье, как сделал Александр Македонский. Но ни один римский правитель не был на это готов – ибо большинство римских граждан жило в Средиземноморье.

Революция Сасанидов в Иране (226 год н.э.) по форме была возвратом от правления парфян-многобожцев к правлению персов-единобожцев. Точнее, это было возрождение персидской нации после 5 веков чужеземной власти – вроде восстановления империи Суй на руинах варварских царств в Поднебесной ойкумене. Первые полвека власти Сасанидов отмечены крупными военными успехами в войнах с римлянами (в 270 году император Валериан попал в плен к царю Шапуру), а также интенсивной борьбой внутри персидской церкви. Здесь главными соперниками стали верховный жрец Картир и пророк-еретик Манес (Мани).

Первый из них был теократом и монархистом: благодаря его усилиям было оформлено Священное Писаие персов: «Авеста». Напротив, Мани был мистик и демократ. Он утверждал, что весь видимый глазу мир создан не светлым Ахурамаздой, но темным Ариманом. Поэтому человек должен бороться за освобождение своей души из оков тела – вплоть до самоубийства или убийства владык, привязывающих человека к материальному миру. Царь Шапур сперва терпел и поддерживал пророка Мани – видимо, стремясь сохранить некоторый плюрализм в рядах персидской церкви. Но потом царь казнил Мани и помирился с Картиром – ради нерушимого союза трона с алтарем.

Проповедники-манихеи ушли в подполье и последующие века стали лидерами многих восстаний, обычно безуспешных. Военная монархия Сасанидов успешно выполняла свои обязанности перед народами Ближнего Востока. Главная забота этих царей заключалась в противостоянии императорам Восточного Рима, которые ощущали себя преемниками Александра Македонского и Юлия Цезаря. Только в начале 7 века конфликт между Византией и Ираном довел обе державы до полного истощения – военного и экономического. Тогда на стыке Христианского мира и Персидского мира родился Исламский мир.

Римская держава стала империей в середине 2 века до н.э. – когда были побеждены Карфаген и Македония, и у римлян не осталось сильных соперников в Средиземноморье. Путь от Республики к военной монархии занял еще сто лет: от опалы Сципиона Старшего до диктатуры Суллы. Но даже Октавиан Август достиг высшей власти, не имея готовой кадровой администрации. В Республике не было школ или храмов, которые готовили бы будущих правителей. Все политики Рима учились ремеслу на горьком опыте – своем и своих коллег. Где же было Августу набрать себе способных и верных министров?

Он использовал вольноотпущенников – бывших рабов, успевших получить хорошее образование еще на свободе или уже в рабстве. Все они были не граждане Рима. но «кандидаты в граждане», обязанные по римскому закону пожизненной службой своему патрону. Большинство министров Августа (кроме его воевод – потомственных римлян) были родом греки или сирийцы – люди, чуждые римской толпе, не питающие симпатий к коренным римлянам. Военачальников Август старался набирать из своих родичей – или свойственников, выдавая дочерей и племянниц за способных молодых римлян, доказавших свою преданность императору.

В конце концов Август утвердил обычай усыновлять самого доверенного из сотрудников – с тем, чтобы завещать ему престол после своей смерти. Этому обычаю следовали почти все римские императоры 1-2 веков – с переменным успехом, ибо не каждый хороший воевода или секретарь способен стать хорошим правителем.

В римской системе гибкого наследования власти (в отличие от жестких систем Ирана и Китая) смена правящей фамилии не имела большого значения для работы государственного аппарата – даже если власть наследовалась путем цареубийства. Так случалось трижды в 1 веке (были убиты Калигула, Нерон и Домициан), дважды во 2 веке (Коммод, Пертинакс) и много раз в 3 веке – когда удачные перевороты в римской верхушке стали обычным явлением.

Между тем экономическая основа римской державы деградировала – особенно быстро в западных регионах, где свободные крестьяне разорялись в конкуренции с владельцами латифундий. Императоры не старались поддерживать фермеров-граждан, поскольку те не были ни главными налогоплательщиками, ни главными поставщиками солдат в армию. Большая часть налогов взималась к востоку от Италии; там же велись самые выгодные войны. В Европе после захвата Траяном Дакии (современной Румынии) и более раннего покорения Британии (при Нероне) имперская граница застыла вдоль линии Рейн – Дунай. Покорение Германии было остановлено, как нерентабельное дело. Германцев проще было вербовать в войска прямо из их независимых племен, чем покорять и «цивилизовать» их.

На востоке устойчивой границей между Римом и Парфией стала река Евфрат. Траян сумел ее форсировать, захватил парфянскую столицу на Тигре – но потом отступил, не найдя в Двуречье таких союзников, которым римская власть была бы милее, чем привычная власть парфян. Упадок Парфии и смена ее царством Сасанидов сделали политическую ситуацию на Востоке еще менее выгодной для Рима. В середине 3 века римская армия и администрация перешли к обороне на всех рубежах – в том числе на внутреннем фронте, где христианская пропаганда имела большие успехи.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 457 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2510 - | 2261 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.