Философия И. Канта
«Юм разбудил меня от догматического сна…»
И. Кант (1724-1804) является родоначальником классической немецкой философии. В теории познания выступает как представитель агностицизма. По утверждению Канта, имеются 2 стола человеческого познания – чувственность и рассудок, руководимый разумом. Кант рассматривает процесс познания как активный, творческий процесс своеобразного конструирования познаваемых объектов в мышлении познающего субъекта. Наши представления о вещи всегда отличаются от «вещи в себе», хотя бы в силу относительности нашего знания. «Вещь для нас» всегда есть лишь сторона объекта, «вещи самой по себе».
Если Юм считал, что ничто не может быть познано без опыта и что суждения о мире необходимо делать для того, чтобы его осмыслять. Эти суждения недостоверны, так как они вытекают главным образом не из опыта, а из привычки, человеческой природы и общественных норм. Другими словами, эти суждения зависят от точки зрения, с которой мы рассматриваем реальность. Они не являются истинными независимо от того, кто наблюдает мир. Юм говорит, что, хотя мы и не можем доказать, что наши идеи истинны, обходиться без них мы все равно не можем.
У эмпиризма в таком варианте существует важный недостаток: он не может сказать нам, что мы знаем наверняка. Эмпирики говорят, что знание должно соответствовать объектам реального мира. Хотя Юм и был эмпириком, он считал, что разум может полагаться только на связи, которые создает он сам, и они не основаны на отношениях между объектами действительности.
Кант пытался решить эту проблему, пересмотрев точку зрения эмпириков на знание. Вместо того чтобы утверждать, что знание должно соответствовать объектам, он доказывал, что объекты (ноуменальный мир) должны соответствовать знанию (миру феноменов). Другими словами, объекты организует сознание.
Мы можем считать мир вещей в себе тестом, а воспринимаемые нами феномены — печеньем. Кант сказал бы, что мы не можем воспринимать тесто непосредственно — оно уже приготовлено. Все, что мы можем познавать, — это уже печенье, которое сделано с помощью нашей способности к пониманию. Форму печенью придают такие понятия, как пространство, время, субстанция, причинность и другие. Кант называет их категориями рассудка. Эти понятия мы не воспринимаем непосредственно. Вместо этого мы воспринимаем их помощью разума, говоря, что у вещи есть субстанция, она существует во времени, вызвана такими-то причинами и так далее. |
Однако наши отношения к внешнему миру не сводятся к чисто познавательным, они содержат в себе аксиологический, оценочный аспект, т.е. веру, нравственные убеждения. Отсюда 3 вопроса Канта: «Что я могу знать?», «На что могу надеется?», «Что я должен делать?». На первый вопрос отвечает метафизика, т.е. философия, на 2 ой религия, на третий мораль.
Говоря о морали, Кант утверждает ее «автономность», независимость от религии. Человеческий разум устанавливает нравственный закон. Нравственная воля содержит максимы и императивы. Максима – это желание, намерение поступать определенным образом. Императивы говорят, что поступать определенным образом – хорошо. Главный императив («категорический императив») у Канта звучит так: «Я всегда должен поступать именно так, чтобы я также мог желать превращение моей максимы во всеобщий закон». Например, эгоизм аморален, ибо не один эгоист не желает, чтобы эгоизм стал всеобщим законом.
«Если хочешь заложить основы нравственности, но не следует наказывать. Нравственность есть нечто до такой степени святое и возвышенное, что ее нельзя унижать и ставить на одну доску с дисциплиной». И. Кант. «Закон живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону».И.Кант |
Развивая свою концепцию, Кант говорит, что есть 3 способности души – рассудок, способность суждения и разум. Способность суждения применима к искусству, а также к оценке целесообразности в мире.
Философия Гегеля.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) завершает развитие идеализма в немецкой классической философии. В основе его философской системы лежит учение о тождестве субъекта и объекта. Первым шагом на пути преодоления противоположности субъекта и объекта, по его мнению, является движение индивидуального сознания к отождествлению с абсолютным «Я», т.е. Общечеловеческим сознанием, духовным миром всего человечества.. Это возможно лишь путем поступательного развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит все те этапы, которое прошло человечество на протяжении всей своей истории.
В примере проблемы отчуждения Гегель приводит свою знаменитую историю диалектики господина и раба. Согласно Гегелю до развития в нас подлинного всеобщего сознания существуют только желания. Желающее сознание не знает ничего, оно просто хочет обладать тем, чего желает. И оно пытается стать таким, заполучить желаемый предмет, натыкаясь при этом на желания других сознаний. Когда встречаются два желающих сознания, они вступают в борьбу воль, чтобы достигнуть взаимного признания. Одно побеждает и становится господином, другое проигрывает и становится рабом. Положительной стороной этого является то, что они признали друг друга таковыми и все их признали в этом качестве. Отрицательный момент, однако, в том, что никто этому не рад. Господин и раб, по Гегелю, имеют каждый половину подлинного самосознания. У господина есть власть, чтобы реализовать свою волю, но сам он ничего не делает, поскольку всю работу должен делать раб. Раб учится, чтобы получить признание в вещах, которые он создает, но создает он эти вещи не для себя, а для господина. Согласно Гегелю, решением для господина и для раба является признание воли другого. Признание воли другого — это первый шаг в участии во всеобщей воле реальности. |
Движение сознания это восхождение от абстрактного к конкретному.
Первая ступень – сознание. Здесь предмет противостоит человеческому «Я» как внешняя данность и определяет его, сознание оказывается теоретическим или созерцающим. Следующая ступень – самосознание, где предмет и сознание тождественны, сознание определяет свой предмет и выступает как практически действующее, желающее, стремящееся. Более высокая ступень – разум, когда самосознание постигает свою всеобщность и усматривает в себе высшую полноту реальности. Высшая ступень – дух, здесь сознание постигает духовную реальность мира и себя как выражение этой реальности.
Вершиной всего этого движения в историческом и индивидуальном плане является освоение языка философии – понятий. Дойти до высшей точки развития, по Гегелю, значит дойти «до понятий». Понятие есть абсолютное тождество субъекта и объекта. Гегель стремился охватить весь природный и духовный мир одним понятием, таким понятием является «Абсолютная идея», под которой понимается разумное мышление как первоначало ли субстанция всего существующего.
Абсолютная идея существует вечно и содержит в скрытом виде все возможные определения природных, общественных и духовных явлений. В процессе саморазвития она проходит различные стадии в виде последовательного движения от абстрактного, т.е. от общих определений к определениям, обогащенным конкретным содержанием.
Первым этапом самораскрытия «Абсолютной идеи» является логика, которая, по мнению Гегеля, является научно-теоритическим осознанием первой. Через логики «Абсолютная идея» раскрывается в ее всеобщем содержании в виде всеобщих категорий, начиная от самых бедных – бытия. Небытия. Наличия бытия, качества, количества, меры и заканчивается конкретными, многообразно определяемыми понятиями – химизма, биологизма, познания. Гегель характеризовал категории как текущие, находящиеся в состоянии непрерывного самопроизвольного движения чистые мысли, они не нуждаются в чувственно-воспринимаемом материале, они составляют сущность вещей.
Следующий этап саморазвития – природа. Это необходимое в процессе развития «Абсолютной идеи», но вспомогательное средство. Превращаясь в природу, «Абсолютная идея» опредмечивает себя и тем самым отчуждается от своей истинной сущности и предстает в виде конкретных чувственных единичностей. По Гегелю, Бог создает природу для того, чтобы из неё возник человек и вместе с ним человеческий дух. Первой стадией развития человеческого духа является субъективный дух. Он рассматривается на 3 уровнях: антропология, феноменология (превращение души в сознание на 3 этапах: сознание – самосознание – разум) и психологии.
Второй стадией человеческого духа является объективный дух, который разворачивается в праве, морали, нравственности, государстве, религии, искусстве.
Высшей формой развития «Абсолютной идеи» является «Абсолютный Дух», под которым понимается совокупная духовная деятельность человечества на протяжении всей его истории. Это таже «Абсолютная идея» скрыто работающая в человеческих целях и делах, скрытая причина всех деяний и познаний. Под «Абсолютным Духом» понимается также философская система самого Гегеля. С этого момента движение «Абсолютной идеи» прекращается и дальнейший процесс может быть мыслим как замкнутый круг.
В определенном противоречии с системой Гегеля находится его диалектический метод, предполагающий рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии.
Гегель характеризовал диалектику как движущую силу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость.
Гегель разрабатывает 3 закона диалектики:
1. Переход количественных изменений в качественные;
2. Закон единства и борьбы противоположностей;
3. Закон отрицания отрицания (отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторяемость придает цикличности спиралевидную форму и каждая ступень развития богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все накопленное предыдущей ступенью развития).