Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Phil. Min. V. II. S. 123, 16-22ff.




[248] Ibid. S. 123, 14-16ff.

[249] См.: Махов А.Е. Сад демонов. С. 4.

[250] Перевод фрагмента об иерархии демонов с латинского варианта Περὶ ἐνεργείας δαιμόνων, несколько отличного от греческого оригинала, на русский см.: Роббинс Р.Х. Энциклопедия колдовства и демонологии. М., 1996. С. 159-160; этот трактат рассматривается также в кн.: Махов А.Е. Сад демонов. С. 4. В т.н. альтернативной редакции Περὶ ἐνεργείας δαιμόνων приводится некоторый добавочный материал о последних четырех видах демонов: так, сказано, что земные обитают по всей земле и атакуют людей, применяя мириады хитростей; водные обитают во влажных местах, таятся повсюду в гаванях и реках, и воздвигают штормы в морях, для потопления мореплавателей; подземные обитают под землей и нападают на золотоискателей и шахтеров, также они вызывают землетрясения; принадлежащие к светоненавидящему роду – крайне мрачные, скрываются в темноте и вредят людям своим чрезвычайным холодом. См.: Greenfield R.H. Traditions of belief… P. 204-205.

[251] Περὶ ἐνεργείας δαιμόνων // PG V. 122. Col. 844В-845А.

[252] См.: Роббинс Р.Х. Энциклопедия колдовства и демонологии. М., 1996. С. 159-160.

[253] Ма­хов А.Е. Сад де­мо­нов. С. 4.

[254] См. его слова: “ Сколько демонов носится в этом воздухе? Сколько противных властей? Если б только позволил им Бог показать нам их страшный и отвратительный образ, то мы подверглись бы умопомешательству ”. Иоанн Златоуст, свт. Творения в русском переводе. Т.1. Кн. 1. С. 722.

[255] См.: Арранц М. Крещение и миропомазание. Рим. 1998. С. 130.

[256] См. его высказывание по этому поводу в Theologica: Прил. 3.

[257] Текст этой главы изобилует лакунами, что затрудняет в некоторых местах его понимание.

[258] Εἰς τὸ "οἱ μὲν ἄνθρωποι τρεπτοί, οἱ δὲ δαίμονες ἄτρεπτοι" // THEOLOGICA Op. 29. S. 118. 9-12ff.

[259] Образ соединения души и тела выглядит у Пселла следующим образом: “ Душа проникает в тело подобно тому, как восход солнца все в изобилии наполняет светом. Ведь она сразу соединяет тело с жизнью и животворит с пользой для соединяющегося с ней ” (Εἰσκρίνεται τῷ σώματι ἡ ψυχὴ ὥσπερ ἡ ἀνατολὴ τοῦ ἡλίου πάντα αθρόως ἐξάπτει τὸ σῶμα εἰς τὴν ζωὴν, καὶ ζωοποιεῖ, τοῦτο ἐπιτηδείως ἔχον πρὸς τὴν ἔνωσιν ταύτης). Διδασκαλία Παντοδαπή  // PG V. 122. Col. 716B.

[260] Εἰς τὸ "οἱ μὲν ἄνθρωποι τρεπτοί, οἱ δὲ δαίμονες ἄτρεπτοι" // THEOLOGICA Op. 29. S. 120. 79-83ff.

[261] Ibid. Op. 29. S. 121. 111-116ff.

[262] Ibid. Op. 29. S. 118. 23-34ff.

[263] Ἀδράστεια – эпитет Немесиды в значении “ Неотвратимая ” от ἀ – διδράσκω – бежать. Liddel H. Scott R. A Greek-English Lexicon. P. 24.

[264] Εἰς τὸ "οἱ μὲν ἄνθρωποι τρεπτοί, οἱ δὲ δαίμονες ἄτρεπτοι" // THEOLOGICA, Op. 29. S. 118. 4-8ff.

[265] Εἰς τὸ "οἱ μὲν ἄνθρωποι τρεπτοί, οἱ δὲ δαίμονες ἄτρεπτοι" // THEOLOGICA, Op. 29. S. 120. 75-79ff. Здесь Пселл следует уже сложившейся патристической традиции, берущей начало у Немезия Эмесского и продолженной преп. Иоанном Дамаскиным, согласно которой человек может быть прощен, так как он существо живое, состоит из души и тела, обуреваем телесными нуждами и чувствами, и имеет время своей жизни для выбора блага или зла, тогда как ангелы – разумные духовные существа, не имеют причины для отвращения от Блага, а потому и не прощаются, если отпадут. Louth A. St. John Damascene… P. 124.

[266] Εἰς τὸ "οἱ μὲν ἄνθρωποι τρεπτοί, οἱ δὲ δαίμονες ἄτρεπτοι" // THEOLOGICA, Op. 29. S. 119. 61-65ff.

[267] Ibid. Op. 29. S. 119. 65-66ff.

[268] Ibid. Op. 29. S. 119. 65-72ff.

[269] Ibid. Op. 29. S. 200. 83-88.

[270] Bidez J. насчитывает более двух десятков рукописей, в которых Пселл специально занимается демонологическими вопросами, либо затрагивает их мимоходом. См.: Joannou P.P. Démonologie populaire… P. 41.

[271] См.: § 4.1.

[272] См.: § 3.4.2, а также § 4.3.1.

[273] VA. 267v 31-37ff. Тот же мотив уникального отличия человеческого существа от ангельских сил звучит также в других наставлениях святого. Так, научая своих учеников более глубокому любомудрию (ἐμβριθεστέρα αὐτοις φιλοσοφίας κατήρχετο), св. Авксентий учит слушателей, что люди – “ не одно тело (μήτε σῶμα μόνον), управляемое неразумными силами (ἀλόγοις δυνάμεσι διοικούμενον), для пользования только телесными удовольствиями, не чистая душа без тела (μήτε ψυχὴ ἀσώματος καὶ ἀκήρατος), способная непрерывно и безостановочно выполнять данные наставления (τὰς διομένας ἐργάζοντο ἐντολάς), но составлены из обеих природ (ἐξ ἀμφοτέρων δὲ συντεθειμένοι), и поэтому следует удовлетворять с одной стороны некоторые телесные нужды (τι ταῖς σωματικαῖς χρείαις), а с другой – заботиться о своей душе (πρὸς τὴν τῆς ψυχῆς ἐπιμέλειαν ἐπιστρέφεσθαι), определяя время предназначенное для Бога (πρὸς τὸ θεῖον προόδους), от которого не отступать, исключая только некий недуг или иное жизненное обстоятельство, которое вынудит их оставить принятые намерения. Как они могут оправдаться, если, ублажая свое тело, они изобретают искусства и различные ремесла, тогда как для своей души они не намерены ничего приобрести из того, что освобождает ее от страстей (τῶν παθῶν ἀπαλλαγεῖσα), облегчает ее природную тяжесть (τοῦ συμφυοῦς βάρους μετέωρος γένοιτο) и возвращает Богу (πρὸς θεὸν ἐπανάγοιτο)? С какой целью построены божественные храмы, установлены отцами для людей (παρὰ τῶν πατέρων τοῖς ἀνθρώποις) таинства (τελεταὶ) и жертвы (θυσίαι), как если не для того, чтобы собираться в них, воссылая Богу пение?”. VA. 277v 38-278r 13ff.”

[274] VA. 250r 29-30.

[275] VA. 260v 40-261r 5.

[276] П.П. Иоанну пишет, что Пселл придерживается в Житии только христианской традиции и не упоминает тех разнообразные виды и наименования демонов, которые можно найти в других рукописях Пселла (имеется в виду прежде всего Περὶ ἐνεργείας δαιμόνων, а также другие демонологические сочинения Пселла историософского характера, не затрагивающие христианской демонологии). Род демонов скитающихся вокруг земли, казалось бы, соответствует последней степени в градации Περὶ ἐνεργείας δαιμόνων, однако Пселл хочет возвысить эту материальность когда говорит о том, что демоны не имеют природной страсти, но сами кокетливые женщины предлагаются им. P. 42-43.

[277] См.: § 3.4.2.

[278] Не следует забывать, что Житие писалось Пселлом при непростых обстоятельствах его пребывания среди монашествующих горы Олимп.

[279] См.: § 4.1.

[280] Удивительно читать это свидетельство о мистических озарениях подвижников от того, кто, согласно некоторым исследователям, считал эти озарения " нездоровым и иррациональным мистицизмом ”. См.: § II.2.3.

[281] VA. 278rv 14-34ff.

[282] См.: § 4.1.1.

[283] Ио­анн Да­ма­скин, преп. Ис­точ­ник Зна­ния. С. 210. Псевдо-Пселл знает не только определение телесности Иоанна Дамаскина, но также обращается и к другим святоотеческим текстам. См. к примеру, следующее рассуждение из диалога: Тимофей: Итак, каким образом они пребывают в теле, не видимом глазами (τοῖς ἐκτὸς ὅμμασιν ὁρῶνται)? Фракс: Не бестелесен (οὐκ ἀσώματον), о благороднейший, род демонов, но вместе с телом (μετὰ σώματος) и близ тела витают (ἀμφὶ σώματα διατέτριφε). Таково же об этом и учение наших священных отцов, если же что-то из их [мыслей] стало не употребляемым, то я [отвечу], что слышал многих, описывающих их [обладающими] телами как [мнение] само по себе очевидное. Василий Великий, изъясняя изречение у [пророка] Исайи, который сказал – “ возрыдайте изваянная ” (Ис.10,11), истолковывает таким образом, что «близ идолов присутствуют демоны, невидимо прилетающие и наслаждающиеся нечистыми испарениями, ибо как прожорливые псы вокруг не отходят от мясных лавок, где есть кровь и гной, так и ненасытные демоны, уловляя случай усладиться кровью и дымом жертв, любят быть около жертвенников и поставленных им кумиров. А может быть, и питаются сим тела их воздушные, огненные или смешанные из обеих стихий». И снова божественный Василий, созерцатель невидимых и неведомых нам, утверждает, что не только у демонов, но и у незапятнанных ангелов есть тела (τοῖς ἀχράντοις ἀγγέλοις ἐνεῖναι σώματα), только некие духовные (τινα πνέυματα), тонкие (λεπτὰ), воздушные (ἀερώδη) и пречистые (ἄχραντα). Также Давид, славнейший из пророков, предоставляет свидетельство слова, когда говорит: “ многи ангелы Его духи служащие огненные ” (Пс. 54,13). И по всякой [логической] необходимости, – ведь служебные и посылаемые духи, как боговдохновенно открыл Павел, нуждались в некоем теле (ἔδει σώματός τινος), для того чтобы двигаться (ὡς κινήσονται), пребывать неподвижными (ἐστήξονται) и являться (φανήσονταί). Ведь оно содержится не иначе как в некотором теле, которое является конечным (Οὐ γὰρ ἄλλως ταῦτα ἐνον, ἀλλὰ διὰ σώματός τινος, οὑτωςὶ τελεῖσθαι). Περὶ ἐνεργείας δαιμόνων // PG V. 122. Col. 836-837СА. [Цитату из свт. Василия см.: Василий Великий, свт. Толкование на книгу пророка Исаии. М., 2002. С. 311-312].

[284] Это отпадение Диавола от Бога Пселл, по-видимому, связывает с изменением природы всех отпавших духов. См. цитату к которой апеллирует Фракс: “ Как упал ты с неба денница сын зари! Разбился о землю попиравший народы ”. (Исайя 14,12).

[285] Исайя 14,12.

[286] Τὸ μὲν γὰρ ἀγγελικὸν, αὐγάς τινας ἐξανίσχον ξένας, τοῖς ἐκτὸς ὀφθαλμοῖς ἐστιν ἀφόρητόν τε καὶ ἀνυπόστατον˙ τὸ δαιμόνιον δὲ, εἰ μὲν τοιοῦτον δή ποτε ἦν οὐκ οἶδα εἰπεῖν˙ ἔοικε δ’ οὖν, Ἑωσφόρον Ἡσαΐου τὸν ἐκπεσόντα κατονομάζοντος νῦν δὲ ἀλλὰ ζοφῶδες οἷουν καὶ ἀμαυρὸν ἐστι, καὶ τοῖς ὄμμασι λυπηρὸν, γυμνωθὲν του συζύγου φωτός. Καὶ τὺ μἐν ἀγγελικὸν παντάπασιν ἐστιν ἄϋλον˙ διὸ καὶ διὰ παντός ἐστι στερεοῦ διαδύνον καὶ διϊὸν... Τὰ δὲ δαιμόνια σώματα, κἄν ὑπὸ λεπτότητος ἀφανῆ καθέστηκεν, ἀλλ’ ὅμως ἔνυλά πη καὶ ἐμπαθῆ, καὶ μάλισθ’ ὅσα τοῦς ὑπο γῆν ὑποδέδυκε τόπους. Ταῦτα γὰρ τοσαύτην ἔχει τὴν σύστασιν, ὡς καὶ ἀφαῖς ὑποπίπτειν, καὶ πληττόμενα ὀδυνᾶσθαι, καὶ πυρὶ προσομιλήσαντα κάεσθαι... Περὶ ἐνεργείας δαιμόνων // PG V. 122. Col. 837CD.

[287] См.: Greenfield R.H. Traditions of belief… P. 206-207.

[288] Περὶ ἐνεργείας δαιμόνων // PG V. 122. Col. 864-865D.

[289] Ὅσοι μὲν γὰρ ἐν ὑγροῖς βιοῦσι καὶ τὴν μαλθακωτέραν στέργουσιν ἀγωγήν, ὅρνισί τε καὶ γυναξὶν ἐμφερεῖς ἑαυτοῦς ποιοῦσι˙ δυὸ καὶ Ναϊδας τούτους καὶ Νηρηϊδας τε καὶ Δρυάδας θηλυκῶς καλοῦσιν Ἑλλήνων παῖδες. Ὅσοι δὲ τόποις ἐνδιατρίβουσιν αὐχμηροῖς, ὑπόξηρά τε καὶ τά σώματα ἔχουσιν, οἵους τοὺς ὁνοσκελεῖς φασιν εἴναι, εἰς ἀνδρας οὗτοι σχηματίζουσιν ἐαυτούς˙ ἔστι δ’ ὀτε καὶ κυςὶ καὶ λέουσι καὶ τοῖς ἄλλοις ὁμοιοῦνται ζώοις, ἐν ὅσοις ἦθος ἀῤῤενωπόν. Ibid. Col. 865D.

[290] Пер. с англ. Цит. по: Greenfield R.H. Traditions of belief… P. 212-213.

[291] О взаимосвязи телесности демонов с понятием материи см. § 4.3.3. Прот. Константин Ружицкий, исследовавший святоотеческое понимание материи на материалах патристических писаний до IV века, указывает, что это понимание мало в чем изменилось в более поздние периоды. См.: Ружицкий К. прот. Учение св. отцов… С. 17.

[292] Ἐκ τοῦ αὐτοῦ λόγου, εἰς τὸ «πῶς δὲ οὐκ ἐν τόπῳ πάντως» φησί // THEOLOGICA Op. 51. S. 195-199.

[293] Свт. Григорий писал, что ему неизвестно телесны ли ангелы (πόθεν ὅτι ἄγγελοι σώματα;), если же допустить для небесного мира иной род телесности, отличную от земной, как делали это некоторые его современники, “ выше пятого ” тела (παρὰ τὸ πέμπτον), тогда возникает недоумение, чем телесность ангелов будет отличаться от Бога. Gregor von Nazianz. Die theologischen Reden (orat. 28). TLG 2022 8 / 31.21.

[294] Ἐκ τοῦ αὐτοῦ λόγου, εἰς τὸ «πῶς δὲ οὐκ ἐν τόπῳ πάντως» φησί¿ // THEOLOGICA, Op. 51. S. 199-200. 15-19ff.

[295] Ibid. Op. 51. S. 196. 18-20ff.

[296] Ibid. Op. 51. S. 196. 23-27ff.

[297] Πόθεν οὖν ἡ καινὴ σοφία μεμάθηκεν ὁτι ἄγγελοι σώματα; τίνα δὲ ταῦτα δώσουσι, πύρεια ἢ ἀέρια καὶ ῥέοντα ἢ στερέμνια; σχήμασι δὲ τίσιν ὑποβαλοῦσι, περιφερέσιν ἢ προμήκεσι, τετραγώνοις ἢ ἑτερομήκεσι, κυκλικοῖς ἢ εὐθυφορικοῖς; Ibid. Op. 51. S. 196. 27-32ff.

[298] См.: Proclus. De sacrificio et magia // Catalogue des manuscrits alchimiques grecs / Ed. Bidez, J. V. 6. Brussels, 1928. S. 150.

[299] Ср. у Прокла: τὰ τῶν κρειττόνων συνθήματα. Ibidem.

[300] Μετασχηματισθέντες εἰς λέοντα καὶ ἐν μέσαις νυξὶ φανέντες, ἒπειδὴ ἀλεκτρυόνος ᾆδοντος ἤκουσαν, ἠφανίσθησαν Ἐκ τοῦ αὐτοῦ λόγου, εἰς τὸ «πῶς δὲ οὐκ ἐν τόπῳ πάντως» φησί // THEOLOGICA Op. 51. S. 197. 40-42ff.

[301] Εἰ δὲ καὶ ὅλως καθ’ ὑπόθεσιν τοῦτο δεξαίμεθα, τίσι σχήμασι ταῦτα μορφώσετε; εἰ δ’ ὑποθοῖτό τις αὐτοὺς καὶ σώματα καὶ τοιάδε, διὰ τὶ οὕτως ὁ «θεός, οὗ λειτουργὸς ἄγγελος»; Ibid. Op. 51. S. 197. 51-53ff.

[302] Κρεῖττον δὲ αὐτῷ σῶμα προσάπτετε ἢ ἄγγελος ἔχει, βαβαὶ τοῦ «φλυαρίας βυθοῦ». Ibid. Op. 51. S. 197. 54-55ff.

[303] ἀρχαγγελικὸν πάντως οἰήσονται ἢ τούτου λεπτότερον ἢ δυναμικόν, ἢ ὑπερκείμενον ἔτι καὶ κυριωτικὸν ἢ ἀρχικὸν ἢ ἐξουσιαστικόν, ἢ πάντῃ αἰθέριον καὶ θρονικὸν ἢ χερουβικὸν ἢ σεραφικόν. Τὴν οὖν τοιαύτην τῶν σωμάτων ἐπανάβασιν κατὰ τὸ ὕψος τῶν τάξεων «βυθὸν φλυαρίας» ὠνόμασεν ὁ πατήρ. Ibid. Op. 51. S. 198. 79-83ff.

[304] Τὴν δὲ τοῦ ἀγγέλου προσηγορίαν νῦν μὲν τῆς τελευταίας κατηγορεῖ τάξεως, νῦν δὲ ὅμωνύμως πάσαις ὅμοῦ ταῖς ἀσωμάτοις ταύτην δίδωσι φύσεσι, διότι ἕτερος ἕτέτῳ ἐξαγγελεὺς γίνεται ὧν παρὰ τῆς ὑπερτέρας δυνάμεως ἤκουσεν. Ibid. Op. 51. S. 197-198. 67-70ff.

[305] Ὕλη ἐστὶ πρᾶγμα οἷον εἰπεῖν ἄϋλον, αἰσθήσει μὲν ἀθεώρητον, διανοίᾳ δὲ μόνῃ ληπτόν. Χεῖρον πάντων τῶν ὄντων, ἄμορφον, ἀνείδεον, ἀδιατύποτον, οὐσία ἀνούσιος καὶ καὶ ὕπαρξις ἀνύπαρκτος. Ἐὰν γὰρ ἀνέλῃς τυχὸν ἀπὸ τῶν σωμάτων τὰς ποσότητας, τὰς σχέσεις, τὰς ἕξεις, τὰς τροπὰς, τὰς κινήσεις, τὰς ἀλλοιώσεις, τὰς μεταβολὰς, τὰς πᾶν ἕτερον ὁτιοῦν τὸ καταλειπόμενον ὕλη ἐστίν. Ἐὰν γὰρ ἀνέλῃς ἀπὸ τοῦ πυρὸς τὴν θερμότητα καὶ τὴν ξηρότητα, καὶ ἀπὸ τοῦ ἀέρος τὴν θερμότητα καὶ τὴν ὑγρότητα, καὶ ἀπὸ τοῦ ὕδατος τὴν ψυχρότητα καὶ τὴν ὑγρότητα, τὸ ἔσχατον τούτων ὑπολειφθὲν, ὕλη ἐστὶν. Διδασκαλία Παντοδαπή  // PG V. 122. Col. 725D.

[306] Ἡ ὕλη μήτηρ τῶν εἰδῶν καὶ τιθηνὸς λέγεται˙ καὶ γὰρ καὶ αἰ τῶν ζῴων μητέρες κατὰ τὸν λόγον τὸν τὸ «τὶ ἦν εἶναι» σημαίνοντα τούς λόγους ἅπαντας ἔχουσι τῆς γενέσεως διὰ τῶν παρὰ τῶν ἀρρένων καταβαλλομένων γονῶν ἐν τοῖς κατὰ τὰς μήτρας ὑγροῖς. [Fragmentum de materia] // P hil. Min. Op. 37. S. 141.

[307] Аналогичное понятие начальной стадии формирования материального субстрата содержится в понятии бинарной точки в современной космологии.

[308] Безначальность материи, также как учение об идеях согласно Пселлу не имеет ничего общего с христианским учением (τὶ γὰρ κοινὸν ὕλῃ καὶ ἰδέαις πρὸς τὰ ἡμέτερα δόγματα;), поэтому когда Аристотель называет ее безначальной мы справедливо отмежевываем от этого Церковь (τὴν δὲ ὕλην Ἀριστοτέλης ἄναρχον ἀπεφήνατο, τῆς ἐκκλησίας εἰκότως ἀλλοτριοῦμεν, τὰ ἡμετέρα δόγματα;) См.: Πρὸς τὴν σύνοδον κατηγορία τοῦ ἀρχιερέως // Scr. Min. S. 259. 17-20ff.

[309] Как замечает Л. Бенакис, понимание Пселлом материи в своей глубине является аристотелевским, отличаясь лишь в традиционных для христианской философии моментах. В частности Пселл утверждает: понятия материи и формы, взятые у Аристотеля, не являются, в отличие от древнего философа, в собственном смысле “ началами ” (αἱ ἀρχαί), из которых некогда был устроен мир, но являются все же первыми причинами в отношении природы тела. Ведь первый и высший принцип всего по Пселлу – это Бог, непосредственные же принципы природных вещей – это материя и форма, из которых возникают затем эмпирически воспринимаемые " элементы ", которые могут снова обозначаться в качестве принципов простых тел. Такое иерархическое расположение материи позволяет отвергнуть представление древних философов о материи как первой исключительной причины становления и исчезновения всего. См.: Benakis L. Michael Psellos' Kritik an Aristoteles und seine eigene Lehre zur „Physis“ – und „Materie-Form“ Problematik // BZ 1963. V. 56. S. 221. Концепция вечного первовещества-ὕλη, которую Аристотель выдвинул в противовес платоновскому понятию возникшей бесформенной материи χώρις, прочно утвердилось затем в последующей греческой мысли и повторялась почти без изменений как неоплатониками, так и в святоотеческой традиции. Пселл, также как и вся греческая патристика, отрицает лишь демиургическую функцию материи, ее вечность и несозданность. По проблеме материи см.: Whittaker T. The Neo-platonists. A Study in the history of Hellenism. Cambridge, 1928. P. 70-77. Шеррард Ф. Греческий Восток и Латинский Запад: исследование христианской традиции / Пер. с англ. Каннского Ю.М. М., 2006. С. 10-18.

[310] См.: Benakis L. Michael Psellos' Kritik an Aristoteles… S. 223.

[311] См.: § 4.1.

[312] Εἰς τὸ "οἱ μὲν ἄνθρωποι τρεπτοί, οἱ δὲ δαίμονες ἄτρεπτοι" // THEOLOGICA Op. 29. S. 118. 23-34ff.

[313] Diadoque de Photicé. Oeuvres Spirituelles / Introduction, texte critique, traduction et notes par Places E. // SC 5 (1955). P. 139 3-4ff.

[314] См.: Дионисий (Шленов), иерод. Преподобный Никита Стифат… С. 198-199.

[315] Григорий Синаит, преп. Творения / Пер. с греч. примеч. еп. Вениамин (Милов). М., 1999. C. 63-65.

[316] См. приведенную выше цитату.

[317] Макаров Д.И. Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий). СПб., 2003. С. 148-149.

[318] Διδασκαλία Παντοδαπή   // PG V. 122. Col. 732D.

[318] Проблему пространства для мира духов Пселл видит следующим образом:

[319] Вот как пишет об этом Пселл в 25-й главе Διδασκαλία Παντοδαπή:

Все разумные образы, такие как души, умы, ангелы, архангелы, силы и им подобные, как друг в друге пребывают, так и каждое само в себе. И не смешиваются ни друг в друге, ни в самих себе, а каждое существует раздельно. Следовательно, все проходят через всех, и каждое пребывает в самом себе. Телесные [существа] пребывают каждое само по себе, но не могут проходить друг через друга благодаря [своей] плотности. Бестелесные же и разумные образы, не обладающие плотностью и размерами, проходят друг через друга и, в свою очередь, пребывают неслиянными. Следовательно, друг в друге пребывают все разумные образы в единстве, но каждый особо и раздельно, как например, мысли в одной душе. P£nta t¦ noer¦ e‡dh, o‡on yucaˆ, nÒej, ¥ggeloi, ¢rc£ggeloi, dun£meij, kaˆ Ósa toiaàta, kaˆ ™n ¢ll»loij e„sˆ, kaˆ kaq' ?autÕ ›kaston. Kaˆ oÛte tÕ ™n ¢ll»loij sÚgcusin œcei, oÛte tù kaq' ?autÕ enai ›kaston merismÕn lamb£nousi. Foit´ goàn p£nta di¦ p£ntwn, kaˆ ™n ?autù ™stin ›kaston. T¦ mn sèmata, kaq' ?aut¦ ™sti ›kaston. kaˆ oÙ di' ¢ll»llwn foit´n dÚnatai di¦ t¾n pacumšreian. T¦ d ¢sèmata kaˆ noer¦ e‡dh ™ktÕj pacÚthtoj Ônta kaˆ megšqouj, di' ¢ll»lwn foitîsi. Kaˆ aâqij ¢sÚgcuta mšnousin. 'En ¢ll»loij goàn e„si p£nta t¦ noer¦ e‡dh ºnwmšnwj, kaˆ cwrˆj ›kaston diakekrimmšnwj, ésper d¾ kaˆ t¦ qewr»mata ™n mi© yucÍ.

Διδασκαλία Παντοδαπή  // PG V. 122. Col. 704D-705А.

[320] Яркий пример этому – житие преп. Антония Великого.

[321] См.: Василий (Кривошеин), архиеп. Ангелы и бесы в духовной жизни // Его же. Богословские труды. Нижний Новгород, 1996. С. 71-72.

[322] Diadoque de Photicé. Oeuvres Spirituelles / Introduction, texte critique, traduction et notes par Places E. // SC 5 (1955). P. 139 3-6ff.

[323] Пер. на основе английского перевода фрагмента в кн.: Greenfield R.H. Traditions of belief… P. 183-184.

[324] См.: Greenfield R.H. Traditions of belief… P. 182-184.

[325] Пер. с англ. по кн.: Greenfield R.H. Traditions of belief… P. 190.

[326] Περὶ ἐνεργείας δαιμόνων затрагивает проблему демонских иллюминаций, описывая их с традиционным осуждением в связи с практикой магии: “ огненный свет приходит к волшебникам, желающим его, тем которые следят за расположением звезд, и тем ненормальным людям, которые думают, что они смогут призвать свои божественные видения, несмотря на то, что они не содержат ничего верного, постоянного и надежного. Ибо что может там быть, если это освещение одного из демонов, которые темны? Эти видения – довольно пустые игрушки их, того же рода, что и галлюцинации или вещи которые вызываются так называемыми чудотворцами, для того чтобы обмануть тех, кто наблюдает их ”. См.: Greenfield R.H. Traditions of belief… P. 206.

[327] Τίνα περὶ δαιμόνων Δοξάζουσιν Ἔλληνες // PG V. 122. Col. 876В.

[328] Еф. 6,12.

[329] VA. 243r 31-4.

[330] VA. 244v 4-6.

[331] VA. 250v 33-41.

[332] Здесь термин τάξις Пселл употребляет как синоним слову λεγεών.

[333] VA. 259r 32-38.

[334] VA. 264r

[335] VA. 275r 15-275v 24. Пселл рассматривает не только духовную борьбу человека с нечистой силой в состоянии бодрствования, но кроме того, считает необходимым отметить воздействия демонов на умную природу человека, когда его тело находится в состоянии сна. В небольшом сочинении “ О сновидениях ” Пселл, среди прочих естественных причин появления сновидений, называет также воздействие падших духов на сознание человека. Разделяя сны на ложные и истинные, Пселл характеризует сновидение как “ отблеск души и лишь призрак истины (ἡ δὲ ἄλλαμψις ἀπὸ ταύτης καῖ οἷον εἴδολον ἀληθείας)”, который не является жизнью души (ἡ τῆς ψυχῆς ζωη) или ее неотъемлемой природной составляющей. Сновидения, по Пселлу, могут появляться не только в результате естественного психосоматического функционирования организма, но могут стимулироваться, внешним для человеческой личности, вмешательством демонов, о чем он считает необходимым упомянуть даже в своих натурфилософских сочинениях:

Итак, если во время сновидений божественная душа покрывается, словно тьмой телесных страстей незаметно для самой себя, для [своих] духовных свойств и пребывающей в ней божественности, то совершенно безóбразное – истинное [видение] – [проявление] телесной жизни, в противном же случае – вызываются прочими [обстоятельствами]: от дневных тревог, от неразумных страстей, от всевозможных материальных стремлений, либо от демонских наваждений, или от других одновременных с этими подобных причин. 

Periì o)nei¿rwn // P hil. Min. V. 1. Op. 38. S. 142. 12-19ff.

[336] VA. 276r 34-4.

[337] VA. 282rv 26-29. Здесь Пселл следует уже установившейся в аскетической письменности позиции отрицания видений, являющихся в телесном образе. Это представление было свойственно Сиро-Месопотамским мессалианам, а также иудейскому мистицизму, полемику с которым вели Евагрий Понтийский, авторы Апофтегм, Истории Монахов и Лавсаика. С другой стороны, такой значительный церковный писатель как автор Макариевских гомилий считал возможным видение Троицы физическими глазами, испытав в этом некоторое влияние иудейских псевдоэпиграфов. Как замечает иером. Александр (Голицын) древние иудейские апокалиптические тексты на протяжении долгого времени читались и копировались восточными монахами, вплоть до современника Михаила Пселла – преп. Никиты Стифата. Таким образом, скитские монахи, изгнанные архиепископом Феофилом в конце четвертого столетия и придерживавшиеся антропоморфных взглядов о Боге, оказались не жертвой новой ереси, но лишь продолжали древнюю традицию, ставшую в посленикейскую эпоху для многих современников очевидным анахронизмом. По вопросу аскетических представлений о возможности видения божественной славы см. следующие исследования: Alexander (Golitzin), hieromonk. "The demons suggest an illusion of God's Glory in a form": controversy over the divine Body and vision of glory in some late fourth, early fifth century monastic literature // Society of Biblical Literature conference, Sunday, November 21, 1999. P. 13-26. Alexander (Golitzin), hieromonk. The Form of God and Vision of the Glory: Some Thoughts on the Anthropomorphite Controversy of 399 AD // Mistagogia: Experienta lui Dumnezeu in Orthodoxie (Sibiu: Deisis, 1998) 184-267. Alexander (Golitzin), hieromonk and Orlov A. 'Many Lamps are Lightened from the One': Paradigms of the Transformational Vision in the Macarian Homilies", VigChr 55 (2001) 281-298. Alexander (Golitzin), hieromonk. "Earthly angels and heavenly men": the old testament pseudepigrapha, Nicetas Stethatos, and the tradition of "interiorized Apocalyptic" in eastern Christian ascetical and mystical literature // DOP 55 (2001) 125-153. Alexander (Golitzin), hieromonk. A Testimony to Christianity as Transfiguration: The Macarian Homilies and Orthodox Spirituality // Orthodox and Wesleyan Spirituality. Ed. Kimbrough S. T. (Crestwood NY: 2002) 129-156.

[338] Ἑλληνικαὶ διατάξεις περὶ τῆς θείας δημιουργίας καὶ διαφοραὶ ἰδιωμάτων τῶν κρειττόνων γενῶν // Phil. Min. V. II. S. 123 6ff-14ff.

[339] VA. 280v 18-281r 22.

[340] См.: § 3.2.

[341] VA. 281r 22-27.

[342] VA. 281v 40-2.

[343] VA. 281v 3-8.

[344] Didaskal…a Pantodap» // PG V. 122. Col. 687-784.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 136 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2333 - | 2042 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.