[73] Михаил Пселл. Богословские сочинения. С. 103-276.
[74] Διδασκαλία Παντοδαπή // PG V. 122. Col. 687-725.
[75] Michaelis Pselli Philosophica Minora (Opuscula philosophica, psychologica, demonologica). (далее Phil. Min.) / Ed. by D.J. O' Meara. Leipzig, 1989. V. II. S. 160-162. [Рус. пер. см.: Михаил Пселл. Богословские сочинения. С. 97-102].
[76] П. Иоанну насчитывает около шести источников, из которых Пселл мог черпать сведения для своего произведения. Житие Авксентия, приписанное преп. Симеону Метафрасту, П. Иоанну считает не принадлежащим ему, ввиду сопоставления фактологических данных с Пселлом, а также по той причине, что Пселл никогда бы не осмелился написать заново жизнь святого, биография которого уже составлена Метафрастом. Поэтому вполне естественно, что Пселл, восполняя пробел оставленный Метафрастом, стал применять к житию те принципы жизнеописания святых, которые были сформулированы преп. Симеоном. Пселл основывался на более древних источниках, чем автор приписанного Симеону Метафрасту более позднего жития. Joannou P.P. Démonologie populaire… P. 53-57.
[77] Св. Авксентий жил при императоре Феодосии Младшем, к которому он поступил на военную службу, бесстрашно участвуя во многих походах. Этого человека, согласно Пселлу, отличала чрезвычайная власть над демонами, которых он изгонял даже против собственной воли. Предвидя церковное смятение от ересей Нестория и Евтихия, св. Авксентий удалился в горы неподалеку от Халкидона. Вскоре его обнаружили пастухи, почти полностью обнаженного, и возвестили о нем по всей окрестной стране. С тех пор целые толпы поднимались на гору, принося ему пищу и получая духовные советы и исцеления. Позже своих последователей св. Авксентий объединил в монастыре, основанном в более доступном месте горы, на которой подвизался сам. Пселл особо подчеркивает борьбу, которую вел святой с демонами, в течение своей жизни, а также множество исцелений бесноватых, которыми прославился подвижник. Обремененный старостью и болезнью, св. Авксентий мирно почил, созерцая пришедших за ним ангелов. Греческий текст с параллельным французским переводом см.: Joannou P.P. Démonologie populaire… P. 64-132. А.П. Каждан выпустил по поводу написанного Пселлом Жития св. Авксентия статью с любопытным названием, к сожалению нам недоступную. См.: Kazhdan A.P. An attempt at hagioautobiography the pseudo-life of "saint" Psellus? // Byzantion Revue internationale des études Byzantines. 532 ( 1983) 538-558 (не доступна). Кроме Пселла, энкомий святому Авксентию писал также преп. Иоанн Дамаскин. Μολόττου Ζ. Β.Δ. Λεξικών των αγίων πάντων της Ορθοδόξου Εκκλησίας. Βίοι και μαρτυρία. Αθῆναι, 1904. Σ. 278.
[78] Περὶ δαιμόνων // Phil. Min. V. II. S. 158-159.
[79] Ἑλληνικαὶ διατάξεις περὶ δαιμόνων // Phil. Min. V. II. S. 123-126.
[80] Περὶ θεολογίας καὶ διακρίσεως δογμάτων Ἑλληνικῶν // Phil. Min. V. II. S. 117-120.
[81] Ἔκθεσις τοῦ δόγματος τῶν Ὠριγενιαστῶν τῆς τῶν σωμάτων ἀναστάσεως καὶ μερικὴ τούτου ἀνατροπή // Phil. Min. V. II. S. 75-76. Данное сочинение не принадлежит собственно Пселлу, но написано его неизвестным последователем и вероятно учеником. См.: Как сообщает И. Шевченко, в Нежине, на территории гетмана Мазепы, в XVII веке митрополит Петр Могила оставил библиотеку, содержащую множество византийских сочинений, среди которых находились также работы Михаила Пселла. В 1690 библиотека была отправлена в Москву по приказу Петра Великого, где на нее был составлен русский и украинский каталог. Ševčenko I. Byzantium and the Slavs in Letters and Culture. Cambridge and Napoli, 1991, P. 170-172.
[82] В 122 томе Патрологии Миня в разделе Spuria под именем Пселла помещен также трактат Testamentum Solomonis (Завещания Соломона), признанный однако более поздним псевдоэпиграфом. Основанием, для издателей Патрологии, опубликования сочинения под именем Пселла послужило лишь то, что у последнего имеется подобное произведение – Περὶ ἐνεργείας δαιμόνων, также трактующее о свойствах демонов. Testamentum Solomonis не признается настоящим произведением Пселла, а является, подобно многим другим, анонимным. Этот псевдоэпиграф имеет в своей идее древние корни, ведущие свое начало от древне-иудейских представлений, и повествует о сношениях Соломона с демонами, которые исполняют его различные поручения. Середина рассказа повествует о явлении Соломону 36 демонических существ, рассказывающих ему о своих свойствах. См.: Истрин В.М. Греческие списки Завещания Соломона. Одесса, 1898. С. 1-22.
[83] Сочинение претерпело несколько изданий: Psellos M. De operatione daemonum. Cur. J.F. Boissonade. Cum notis Gaulmini. Nurenberg. 1838; Περὶ ἐνεργείας δαιμόνων // PG V. 122. Col. 819-876; Psello M. Le opere dei demoni. A cura di P. Pizzari. Palermo, 1989. Psello M. Sull’ attivita dei demoni / Traduzione di U. Albini. Genova, 1985.
[84] Согласно представлениям евхитов воздух, земля и вода полны демонов. По месту обитания выделяется шесть видов демонов: воздушные, наземные, водные, подземные и светобоязненные. Они подразделяются также на множество вторичных видов, которые Пселл считает бесполезным перечислять. Все творения этого мира произошли из этих шести видов демонов. Они управляют рождением, наблюдают за каждой частью мира, за живыми существами и всем что в мире. Zervos C. Un Philosophe néoplatonicien… S. 200-203.
[85] См.: Greenfield R.H. Traditions of belief… P. 155-156.
[86] Текст был издан в Патрологии Миня: Τίνα περὶ δαιμόνων Δοξάζουσιν Ἔλληνες // PG V. 122. Col. 875-882. В настоящее время имеется критическое издание сочинения: Gautier P. Pseudo-Psellos: graecorum opiniones de daemonibus // R ΕΒ 46 (1988) 85-107.
[87] Характеристика этого источника имеется в предисловии к изданию: Gautier P. Pseudo-Psellos: graecorum opiniones… // R ΕΒ P. 94-95.
[88] Тексты изданы: Anonymi Miscellanea Philosophica. A Micsellany in the Tradition of Michael Psellos (Codex Barroccianus Graecus 131). Critical edition and introduction by I.N. Pontikos. Bruxelles, 1992.
[89] Ibid.: P. VI.
[90] Westerink L.G. Exzerpte aus Proklos'… // BZ. V. 52. 1959. S. 2-7; Westerink L.G. Introduction // Psellos Michael. De Omnifaria Doctrina. Utrecht, 1948. S. 1-11; Anonymi Miscellanea… P. XVI-XVII.
[91] Περὶ τῶν μετὰ θεὸν καὶ περῖ θεὸν τεταγμένων διακόσμων καὶ τάξεων // THEOLOGICA, Op. 112. S. 439-441.
[92] Даже отправной пункт учения о демонах имел в первые века христианства различные трактовки. Так в ранней патристике была широко распространена версия, заимствованная из ветхозаветного апокрифа Жития Адама и Евы, и нашедшая отклик у Оригена, Иринея Лионского, Афинагора, Тертуллиана, Ефрема Сирина, Григория Нисского, о том, что отпадение Диавола произошло в результате его нежелания исполнить повеление архангела Михаила поклониться Адаму, созданному по образу Божию. Диавол указывая на свое первенство в происхождении, отказывается поклониться Адаму и отпадает от Бога. Согласно этой традиции, ангелы не повторили ошибки диавола, с ликованием встретив Второго Адама-Христа, возносящегося на небо после Своего воскресения. Anderson G.A. The Fall of Satan in the Thought of St. Ephrem and John Milton // Hugoge: Journal of Syriac Studies 3,1 (January 2000) / http:// syrcom.cua.edu /Hugoye/ Vol3No1/HV3N1Anderson.html; Danielou J. Les anges et leur mission. Histoire des doctrines chretiennes avant Nicee. Paris, 1990. P. 70-78.
[93] См. литературу по вопросу: Спасский А.А. Вера в демонов в древней Церкви и борьба с ними // Богословский Вестник 2,7 (1907) 357-391. Василий (Кривошеин), архиеп. Ангелы и бесы в духовной жизни // Альфа и Омега. 4,11 (1996).
[94] То же представление о первовеществе, из которого Бог сотворил мир, было характерно в среде иудаизма. Оно, к примеру, содержится в славянской версии ветхозаветной апокрифической книги Еноха. Так, книга повествует, о том, что Бог, открывая тайны творения Еноху, сообщает ему что, в первую очередь Он установил основание всех тварных существ, повелев одной из невидимых природ, выйти из глубинной тьмы и стать видимой. См.: Orlov A.A. Secrets of creation in 2 (slavonic) Enoch // Henoch 22 (2000) 45-62.
[95] Athenagoras. Legatio and De resurrectione / Ed. Schoedel, W.R.Oxford, 1972. 24.2.
[96] Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М., 2006. С. 457.
[97] Подробное исследование материальности в святоотеческих творениях см.: Ружицкий К. прот. Учение св. отцов и церковных писателей о материи первых четырех веков. Курсовая работа. Загорск, 1958. С. 141.
[98] Там же. С. 141-142. Дидим Слепец вслед за Оригеном также считал, что первоначально все духи были сотворены нематериальными, но подпав под власть Сатаны, они оставили свое отечество и погрузились в материальный мир. Daley B.E. The Hope of the Early Church. A Handbook of Patristic Eschatology. Cambridge, 2003. P. 90.
[99] Gregor von Nazianz. Die theologischen Reden / Ed. Barbel, J. Dusseldorf, 1963. (orat. 28) TLG 2022 8 / 31.
[100] Епифаний Кипрский, свт. Творения. М., 1882. Ч. 5. С. 149.
[101] Τὰ δαιμόνια «ἀσώματα» εἴρηται, οὐχ ὡς σῶμα μὴ ἔχοντα (ἔχει γἀρ καὶ σχῆμα˙ διὸ καὶ συναίσθησιν κολάσεως ἔχει), ἀλλ’ ὡς πρὸς σύγκρισιν τῶν σῳζομένων σωμάτων πνευματικῶν σκιὰ ὄντα ἀσώματα εἴρηται. Καὶ οἱ ἄγγελοι σώματά εἰσιν, ὁρῶνται γοῦν. Clemens Alexandrinus. Eclogae propheticae. Band, 3. S. 111. 14, 1-2ff.
[102] Василий Великий, свт. Толкование на книгу пророка Исаии. М., 2002. С. 312.
[103] Макарий Египетский, преп. Духовные слова и послания. Собрание типа I. (Vatic. graec. 694) / Предисловие, перевод, комментарии, указатели А.Г. Дунаева. М., 2002. С. 744.
[104] Martikainen J. Das Bőse und Teufel un der Theologie Ephraema des Syrers. Dissertation, Stiftelsens fur Abo Akademi Forskningsinstitut, 1978. S. 27-29.
[105] Ibid. 44-46.
[106] Ibid. 30-32.
[107] Преп. Максим нигде не пишет специально по ангельской природе, но часто называет ангелов бестелесными. См. например: Максим Исповедник, преп. Творения. Богословские и аскетические трактаты / Перевод, вступительная статья и комментарии А.И. Сидорова. Кн. 1. М., 1993. С. 125.
[108] Макарий (Булгаков), митр. Догматическое богословие. М., 1999. С. 391-393.
[109] Rorem P., Lamoreaux J. John Scythopolis and Dionysian Corpus. Annotating the Areopagite. Oxford, 1998. P. 136.
[110] См. к примеру: С Η S. 8. 15ff; С Η S. 58. 3ff; С Η S. 14. 24ff; EΗ S. 100. 6ff.
[111] Иоанн Дамаскин, преп. Источник Знания / Пер. с древнегреч. и коммент. Д.Е. Афиногенова, А.А. Бронзова, А.И. Сагарды. М., 2002. С. 210.
Louth A. St. John Damascene: tradition and originally in Byzantine theology. Oxford; New York, 1986. P. 122-124.
[112] Nicétas Stéthatos. Opuscules et Lettres / Introduction, texte critique, traduction et notes par Darrouzes J. // SC 81 (1961). P. 252, 254; Дионисий (Шленов), иерод. Преподобный Никита Стифат… С. 192-193.
[113] Nicétas Stéthatos. Opuscules et Lettres. P. 312 6ff.
[114] Nικήτα τοῦ Στηθάτου πρακτικῶν κεφαλαίων // PG V. 120. EK. 1, 96. Col. 896D, 897A.
[115] См.: Григорий Синаит, преп. Творения / Пер. с греч. примеч. еп. Вениамин (Милов). М., 1999. C. 63-65.
[116] См. Alexander (Golitzin), hieromonk. "Earthly angels and heavenly men": the old testament pseudepigrapha, Nicetas Stethatos, and the tradition of "interiorized Apocalyptic" in eastern Christian ascetical and mystical literature // DOP 55 (2001) 125-153.
[117] Удивительный случай увлечения тайными эллинскими учениями демонстрирует биография Иоанна Италика, ставшего около 1145 митрополитом Филополиса и занимавшегося целенаправленным изучением магических теорий, о чем свидетельствует его корреспонденция. Он защищал свою заинтересованность подобной литературой, как и Пселл в свое время, понятием φιλομάθεια, – “ любовью к знаниям ” как положительной идеей изучения предмета ради самого изучения, не сравнимой с каким-либо праздным любопытством и без применения знаний на практике. Duffy J. Reactions of two Byzantine Intellectuals… P. 91.
[118] Истрин В.М. Греческие списки Завещания Соломона. Одесса, 1898. С. 1-22. Посвященный преимущественно демонологии, этот трактат сообщает некогда потерянную в веках легенду о сооружении Соломоном иерусалимского храма. Имеется множество элементов в тексте, которые позволяют отнести корни этого сочинения к первым векам христианства. Завещение определенно существовало в поздней Византии и несоммненно читалось. Greenfield R.H. Traditions of belief… Р. 158-159.
[119] Впервые упоминаются в письмах патриарха Афанасия I. Ibid. Р. 157.
[120] Рукопись найдена среди документов патриаршего двора. Ibid. P. 156.
[121] Стихира в среду утра, глас первый, см.: Октоих. Гласы 1-4. М., 2004. С. 117.
[122] Alexander (Golitzin), hieromonk. Et Introibo ad Altare Dei: The Mystagogy of Dionysius Areopagita // Analekta Vlatadon 59 (1994) Р. 110-111.
[123] Ibid. Р. 121.
[124] Routledge D. Cosmic Theology. The Ecclesiastical Hierarchy of Pseudo-Denys: An Introduction. London, 1964. P. 10-11.
[125] Andresen C. Integration of Platonism into Early Christian Theology // Studia Patristica 15, 1 (1984) Р. 403.
[126] Roques R. L’Univers Dionysien: structure hiérarchique du monde selon le Pseudo-Denys. Paris, 1983. P. 322.
[127] Такой интерпретации Ареопагитик по-видимому придерживается Д. Рутледж. См.: Routledge D. Cosmic Theology. P. 31–33.
[128] Мнение преп. Никиты подробнее разбирается в § 1.3.
[129] Clemens Alexandrinus. Stromata VII-VIII, Excerpta ex Theodoto – Eclogae propheticae, Quis dives salvetur – fragmente / Die Griechischen Christlichen Schriftsteller. Herausgegeben von dr. O. Stahlin. Leipzig, 1909. Band, 3. Berlin, 1970. S. 154. 57, 4-5ff. Daley B.E. The Hope of the Early Church. A Handbook of Patristic Eschatology. Cambridge, 2003. P. 24, 45.
[130] Clemens Alexandrinus. Eclogae propheticae. Band, 3. S. 111. 14, 1-2ff.
[131] Ibid. S. 154. 57, 4-5ff.
[132] Епифаний Кипрский, свт. Творения. М., 1872. Ч. 3. С. 149.
[133] Там же. С. 149-150.
[134] Βλέτση Α.Β. Το προπατορικό αμάρτημα στη θεολογία του Μάξιμου του Ομολογητού: ἔρευνα στίς άπαρχές μιᾶς ὀντολογίας τῶν κτιστῶν. Κατερίνη, 1998. Σ. 96-97.
[135] Отношения Пселла с современными ему монахами ярко представлены в статье А. Сидорова: Сидоров А.И. Путь христианского любомудрия (О преподобном Никите Стифате) // ЖМП 6 (1992) 33-45.
[136] Михаил Пселл. Хронография. Краткая история. С. 31, 139-140.
[137] Πρὸς τῆν σύνοδον κατηγορία τοῦ ἀρχιερέως // Scr. Min. Vol. I. P. 235-236. Рус. перевод: Безобразов П.В. Неизданная обвинительная речь против патриарха Михаила Кирулария // Журнал Министерства Народного Просвещения 265 (1889) 34.
[138] Πρὸς τῆν σύνοδον κατηγορία τοῦ ἀρχιερέως // Scr. Min. Vol. I. P. 237. 13ff.
[139] Как показало исследование С. Хондриду у Пселла могли быть и личные счеты с опальным патриархом. Вполне вероятно, что удаление со двора и пострижение в монахи Пселла и его двоих друзей Константина Лихуда и Иоанна Ксифилина, произошло под влиянием враждебного отношения к ним Михаила Кируллария, резко усилившего свою власть в конце правления Константина XIII. Удаление Пселла со двора около 1054 года явилось следствием кризиса между императорской и патриаршей властью. Именно Пселл и Ксифилин были выразителями политики императора перед патриархом во время кризисных церковных событий 1054 года. Патриарх не выполнил тогда волю императора а его усилившаяся власть была потенциально опасна для посланцев слабеющего императора. Χονδριδου Σ. Κωνσταντίνος Λειχούδης, Ιωάννης Μαυρόπους, Μιχαήλ Ψελλός, Ιωάννης Ξιφιλίνος: «Η τέτρας των σοφών». Η άνοδος και η πτώση της γύρω στα μέσα του 11ου αιώνα // Αυτοκρατορία σε κρίση (;) Το Βυζάντιο τον 11-ο αιώνα (1025-1081) / Διεθνή Συμπόσια 11. Αθήνα, 2003. Σ. 422-423.
[140] Дионисий (Шленов), иерод. Преподобный Никита Стифат и его богословские сочинения. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Сергиев Посад, 1998. С. 28, 30.
[141] Дионисий (Шленов), иерод. Преподобный Никита Стифат и его богословские сочинения. С. 186, 194.
[142] Τσαμή Δ.Γ. Η τελείωσις του ανθρώπου κατά Νικήταν τον Στηθάτον. (Ανάλεκτα Βλατάδων 11) Θεσσαλονίκη, 1971. Σ. 119.
[143] См. позицию Пселла по этому вопросу в § 3.4.1.
[144] Nικήτα τοῦ Στηθάτου φυσικῶν κεφαλαίων // PG V. 120. EK. 2, 81. Col. 940B. 900-952. 954-1009.
[145] Syméon le Nouveau Théologien. Chapitres Théologiques Gnostiques et Practiques / Introduction, texte critique, traduction et notes par Darrouzes J. // SC 51 (1957). P. 81. 11ff.
[146] Syméon le Nouveau Théologien. Hymnes 16-40 / Texte critique par Koder J. V. II. // SC 174 (1971) (Hymn 27) P. 278. 10-12ff.
[147] Nικήτα τοῦ Στηθάτου γνωστικῶν κεφαλαίων // PG V. 120. EK. 3, 98. Col. 1008A. Дионисий (Шленов), иерод. Преподобный Никита Стифат… С. 195-196.
[148] Мы не будем давать исчерпывающих сведений по космологии Пселла, ограничившись лишь тем, что имеет непосредственное отношение к ангельскому миру, не касаясь физического, как отдельной отрасли знания. Как указывает Н.К. Гаврюшин, космология византийцев двойственна и, разделяясь на учение о духовном и физическом мире, познает их при помощи различных методов. См.: Гаврюшин Н.К. Византийская космология… С. 330-331. Космология Пселла ярко представлена в работах П. Иоанну и свящ. Г. Карахалиоса: Joannou P.P. Christiche metaphysic… S. 62-86. Karahalios G. The philosophical trilogy… P. 39-64.
[149] Начало сущих Первое и Сверхначальное – Бог. После же Бога существует множество начал природных вещей. Начала элементов называются материей и формой, начало же сложных тел – простые элементы. | 'Arc¾ tîn Ôntîn prèth mn ka Øper£cioj Ð QeÒj. Met¦ d QeÕn polla ¢rca tîn fusikîn pragm£twn es . Ka tîn mn stoice wn ¢rca ¹ Ûlh ka tÕ edoj erhtai: tîn d sunqtwn swm£twn aÙt¦ ka ¢pl© stoicea. |
Διδασκαλία Παντοδαπή // PG V. 122. Col. 725С.
[150] Αἱ ὁμοιομέρειαι (гомеомерии) – в античной философии качественно однородные частицы (из которых состоит каждый из качественно обособленных элементов материального мира). Это учение в особенности развито у Анаксагора (ἐν πάντὶ παντὸς μοῖρα ἔνεστι), Плутарха и Диогена. Liddel H. Scott R. A Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 1706. P. 1224.
[151] Ἐκ τοῦ αὐτοῦ λόγου, εἰς τὸ «τίς οὐσία θεοῦ» // THEOLOGICA Op. 56. S. 218. 40-43 ff. Под такими неоплатоническими категориями как “ генады ” и “ умы ”, Пселл разумеет небесный мир, используя их вслед за Ареопагитиками и схолиями Иоанна Скифопольского. Вероятно по аналогии со схолиями Иоанна Скифопольского, у которого термин “ генада ” применяется как к Богу, так и к ангелам, Пселл также может употреблять это слово в этом значении. См.: Rorem P., Lamoreaux J. John Scythopolis… P. 115-116.
[152] Ἐκ τοῦ αὐτοῦ λόγου, εἰς τὸ «τίς οὐσία θεοῦ»// THEOLOGICA, Op. 56. S. 218. 26ff.
[153] Согласно Пселлу Бог не есть Бытие, хотя это имя и приписывается Ему Моисеем (“ Аз Есмь Сущий ” Исх. 3:14), поскольку понятие “ бытие ” означает единение, единение же, со своей стороны, есть единение объединенных предметов, в то время как Бог является Простейшим всех. Поэтому более точным будет относить к Богу скорее термин “ Единое ”, чем “ Бытие ”, поскольку “ Единое ” даже более возвышенно, чем понятие “ Ума ”. Понятие “ум”, опять же подразумевает множество существ, а выше множества есть “ Единое ”, поэтому Бог выше ума. Karahalios G. The philosophical trilogy… P. 15. Joannou P.P. Christiche metaphysic… S. 90-91.
[153] У Пселла можно найти большое количество различных выражений, которыми он подчеркивает невыразимость и трансцендентность существа Божия. Терминологически следуя своей вертикальной схеме устроения мира, Пселл полагает бытие “ Троического Единства и Единого Начала (τῆς τριαδικῆς ἐνώσεως καὶ μιᾶς ἀρχῆς)” на “ вершине высочайшего возвышения (τὸ ὕψος τῆς ἀκροτάτης περιωπῆς)”, “ на некоей высоте и несказанном возвышении (ἐν ὕψει τινὶ καὶ ἀπορρήτῳ περιωπῇ)”, выражая этим трансцендентность Божества и онтологическую отдаленность тварного от нетварного. Εἰς τὸ “ἀπ’ ἄρτι ὄψεσθε τὸν οὐρανὸν ἀνεῶγότα καὶ τοὺς ἀγγέλους τοῦ θεοῦ ἀναβαίνοντας καὶ καταβαίνοντας” // THEOLOGICA Op. 28. S. 117. 97-98ff.
[154] Интерпретация принадлежит о. Г. Карахалиосу. См.: Karahalios G. The philosophical trilogy… P. 65.
[155] Ἐκ τοῦ αὐτοῦ λόγου, εἰς τὸ «τίς οὐσία θεοῦ» // THEOLOGICA, Op. 56. S. 219. 53-59ff.
[156] Διδασκαλία Παντοδαπή // PG V. 122. Col. 733В. [См.: Прил. 6. DP. гл. 74]. Karahalios G. The philosophical trilogy… P. 79-80.
[157] По проблеме материи в античной философской и патристической традиции см.: Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. М., 1927. Ружицкий К. прот. Учение св. отцов и церковных писателей о материи (первых четырех веков). Курсовая работа. Загорск, 1958.
[158] Διδασκαλία Παντοδαπή // PG V. 122. Col. 725D.