Рассмотрению проблемы телесности ангелов посвящена у Пселла 51-ая глава из Theologica [292]. Эта глава написана Пселлом по поводу полемичных высказываний свт. Григория Богослова, посвященных проблеме природы Бога и телесности ангелов из Второго Слова о богословии[293]. Полемику святителя Пселл объясняет тем, что “ в то время были некоторые, согласные и ангелам дать тела, но тонкие (λεπτομερῆ =), легкие (κοῦφα) и воздушные (ἀέρια), благодаря которым они показываются многим и являются в определенных формах (μορφὰς) и очертаниях (σχήματα)”[294]. Отталкиваясь от рассуждения святителя Григория о том, что Бог не телесен, Пселл пытается рассмотреть ту же проблему в отношении ангельского мира – имеет ли небесный мир какую-либо телесность? Ведь когда нам является ангел, мы видим нечто определенное – “ некоторый образ из различных очертаний (τίς ὁ τρόπος τῶν διαφόρων σχημάτων), через которые он показывается нам таким ”[295].
Пселл отвергает учение о небесных силах Прокла и Порфирия, которые считали ангелов телесными, поскольку множество свидетельств (πᾶς τις εἴποι) сходится на том, что они совершенно нематериальны, а нематериальность, означает, согласно Пселлу и бестелесность, “ ведь если они нематериальны (ἄυλοι), тогда и бестелесны (ἀσώματοι), ведь материя поддерживает тела (σώματι ὑποβέβληται), подразумевается сама собой и всегда созерцается нами в качестве определенного образа (ἀεὶ δὲ εἰδοπεποιημένη ἡμῖν καθορᾶται)”. Материя, которая формирует тело, как указывает Пселл, – это физическое и математическое понятие, то есть обладает трехмерными характеристиками: “ Материя, формирующая тело (εἰδοποιηθεῖσα σῶμα), и необходимо есть [понятие] физическое или математическое, физическое – поскольку оно является сущностью сложной и делимой, а математическое – поскольку разделено на три части и показывается в определенных размерах ”[296].
Если же ангелы телесны, тогда “ какие дам им тела, – вопрошает Пселл, – огненные, воздушные и струящиеся или как у твердых тел? Какие очертания они принимают – в форме окружности, продолговатые, квадратные, многоугольные, круглые или прямолинейные?”[297]. Таким образом писали о демонах только эллины, измыслив (μεμυθολογήκασι) тела разумных существ в геометрических понятиях окружности (περιφερῆ σώματα), а также прямой линии (εὐθυφορικα).
Решая вопрос о телесности небесного мира, Пселл делает сравнительный экскурс к свидетельствам из греческой философии. Он приводит античное представление о том, что под солнцем (ὑπὸ τὸν ἥλιον) обитают небесные существа под видом кошек (αἰλουροπροσώπους) и куриц (ἀλεκτρυονώδεις), а под луной (ὑπὸ τὴν σελήνην) – в образе львов (λεοντοφανεῖς)[298]. Пселл воспроизводит толкование на эти идеи Прокла, который, защищая язычество от укоризн христиан, называвших эти мифы языческими баснями, учил что эти божества-даймоны обитающие под луной и солнцем следует представлять в зверином образе лишь в качестве условных обозначений (τὰ συνθήματα)[299], поскольку демоны лишь “ преображаются во львов, являясь при наступлении полночи и исчезая, после того как пропоет петух ”[300]. Пселл отвергает возможность такой условной и символической телесности для демонов, называя все эти взгляды вздором и пустословием (ληρώδη πάντα καὶ φλήναφα)”.
Далее Пселл предлагает предположить, что ангелы все же телесны. “ Тогда, – вопрошает он, в каких очертаниях (τίσι σχήμασι) вы изобразите их? А если вы каким-то образом настигнете их, то какие у них [ найдете ] тела, и такие же именно как у “ Бога, которому служебен ангел ”?[301] Если принять что Бог телесен, “ тогда, – воспроизводит Пселл аргумент свт. Григория, высшее ли тело Ему присвоите или ангельское, что за “ бездна пустословия ”?!”[302]. Если же принять что телесность Бога иная, чем у ангелов, “ тогда, – продолжает Пселл мысль святителя, необходимо введется архангельское [ тело ], тончайшее, сильное, подлежащее, а также господственное, начальное, властительное, эфирное и престольное, херувимское и серафимское. Итак, такое нисхождение тел по [ критерию ] высоты расположения – “бездна пустословия”, как было сказано отцом ”[303].
Критика со стороны Пселла идеи телесности ангелов не оставляет сомнений в том, что он считал небесные силы бестелесными и нематериальными. Пселл замечает, что наименование ангела (τοῦ ἀγγέλου προσηγορίαν), единым именем (ὁμωνύμως) выражает все бестелесные природы[304].
Эта глава Theologica своей структурой и частыми обращениями Пселла к аудитории напоминает лекцию, прочитанную своим ученикам в Университете Константинополя. Пселл приводит цитаты из различных авторов, комментирует их, но, предлагая ученикам самим принять решение, не дает четкого ответа на рассматриваемый вопрос, однако из контекста легко можно понять, что сам лектор подводит своих слушателей к идее бестелесности и нематериальности умных сил.