Еще в патристике утверждалось, что философия «служанка теологии». Представитель ранней схоластики Ансельм Кентербейский (ок.1033-1109) видел основную задачу философии в оправдании вероисповедных формул средствами человеческого разума. Особое внимание он обращал на доказательства бытия Бога. Доказательства бытия Бога подразделяются на 2 вида. Первый – так называемые апостериорные доказательства (т.е. идущие от следствия к причине от лат. a posteriori – после опыта, на основании опыта). Мы видим различные вещи. У них есть ненаблюдаемая сущность, причина их – Бог.
Особое внимание Ансельм уделил второму виду доказательств – априорным доказательствам (от лат.a priori – после опыта, независимо от опыта). Ансельм предложил так называемое онтологическое доказательство, в котором бытие Бога выводится из самого понятия Бога. Бог понимается как наибольший объект мысли, который только возможен. Если мы о некотором объекте скажем, что он не существует, то мы уменьшим его содержание. Поскольку Бог – наиболее полное понятие, сказать, что он не существует, - противоречит самому понятию Бога. Другой вариант доказательств. Бог понимается как совершеннейшее существо. Отсюда следует, что Он существует, потому что если бы у Него не было бытия, Его не нельзя было бы считать совершенным. Интересно, что современник Ансельма Гаунило выступил против онтологического доказательства, проводя аналогию: можно составить понятие о совершеннейшем острове, однако отсюда не следует, что он существует.
В поздней схоластике Фома Аквинский отвергает онтологическое доказательство, говоря, что из того, что мы думаем о Боге, еще не следует, что Он существует. Доказательство существования Бога естественным разумом может быть только апостериорным: о существовании Бога мы можем заключить из его творений. Фома предлагает 5 доказательств существования Бога.
1. Если брать движение во всей его полноте, а не только как механическое движение, нельзя не прийти к перводвигателю, т.е. к Богу.
2. Если все в мире имеет свою причину, то должна быть и первопричина, т.е. Бог.
3. Бесчисленной множество возможностей и случайностей в мире должно управляться абсолютно необходимой причиной, т.е. Богом.
4. Для измерения степени совершенства всего, что есть в мире, должно существовать абсолютное мерило всех совершенств, т.е. Бог.
5. Все существующее в мире обладает определенной степенью целесообразности, поэтому должна существовать последняя и главная цель – Бог.
Фома в явлениях материального мира отыскивает следствие деятельности Бога. Бог – действующая и конечная причина мира. Создав мир, Бог им непосредственно управляет, Он «есть всеобщий распорядитель всего сущего». Бог – чистая форма, источник всех форм, благодаря которому материя превращается в вещи. Всякое сущее состоит из эссенции и экзистенции, т.е. сущности и существования. Сущность принадлежит роду. Существование отражает индивидуальные характеристики вещей. В боге сущность и существование тождественны, ибо Бог абсолютен.
Что касается общественных воззрений, Фома считал – что человек – животной общительное и политическое. Государство – это результат стремления людей к общежитию. Бог сотворил мир и внес в него порядок. Монарх в том же душе, создает государство. Цель государства – общее благо, которое требует покорности поданных. Цель жизни – достижение небесного блаженства. К этой цели ведет церковь и папа – наместник Бога на земле. Т.о. церковная власть выше светской.
Учение Фомы Аквинского было высоко оценено христианской церковью, он был причислен к лику святых. Доказательства Фомы приняты в современной религиозной философии католицизма.
Творчество английского философа-схоласта, главного представителя номинализма XIV в. Уильяма Оккама(ок. 1285-1349) приходится на период заката схоластики. В своей книге «Сумма логики» Оккам доказывает, что между верой и разумом - целая пропасть: вера - это одно, разум - совсем другое. Говоря о Святой Троице, Оккам полагает, что это превосходит любой смысл, любой разум, здесь только вера. Не «понимаю, чтобы верить» (Фома Аквинский), не «верю, чтобы понимать» (Ансельм Кентерберийский), но «верю и понимаю» - вот позиция Оккама.
Согласно принципу «бритвы Оккама»1 понятия, несводимые к интуитивному и опытному знанию, должны удаляться из науки. Чувственный опыт - вот главное: мы знаем только качества вещей, постигаемые в опыте. Никакого бытия, субстанции самих по себе не существует, как не существует и действующих, целевых причин: признание таковых противоречит принципу «простоты», «экономии» мышления. Причина - это нечто, за которым следует другое нечто, и все.
Оккам полагал, что папа - не наместник Христа, но его служитель, а церковь - это свободное сообщество верующих. В церкви нет места теократии и аристократии; церковь должна вернуться к евангельской бедности.
В качестве попытки противодействия нарастанию рационалистической тенденции в XIII-XIV вв. выступил мистицизм. Приверженцы мистицизма доказывали, что Бог может быть понят только в результате «энтузиазма», т.е. эмоционального подъема личности. Выдающимися представителями мистицизма были Майстер Экхарт и Томас Мюнцер.