Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Аристотель («Платон мне друг, но истина дороже»).




Философская мысль древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях этого философа. Аристотель в своих работах критиковал всю предшествующую философию, в том числе своего учителя – Платона, в академии у которого Аристотель проучился 20 лет. Идеи Платона он считал пустыми поэтическими метафорами, считая, что сущность вещей должна находиться не вне вещи, а в ней самой. Аристотель говорит, что если идеи существуют, согласно платоновской теории, отдельно от вещей, то они не могут быть ни причиной их существования, ни основанием для их постижения и понимания – сама связь между идеями и вещами здесь малодоступна рациональному дискурсу

Ядро философии Аристотеля – метафизика (в терминологии Аристотеля – «первая философия». Метафизика – исследование первых причин. Таких причин, по Аристотелю четыре: 1) причина формальная (напр. форма кувшина), 2) причина материальная (глина), 3) причина деятельная, действующая (действия гончара), 4) причина финальная, целевая (замысел кувшина в голове мастера).

Материя (изначально – строительный материал) – это начало, образующее чувственно воспринимаемую реальность. Но сама по себе материя лишена определенности, - это «потенциальность» как способность принять форму (глина – это возможность чаши).

Форма – то, что определяет, актуализирует, реализует материю, потому статус формы безусловно выше. Но форма, несмотря близость к «идее» Платона не тождественна этому понятию. Материя всегда присуща вещи, неотделима от нее.

Форма в композиции с материей составляют субстанцию. Аристотель не устраняет вовсе мир сверхчувственного, и вершиной этого мира является Бог – форма всех форм, неподвижный двигатель сущего, единственная форма без материи.

Физика Аристотеля. Всякое явление подразумевает возможность изменения, цель, к которой направлено изменение и энтелехию, которое означает стремление вещи к своей цели и осуществление этого стремления.

Аристотель различает 4 вида движения (изменения): 1. возникновение и уничтожение; 2. качественное изменение (изменение свойств); 3. количественное изменение; 4. перемещение, перемена мест.

Место существует вместе с предметом, время существует вместе с движением, оно «число движения по отношению к предыдущему и последующему, оно принадлежность души».

Живые существа, соответственно своим функциям делятся на 3 рода: функция питания и размножения образуют растительную душу. Ощущение и передвижение образуют животную душу, мышление – деятельность разумной души – принадлежит только человеку. Высшие функции не могут существовать без низших, тогда как последние без первых могут.

Аристотель считает, что в мышление выделяются 2 стороны: деятельный разум и ум воспринимающий – он является материя, деятельный – форма.

 Бог в физике Аристотеля воспринимается как первый двигатель, причина всего сущего, «неподвижный перводвигатель».

В сфере социальной философии Аристотель, в целом, усваивает положения платонизма, развивая их в соответствии с аналитическим, систематическим и реалистическим духом своей системы. Отметим такой его принцип: поскольку власть может исходить либо от одного человека, либо от немногих, либо от большинства, и поскольку тот, кто управляет, управляет либо в соответствии с общим благом либо в соответствии с собственным интересом, существуют три правильные и три неправильные формы правления. К первым относятся монархия, аристократия и «полития», ко вторым – тирания, олигархия и демократия. Лучшая из форм – полития – правление зажиточного образованного среднего класса. В образе совершенного государства Аристотеля доминируют идеи сбалансированности, гармонии, меры, созерцательной активности. В политических взглядах Аристотель исходит из того, что человек по своей сути существо общественное. Это приводит к образованию семьи, селения, государства.

Добродетель – приобретенное качество души, выделял следующие виды добродетели: разумная и практическая мудрость, рассудительность, мужество, умеренность, щедрость, правдивость, дружелюбие. Гармоничным сочетанием всех добродетелей – справедливость. Девиз разумного человека: «Ничего слишком».

Среди множества философских и научных дисциплин, основателем которых был Аристотель, должна быть логика. Логика – это рефлексия, рассуждения по поводу логоса и его движений, законов мысли. Важно, что принципы логики, сформулированные Аристотелем, в большинстве своем нерушимы и непререкаемы и для современной науки и служили основой практически всякой европейской логики до начала нашего столетия.

Аристотель выделил следующие основоположные законы логики:

1. Закон исключительного противоречия.

2. Закон исключенного третьего: отрицание и утверждение не могут быть оба ложны («Татьяна и Сергей одинакового роста» и «Татьяна и Сергей не одинакового роста» одновременно не м могут быть оба ложными).

3. Закон тождества А есть А (речь идет об одном и том же предмете в одно и тоже время) (один и тот же Сергей и одна и таже Татьяна в одно и тоже время).

Аристотель делил все в соответствии с категориями: субстанция, качество, количество, отношение, время, место, действие, страдание. Чтобы объяснить логическую ошибку софистов, он показывал, что они смешивают высказывания об объектах, которые относятся к разным категориям.

 

Софизм: «Вашей матери 50 лет. Женщине, которая вас родила, было только 25. Следователь­но,  она не могла быть вашей матерью и, наверное, была какой-то другой женщиной».

Чтобы обличить обман и показать ло­гическую ошибку, Аристотель разде­лил на категории все различные виды высказываний об объекте. Одна кате­гория относится к тому, что есть этот объект. Другая — к его возрасту или ко времени его пребывания в данном месте. Аристотель говорил, что в рас­суждении про мать, которое было приведено выше, были спутаны раз­личные категории. Говорить о том, кто есть ваша мать, — совсем не одно и то же, что говорить о ее возрасте. Каждое предложение использует понятие о бытии по-своему

Философ Гераклит говорил: «В одну реку нельзя войти дваж­ды». Аристотель сказал бы, что он сделал ошибку в категориях, спутав совокупность фактов, ко­торая делает реку рекой, с во­дой, которая протекает по реке [4].

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 433 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2213 - | 2048 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.