Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Издания сочинений Михаила Пселла 3 страница





[1] Hayton D. Michael Psellos’ De Daemonibus in the Renaissance // Reading Michael Psellos / Ed. by C. Barber and D. Jenkins. Leiden-Boston, 2006. P. 193.

[2] Zervos C. Un Philosophe néoplatonicien du XIe siècle Michel Psellos. Paris, 1920.

[3] См.: Renauld E. Une traduction française du de Michel Psellos // Revue des études grecques. 33 (1920). 56-95; Svoboda K. La démonologiede Michel Psellis. Brno, 1927; Михаил Пселл. Богословские сочинения / пер. архим. Амвросия (Погодина). СПб., 1998. С. 20; Рас­сел Д.Б. Лю­ци­фер и дья­вол в сред­ние ве­ка. СПб., 2001; Роббинс Р.Х. Энциклопедия колдовства и демонологии. М., 1996. С. 159-160.

[4] Рукописи Codex. Paris. 1182 изданы: Michael Psellus. Theologica / Ed. by P. Gautier. Leipzig, 1989. V.I; Psellus Michael. Theologica / Ed. by L.G. Westerink, J.M. Duffy. Leipzig, 2002. V.II.

[5] Περὶ ἐνεργείας δαιμόνων // PG V. 122. Col. 819-876.

[6] Joannou P.P. Démonologie populaire – demonologie critique au XIe siècle. La vie inédite de S. Auxence par M. Psellos. Wiesbaden, 1971. P. 41. Joannou P.P. Christiche metaphysic in Byzanz: Die Illuminationslehre des Michael Psellos und Joannes Italos. [Studia Patristica et Byzantina, 3]. Ettal, 1956. P. 97. Fisher E.A. Michael Psellos in a Hagiographical Landscape: The life of St. Auxentios and Encomion of Symeon the Metaphrast // Reading Michael Psellos / Ed. by C. Barber and D. Jenkins. Leiden-Boston, 2006. P. 57-72.

[7] Gautier P. Le de Daemonibus du pseudo-Psellos // Revue des Études Byzantines 38 (1980) 105-152. Gautier P. Pseudo-Psellos: Graecorum opiniones de daemonibus // Revue des Études Byzantines 46 (1988) 85-107; Τίνα περὶ δαιμόνων Δοξάζουσιν Ἓλληνες // PG V. 122. Col. 875-882.

[8] См.: Greenfield R.H. Traditions of belief in late Byzantine demonology. Amsterdam, 1988. P. 155-156.

[9] Эти работы к сожалению нам не доступны. См.: Cortesi M. and Maltese E.V. Per la fortuna della demonologia pselliana in ambiente umanistico // Dotti bizantini e libri greci nell’Italia del secolo xv / Ed. M. Cortesi and E.V. Maltese. Naples, 1992. 129-192; Maltese E.V. “Natura daemonum… habet corpus et versatur circa corpora”: una lezione di demonologia dal medioevo Greco // Il demonio e I sioi comlici. Dottrine e credenze demonologiche nella Tarda Antichita / Ed. S. Pricoco. Messina, 1995. 265-284.

[10] Karahalios G., priest. The philosophical trilogy of Michael Psellos: God-Cosmos-Man. Doctoral Dissertation University of Heidelberg Faculty of Philosophy. Heidelberg, 1970. P. 78-80.

[11] В своей более поздней диссертации прот. Георгий замечает, что Пселл использует по отношению к телам демонов(τὰ δαιμόνια σώματα) слова «ἔνυλά πη και ἐμπαθῆ» «вещественные несколько и страстные», но истолковывает их в том смысле, что падение демонов отдалило их от божественного присутствия и приблизило к материи, в которой находится все отрешенное от блага. Причем ἐμπαθῆ - это пояснение для ἔνυλά πη. Слова эти не означают материальности в полном смысле слова, но указывают лишь на отдаление демонов от первоначальной благодати. См.: Καραχάλιος Γ.Α., πρωτ. Η Ανθρωπολογία του Μιχαήλ Ψελλού. Ἐναίσιμος ἐπὶ διδακτορίᾳ διατριβὴ ὑποβληθείσα εἰς τὴν Θεολογικὴν Σχολὴν τοῦ Πανεπιστημίου Ἀθηνῶν. Αθήνα, 1990. Σ. 109-110.

[12] Из исследований по богословию Пселла наибольшего внимания заслуживают: Dakouras D.G. Die antiken Religionen bei Michael Psellos. Inaugural-Dissertation zur Erlangung des Doktorgrades der Philosophischen Fakultät der Universität zu Kölin. Köln, 1975; Κουτσογιαννοπουλος Δ.Ι. Η θεολογική σκέψις του Μιχαήλ Ψελλού // Επετηρίς Εταιρείας Βυζαντινών Σπουδών 34 (1965) 208-217; Karahalios G., priest. The philosophical trilogy of Michael Psellos: God-Cosmos-Man. Heidelberg, 1970; Καραχάλιος Γ.Α., πρωτ. Η Ανθρωπολογία του Μιχαήλ Ψελλού. Αθήνα, 1990. Σ. 109-110;

[13] Из общих обзоров по истории церковной письменности, рассматривающих богословские взгляды Пселла достойны внимания: Pelikan J. The Spirit of Eastern Christendom (600-1700) / The Christian Tradition. A History of the Development of Doctrine. Chicago and London, 1977. V. II. P. 243-250. Γαζή Ε. Ο δεύτερος βίος των τριών ιεραρχών. Μια γενεαλογία του «ελληνοχριστιανικού πολιτισμού». Αθήνα, 2004. Σ. 156-171.

[14] См. например: Gautier P. Lettre au Sultan Malik-Shan Rédigée par Michel Psellos // REB 3 (1977) 73-97; Безобразов П.В. Хрисовул императора Михаила VII Дуки // ВВ 6 (1899) 141-143.

[15] Анализ исторической ценности эпистолярного наследия Пселла см.: Скабаланович Н.А. Византийское государство и Церковь… С. 110-112.

[16] Εἰς τὸν δρουγγάριον τῆς βίγλης κῦριν Κωνσταντῖνων τὸν Ξιφιλῖνον, ἀξιώσαντα αὐτὸν μεταβαλεῖν τὸ τοῦ Ἀριστοτέλους λογικὸν Ὄργανον ἀπὸ τοῦ ἀσαφοῦς ἐπὶ τὸ σαφές // Phil. Min. V. II. S. 14-17. Одно время считалось, что именно труд Пселла по логике – “ Обозрение как введение в логическую науку Аристотеля ” был переведен на латинский язык Петром Испанским и оказал сильнейшее влияние на развитие науки на Западе. Это сочинение стало первым и единственным учебником по логике по которому несколько веков обучалась молодежь. Анализ этого сочинения см.: Pranti K. Michael Psellus und Petrus Hispanus. Leipzig, 1867. Успенский Ф.Н. Очерки византийской образованности. М., 2001. С. 135-141. Его же. История Византийской Империи. XI-XV вв. Восточный вопрос. М., 1997. С. 90.

[17] Allatii L. De Psellis et eorum scriptis diatriba // Patrologiae Cursus Completus / Accurante J.-P. Migne. Series Graeca (далее PG). Paris, 1857-1866. V. 122. P. 501.

[18] Bibliotheca Graeca Medii Aevi / Ed. Satha C. Parisiis, 1874, 1876. Vol. IV-V.

[19] Michaelis Pselli. Scripta Minora. / Ed. E. Kurtz, F. Drexl. Milano, 1936, 1941. V. Ι-ΙΙ.

[20] Michaelis Pselli. Orationes Hagiographicae / Ed. by E.A. Fisher. Leipzig, 1994.

[21] Michael Psellus. Orationes panegyricae / Ed. by Dennis G.T. Stuttgart, 1994.

[22] Michaelis Pselli. Orationes forenses et acta. Ed. by G. Dennis. Stuttgart, 1994.

[23] Michael Psellus. Oratoria minora / Ed. by Littlewood, A.R. Leipzig, 1985.

[24] Michael Psellus. Philosophica minora (Opuscula logica, physica, allegorica, alia) edr. Duffy, J.M. Leipzig, 1992. V. I. Michael Psellus. Philosophica minora (Opuscula psychologica, theologica, daemonologica) / Ed. by D.J. O' Meara. Leipzig, 1989. V.2.

[25] Michael Psellus. Poemata / Ed. by L.G. Westerink. Stuttgart, Leipzig, 1992.

[26] Michael Psellos. De Omnifaria Doctrina. Critical text and Introduction of L.G. Westerink. Utrecht, 1948. Истории публикаций творений Михаила Пселла посвящена статья: Duffy J. Dealing with the Psellos Corpus: From Allatius to Westerink and the Bibliotheca Teubneriana // Reading Michael Psellos / Ed. by C. Barber and D. Jenkins. Leiden-Boston, 2006. P. 1-12.

[27] Анализ структуры сочинения см.: Hussey J. Michael Psellus, the Byzantine Historian… Р. 82-83. Любарский Я.Н. Михаил Атталиат и Михаил Пселл // Византия и средневековый Крым. Барнаул, 1992. С. 95-96. Самое первое издание " Хронографии " планировал осуществить К.-В. Газе (в 20-30-е года XIX века) при финансовой поддержке русского князя Н.П Румянцева, которое, однако, по неизвестным причинам оказалось невозможным довести до выхода в свет, хотя оно уже и было оплачено русскими деньгами. См.: Медведев И.П. Малоизвестный проект первого издания "Хронографии" Михаила Пселла // ВВ. М., 2001. Т. 60. С. 183-191.

[28] Особого замечания заслуживает стиль Пселла, вызывавший восхищение многих исследователей. По словам Е. Рено – современным Пселлу риторам, достаточно было знания о стереотипных способах применения языка, но Пселл сумел освободиться от школьного формализма и тематик, традиционных для риторики и мифологии, оказавшись в развитии стиля своего языка, как за пределами грамматистов и риторов, так и отцов Церкви. Став великим писателем Греции, он не нуждался в моделях, образцом ему служили преимущественно крупные представители классической литературы; именно изучением эллинской мысли оформился и развился его талант. См.: Renauld E. Introduction // Michel Psellos Chronografie (976-1077), I. Paris, 1926. P. 15-17.

[29] Полное название сочинения — “ Краткая история правителей Древнего Рима, а затем и Нового времени, оставившая без внимания тех царей, кто не совершил ничего достойного упоминания, начиная с Ромула. Сочинитель же истории славнейший ипертим Пселл ”. См.: Михаил Пселл. Хронография. Краткая история / Пер. Я.Н. Любарский, Д.А. Черноглазов, Д.Р. Абдрахманова. СПб., 1978. С. 302.

[30] Камнем преткновения явились некоторые “ вульгарные ” выражения Пселла, будто бы не присущие его языку, а также несоответствие некоторых фактов в изложении Краткой Истории с Хронографией, что по замечанию других исследователей не является серьезным возражением, так что имеется больше причин говорить о принадлежности этого сочинения Пселлу. Об этом см.: Любарский Я.Н. “ Краткая История ” Михаила Пселла: существует ли проблема авторства? // ВВ. 1994. Т. 55. C. 80-84.

[31] В. Артс указывает на то что имеется, по крайней мере, 70 слов, которые не встречаются в других работах Пселла. Одной из вопиющих ошибок “ Краткой истории ” кажутся слова, что некоторый Кандак был крещен Филиппом (См.: Хронография. С. 307). Незнание Нового Завета Пселлом, где говорится о крещении ап. Филиппом евнуха царицы Кандакии, кажется автору невероятным и служит еще одним доводом к отрицанию авторства Пселла. См.: Aerts W.J. Introduction // Michaelis Pselli. Historia Syntomos / Editio princeps, recensuit, anglice vertit et commentario instruxit Aerts W.J. 1990. P. 14-15.

[32] По словам Д.А. Черноглазова, Краткая История дошла до нас лишь только в одной рукописи, и мы не знаем точно, что стояло в ее автографе. Кроме того, сам жанр хроники допускает более свободное обращение с языком сравнительно с изощренной Хронографией или речами. Что же касается слов, отсутствующих в прочих произведениях, то, если бы были произведены соответствующие подсчеты, такая же картина, вероятно, обнаружилась бы и во многих других случаях. См.: Черноглазов Д.А. Замечания о “Краткой истории” Михаила Пселла // Хронография. Краткая история. С. 267, 268.

[33] Бибиков М.В. Историческая литература Византии. СПб., 1998. С. 129.

[34] Текст опубликован: Διδασκαλία Παντοδαπή  // PG V. 122. Col. 687-782; критическое издание: Psellos Michael. De Omnifaria Doctrina. Critical text and Introduction of L.G. Westerink. Utrecht, 1948; Psellos M. De omnifaria doctrina (Episodes about the Mind). Translated from Greece, Comments and Epilogue by Lela Alexidze (не доступно). Небольшая богословская часть имеется в переводе архим. Амвросия (Погодина). См.: Михаил Пселл. Богословские сочинения. СПб. 1998. (Ссылки на текст этого источника указываются в дальнейшем по изданию в Патрологии Миня).

[35] Такое предположение высказано архим. Амвросием: см.: Амвросий (Погодин), архим. Предисловие // Михаил Пселл. Богословские сочинения. С. 68.

[36] Hohlweg A. Medizinischer “Enzyklopadismus” und das Πόνεμα Ιατρικόν des Michael Psellos // BZ 66 (1978) S. 79.

[37] На сложный и неоднозначный путь формирования этого источника указывает Westerink, предполагая что первоначально оно представляло собой личные записи Пселла, не предназначенные для публикации и значительно некритически дополненные компиляциями из античных источников его учеником. Διδασκαλία Παντοδαπή  первоначально была запланирована как положительный ответ на Placita Псевдо-Плутарха, однако обращается также к сочинениям неоплатоников: Олимпиодора, Прокла, Плутаха и Порфирия и “ Эннеадам ” Плотина. В отдельных главах заметно критическое отношение к Плотину, а также некоторое недопонимание компилируемых из него текстов, что совершенно непоходит на Пселла и указывает на деятельность оформителя. Текст претерпел несколько редакций, в результате которых заново упорядочивались главы и, во второй редакции были добавлены главы о Троице (1-14), об уме и душе (21-46), о добродетелях (66-81). Westerink L.G. Exzerpte aus Proklos'… // BZ. V. 52. 1959. S. 2-7; Westerink L.G. Introduction // Psellos Michael. De Omnifaria Doctrina. Utrecht, 1948. S. 1-11.

[38] Michaelis Pselli Philosophica Minora (Opuscula philosophica, psychologica, demonologica) / Ed. by D.J. O' Meara. Leipzig, 1989. V. II.

[39] Michaelis Pselli Philosophica Minora (Opuscula logica, physica, allegorica, alia). Ed. by Duffy J.M. Leipzig. 1992. V. I. Авторство некоторых из изданных сочинений так и осталось однако под сомнением. В особенности это касается философских и натурфилософских текстов. Критический обзор обоих томов этого издания см.: Μπενάκης Λ.Γ. Βιβλιοκρισία τῶν δύο τόμων τῆς Bibliotheca Teubneriana: Michael Psellus, Philosophica Minora. Vol. I. 1992 και Vol. II. 1989 (1995) // Μπενάκης Λ.Γ. Βυζαντινή φιλοσοφία. Κείμενα και μελέτες. Αθήνα, 2002. Σ. 487-495.

[40] Сочинения Пселла с обзором Халдейских Оракулов, почти единственный сохранившийся источник, содержащий сведения об Халдейских Оракулах, комментарии на них, а также отрывочные цитаты. Во многих своих сочинениях Пселл воспроизводит отрывочные цитаты из этого сборника. Как показали исследования этих материалов, Пселл вероятно не имел на руках полного Комментария Прокла на Λόγια халдеев (главного и несохранившегося до наших дней источника с самими Оракулами и их толкованиями), поскольку, учитывая страстный интерес Пселла и его современников к Халдейским Оракулам (ими интересовался например также епископ Михаил Италик. См.: Duffy J. Reactions of two Byzantine Intellectuals to the Theory and Practice of Magic: Michael Psellos and Michael Italikos // Byzantine Magic / Ed. by G. Maguire. Washington, 1995. P. 83-95. P. 91-97), он воспроизводит в действительности очень мало реальных сведений о них. Во времена Пселла текста Комментарий уже не существовало, и он черпал сведения из полемического трактата Прокопия против Комментария Прокла. Соответственно позднейшие упоминания об Оракулах зависят от Пселла (Любопытно, что Оракулы упоминает Никифор Грегора в своем комментарии на Περὶ ἐνυπνίων Синезия). Westerink L.G. Proclus, Procopius, Psellos // Mnemosyne: Bibliotheca Classica Batava. 10 (1942) 275-280.

[41] Μπενάκης Λ.Γ. Βιβλιοκρισία τῶν δύο τόμων τῆς Bibliotheca Teubneriana: Michael Psellus, Philosophica Minora. Vol. I. 1992 και Vol. II. 1989 (1995) // Μπενάκης Λ.Γ. Βυζαντινή φιλοσοφία. Κείμενα και μελέτες. Αθήνα, 2002. Σ. 493-494.

[42] В этом сочинении Пселл затрагивает вопросы шарообразности (σφαιροειδῆ) земли, задолго опережая Коперника в рассмотрении этого вопроса (гл.1), пишет о величине солнца, луны и земли (гл.2, 26), о землетрясениях, кометах (гл.7), ураганах (гл.7), природе небес (гл.19), солнечных затмениях и т.д. См.: Pselli ad imperatorem dominum Michaelem Ducam sqlutiones breves quaestionum naturalium // PG V. 122. Col. 783-810. Биографы Николая Коперника его первым учебником считают трактат о четырех математических дисциплинах атрибутируемый Пселлу, а самого Пселла в известном смысле – учителем Коперника. См.: Гаврюшин Н.К. Византийская космология в XI веке // Историко-астрономические исследования. М., 16 (1982) 329-330.

[43] Die handschriftliche Überlieferung der sogenannten Psellos-Paraphrase der Ilias (Meletemata. Beiträge zur Byzantinistik und Neugriechischen Philologie. Hamburg 2 (1991) (не доступно).

[44] Подробный анализ этого сочинения см.: Сокурова Н.И. О значении имплицитной информации… С. 292-297. Сметанин В.А. О критериях и уровне научности энхиридия Михаила Пселла… С. 380-411.

[45] См.: Fortescue A. Michael Psellus // The Catholic Encyclopedia 1911. V. XII. P. 545.

[46] Сохранилось три сочинения Пселла по теории античной музыки. Анализ музыкальных воззрений Пселла cм.: Герцман Е. В. Музыкально теоретические знания Михаила Пселла // Византийская Цивилизация в освещении российских ученых 1947-1991. С. 169.

[47] Michele Psello. Autobiografia: encomio per la madre. Ed. by Criscuolo U. Naples, 1989 P. 85-153.

[48] Garzya A. Un encomio del vino, inedito di Michele Psello // Byzantion. 1969. V. 35. P. 418-428.

[49] Michaelis Pselli in Mariam Sclerenam. Ed. by Spadaro, M.D. Catavia, 1984. S. 71-88.

[50] Michael Psellus: The essays on Euripides and George of Pisidia and on Heliodorus and Achilles Tatius. Ed. by Dyck, A.R.Vienne, 1986 P. 39-50.

[51] Ibid. S. 90-98.

[52] Нефедкин А. Сочинение Михаила Пселла “О военном строе” // Военно-исторический журнал “ Para Bellum ”. № 6. 1998. // http://www.vzmakh.ru/parabellum/n6_s1.htm

[53] Joannou P. Aus den unedierten schriftes des Psellos: das lehrgedicht zum messopfer und der traktat gegen die vorbestimmung der todesstunde // BZ 51 (1958) 1-3; Τοῦ ὑπερτίμου Μιχαὴλ τοῦ Ψελλοῦ // POEMATA Op. 56. S. 399-406. Рассмотрению этого источника и его историко-богословскому комментарию посвящена вторая глава нашего дипломного сочинения. См.:Ларионов А.В. Михаил Пселл как богослов и историк Церкви. Дипломная работа. Волгоград, 2005. С. 25-42.

[54] Michaelis Pselli orationes forenses et acta. S. 2-181. Обвинение против Керулария также издано: Πρὸς τὴν σύνοδον κατηγορία τοῦ ἀρχιερέως // Scr. Min. V. II. P. 232-328.

[55] Поскольку до настоящего времени не существует полного библиографического описания богословских сочинений Пселла (ввиду издания новых, ранее неопубликованных сочинений), представляется целесообразным в настоящей работе привести перечень с краткой характеристикой творений. Далеко не полное описание творений Пселла можно найти в следующих книгах: Михаил Пселл. Богословские сочинения / Пер. с греч. пред. и прим. архим. Амвросия (Погодина). СПб., 1998. С. 30-31, 33-45; Krumbacher K. Geschichte der Byzantinischen Literatur (527-1453). Munchen, 1891. S. 177-178; Lexicon fur theologie und Kirche. Freiburg im Breisgau, 1962. Bd. 7. S. 398-399; Fortescue A. Michael Psellus // The Catholic Encyclopedia XII (1911) P. 545. Μπαλανός Δ. Ὀι βυζαντικοί ἐκκληαστικοί συγγραφείς ἀπὸ τοῦ 800 μέχρι τοῦ 1453. Άθῆναι, 1951. σσ. 76-85. Jugie M. Psellos Michel // Dictionnaire de Theologie Catholique Vol. XIII. P. 1149-1158.

[56] Michaelis Pselli theologica (далее сокр. THEOLOGICA) / Ed. by P. Gautier. Leipzig, 1989. V.1.

[57] Περὶ τῶν μετὰ θεὸν καὶ περὶ θεὸν τεταγμένων διακόσμων καὶ τάξεων // THEOLOGICA, Op. 112. S. 439-441.

[58] Εἰς τὸ "οἱ μὲν ἄνθρωποι τρεπτοί, οἱ δὲ δαίμονες ἄτρεπτοι" // THEOLOGICA, Op. 29. S. 117-121.

[59] Ἐκ τοῦ αὐτοῦ λόγου, εἰς τὸ «τίς οὐσία θεοῦ;»// Ibid. Op. 56. S. 217-220.

[60] Εἰς τὸ «κύριος ἔκτισέ με ἀρχὴν ὁδῶν αὐτοῦ» // Ibid. Op. 10. S. 37-43.

[61] Εἰς τὸ «εἶδον ἄνθρωπον ἐν Χριστῷ πρὸ ἐτῶν δεκατεσσάρων» // Ibid. Op. 86. S. 340-343.

[62] Также издано: Scr. Min. V. II. P. 401-410.

[63] Стихи написаны вероятно непосредственно после событий 1054 года, поскольку в заглавии значится Константин Пселл, еще не принявший монашество. Поэма чрезвычайно полемична и начинается сразу с обличений в обрядовых отличиях Запада от Востока. Поэма сложена в стихах вероятно по прямому указанию носителей государственной власти, для распространения в среде народа, с целью формировать общественное мнение: правящие круги были заинтересованы, чтобы события 1054 г. были истолкованы не в пользу Западных. Στίχοι Κωνσταντίνου καὶ σεβαστοῦ τοῦ Ψελλοῦ κατὰ Λατίνων // POEMATA Op. 57. S. 407-415.

[64] Τοῦ αὐτοῦ περὶ τῶν ψαλμῶν πρὸς τόν βασιλέα κῦρ Μιχαὴλ τὀν Δοῦκαν καὶ περὶ τῶν ἐπιγραφῶν αὐτῶν καὶ λοιπῶν // Scr. Min. V. II. P. 372-385; Τοῦ αὐτοῦ εἰς τὰς ἐπιγραφὰς τῶν ρμε’ ψαλμῶν // Ibid. Р. 386-388; Τοῦ Ψελλοὺ εἰς τὰς ἐπιγραφὰς τῶν ψαλμῶν πρὸς τὸν βασιλέα κῦρ Μιχαὴλ Δούκαν // Ibid. Р. 389-400.

[65] Τοῦ αὐτοῦ. Τί τὸ κατ’ εἰκόνα καὶ τὶ τὸ καθ’ ὁμοίωσιν; // Ibid. P. 411-414.

[66] Τίς ὁ παράδεισος; τὶ τὸ τὴς ζοῆς ξύλον καὶ τί τὸ ξύλον τὴς γνώσεως // Ibid. P. 415-416.

[67] Περὶ τοῦ τῶν ἁμαρτιὼν σχοινίου // Ibid. P. 419-420.

[68] Περὶ τοῦ τῆς δόξης τοῦ θεοῦ σκηνὼματος // Ibid. P. 423-424.

[69] Περὶ δόγματος // PG V. 122. Col. 811-813.

[70] Περὶ τῶν ἐπτά συνόδων // PG V. 122. Col. 813-818.

[71] Главы 1-19, см.: Διδασκαλία Παντοδαπή  // PG V. 122. Col. 819-876.

[72] Выражение принадлежит Гансу Белтингу, который еще до публикации текста, использовал проповедь для характеристики понимания образа в XI-XII столетии. Эта, чрезвычайно длинная проповедь (1450 строк в издании Готье), привлекла внимание исследователей своей заключительной секцией, в которой Пселл подробно и очень эмоционально описывает образ умершего на кресте Христа (11. 1266-1438). Для описания иконы распятого Христа в своей проповеди Пселл использует необычное выражение – ἔμψυχος εἰκών (живая или одушевленная икона), которое он прилагает к образу умершего Христа. Уникальное ἔμψυχος качество образа Христа согласно Пселлу, принадлежит исключительно иконе Распятия и, сравнивая ее с другими образами, он ассоциирует ее с положением Иисуса, осужденного Пилатом. На основе этой поразительной метафоры возникает вопрос о значении образа в XI веке. Кроме того, Пселл широко использует медицинские и анатомические подробности для описания образа распятого Христа. Композиция проповеди также построена довольно необычно: Пселл предлагает слушателям изменить свою перспективу и перенестись во времена страданий Христовых на кресте. По предположению Е. Фишер, композиция проповеди указывает на то, что она предназначалась для произнесения перед собранием монашествующих на одном из богослужений Страстной Седмицы. Gautier P. Un discourse inédit de Michel Psellos sur la cricifixion // REB 49 (1991) 5-66; Fisher E.A. Image and Ekphrasis in Michael Psellos' Sermon on the Crucifixion // Byzantinoslavica 55 (1994) fasc. 1. 44-55.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 193 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2217 - | 2091 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.