Аристотель – учитель, а значит, старший современник Александра Македонского (умер он на год позже ученика). Эпоха Александра – это эпоха эллинистическая, сменившая недолгую, но прекрасную и крайне плодотворную классическую эпоху. Вместе с завоеваниями, ростом Греции вовне, рушился главный оплот ее внутренней жизни – полис, город-государство, одна из совершеннейших форм организации общества. Это внесло и в философию черты упадка, для которого всегда характерны произвол, радикализм, релятивизм ценностей и в то же время эскапизм - бегство от мира, которое может проявляться как космополитизм и как автаркия (самодостаточность, безразличие ко всему). При этом в философии выделяется мотив «Я», самости, индивидуальности, отдельного человека.
Философия сосредотачивается на жизни отдельного человека, философы рассматриваемого времени считали условием счастливой и добродетельной жизни освобождение человека от власти внешнего мира и, особенно от политической сферы.
Эпикур
«Нельзя жить разумно, не живя приятно, и нельзя жить приятно - не живя разумно»
Философско-этическая система Эпикура направлена на обоснование идеи о возможности и необходимости достижения индивидом счастливой жизни. Для этого человек должен побороть страх перед богами, проведением и смертью, быть уверенным в возможности поступать в соответствии со своими желаниями. Богов не следует бояться, потому как, Боги – это абсолютно самодосточные, блаженные существа, т.е. для своего существования ни в чем не нуждающиеся, им чужды проблемы, жизнь, судьбы людей, т.к. они абсолютно блаженны, т.е. они ни как не влияют на нашу жизнь, а как следствие и бояться их не следует. Провидение, предполагает наличие высшего существа или существ, правящего (их) им (т.е. боги), а в соответствии с вышеприведенными доводами бояться богов не следует, т.е. не следует бояться и божественного проведения. Смерти не следует боятся, так как человек и смерть – это полярные понятия. Жизнь – это ощущения, смерть – это лишение ощущений, когда мы есть – смерти нет, когда есть смерть – нас уже нет, мы никак не соприкасаемся со смертью.
Поскольку человек – телесное чувственное существо, постольку всякое благо и зло в его жизни проистекает от его способности управлять своими ощущениями. Высшее благо – достижение блаженства, наслаждения. Однако действительно длительными и прочными блаженствами могут быть духовные наслаждения и блага – дружба и знание. Высшая форма блаженства – полный душевный покой, отрешенность от всех проблем мира – атараксия. Эпикура незаслуженно обвиняют в насаждении культа телесного наслаждения.
В области естествознание Эпикур придерживается атомизма Демокрита, немного видоизменяя его. По его мнению, человеческая свобода, обосновывается уже на уровне атомов, которые под силой собственной тяжести падают в пустоте, исходя из собственной свободы некоторые атомы отклоняются от прямой траектории, сталкиваются и скрепляются с другими атомами, образуя вещи.
Эпикур считал, что чувства несут адекватную информацию и мире, чувства не ошибаются, ошибается разум.
«Поколение живых существ проносятся мимо за короткий промежуток времени и, как бегуны, держат в руках факел жизни» - Лукреций. |
Стоики
«Кто согласен, того судьба ведет, кто не согласен, того она тащит». [5]
(от название живописного портика – «стои», где собирались представители этого течения)
Стоицизм исходит из определения о предопределенности всего. Все события в мире подчинены строжайшей закономерности (неотвратимая необходимость).
В своей физике стоики признают «сущим» лишь то, что действует или претерпевает, то есть тело. Пассивному началу соответствует материя (хюле), активному же — логос. Логос есть мировой р азум, пронизывающий дыханием (пневмой) бескачественную материю и тем самым целесообразно направляющий ее развитие. Во всех вещах содержатся «семенные логосы», в которых и заложено их планомерное развитие.
«Логос неразрывно связан с материей. Он находится в смешении с ней; он целиком пронизывает, формирует и образует её, созидая тем самым космос». |
Первоэлементом является огонь. Из огня развиваются другие элементы (земля, вода, воздух) и конкретный мир. Он пронизывает все своим теплом, образуя жизненное дыхание каждой вещи. Тем самым он выступает также душой и силой, разумно приводящей все в движение.
Стоики учат о цикличности космоса: мир родился из первоогня, в нем же он и погибнет. После этого мирового пожара вновь разовьется мир конкретных единичных вещей.
В центре теологии стоиков находится логос. Бог рассматривается как творческая первичная сила, первая причина всякого бытия. Он — логос, который несет в себе разумные семенные энергии всех вещей. Для стоиков космос, порождающий всякую жизнь и мышление, и сам есть живое существо, чья душа божественна. С разумностью логоса связаны целесообразный и планомерный порядок вещей и событий. Взаимосвязь всего со всем понимается как осмысленный порядок, реализуемый божественной волей. Такой порядок стоики называют роком, а предопределенную им цель — провидением. От необходимости, царящей в мире, уклониться невозможно.
Главная идея стоической этики — предустановленный ход мировых событий. Поскольку внешние блага всегда недоступны, внутренняя позиция — единственное, что во власти человека. Внешняя свобода человека состоит лишь в сотрудничестве с судьбой.
Знаменитый пример применения учения стоиков – римский раб Эпиктет, которого мучил хозяин. Он не стонал во время пыток, казалось, он даже не чувствует боли, просто комментируя действия своих мучителей: «Если вы будете продолжать выворачивать мне ногу, то вы ее сломаете». И он был прав, ногу действительно сломали. На все это Эпиктет все тем же спокойным голосом ответил: «Ну что я вам говорил? И правда, сломали». |
1-ый принцип этики: поступать разумно, жить сообразно с природой. Философ или мудрец – это человек, постигший неизбежное, сознательно подчинившийся ему, отказавшийся от чувственных наслаждений, чтобы наслаждаться добродетелью, к которой он приобщается через познание сущности вещей и благодаря победе разума над страстями.
Счастье достижимо, лишь если покой души не нарушает никакой аффект, который не рассматривается как чрезмерно усиленное влечение. Он по своей природе зиждется на представлении, которому придается ложная значимость. Действуя, он становится пафосом, страстью. Поскольку ее объектом человек редко овладевает полностью, он испытывает неудовлетворенность. Стоический идеал — апатия, свобода от подобных аффектов. Различаются четыре вида аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Их необходимо избегать, пользуясь правильным суждением (ортос логос), поскольку влечение становится аффектом лишь тогда, когда разум одобряет ценность его объекта. Понимание истинной ценности вещей препятствует стремлению к ложным благам или гасит страх перед мнимыми бедами. Добродетель – самое важное для счастья. Она заключается в нравственном понимании значимости вещей. Из этой добродетели следуют другие (справедливость, мужество и т. д.) Добродетели можно научиться, тогда она становится неотъемлемой. Между добродетелью и пороком нет ничего среднего, поскольку можно действовать либо с пониманием, либо без него.
Стоицизм стал одной из наиболее почитаемых философских школ позже – в Древнем Риме. Здесь почти совершенно утрачивается интерес к философской проблематике, лежащей за пределами этики. Этика же римских стоиков предполагает сконцентрированность человека себе, его на внутреннем мире с выходом определенных рациональных следствий вовне, в сферу практического поступания (долг). Стоики высказывают мысли об универсальном братстве людей, о необходимости снисхождения, любви к ближнему и даже к врагам.
Киники
Выражением упадка и кризиса древнегреческой философии стала философии киников. Эта школа стремилась не, сколько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к обработке и экспериментальной проверке на себе определенного образа жизни. Ее наиболее видными представителями являются Антисфен, Кратер, Диоген Синопский.
Антисфен проповедовал отказ, от каких либо потребностей, презирая роскошь и стремление к наслаждению, он призывал быть ближе к природе. По его мнению, не должно быть ни правительства, ни частной собственности, ни брака, которые несут людям страдания, вступая в противовес с природными потребностями человека. Он общался с простыми людьми, одевался и говорил как они, считая утонченную философию никчемной. Его последователи осуждали рабство.
Ученик Антисфена Диоген утверждал, что моральная свобода заключается в освобождении от желаний, и считал, что, проявляя безразличие к благам, можно освободиться от страха. Блага жизни непрочны, ибо они есть дары случая. Его девиз: «Быть нагим и одиноким». До нас дошло множество анекдотов из жизни Диогена. Он якобы жил в бочке, питался подаянием. Он говорил о своем братстве не только со всем человечеством, но и с животными. Сохранилась легенда, что Александр Македонский, прослышав про такую странную личность, как Диоген, навестил его. Подойдя к бочке, он спросил мудреца, чем может быть ему полезен, не хочет ли он какой-либо милости. Диоген гордо заявил: "Отойди и не заслоняй мне свет Солнца!".
Диоген, согласно легенде, жил в глиняной бочке, обходился малым, вел себя вызывающе, не раз выставляя себя на посмешище. Легенда гласит, что когда Александр Македонский сказал ему: «Проси у меня, чего захочешь», Диоген ответил: «Не заслоняй мне солнца». Платон называл Диогена собакой, против чего никто не возражал. Греки воздвигли Диогену памятник в виде собаки в благодарность за то, что он «указал наипростейший путь к счастью» |
Последней из крупных греческих школ эпохи эллинизма следует назвать скептицизм, основателем которого является Пиррон (360 – 280 гг. до н.э.). Основоположения учения Пиррона таковы: 1) все вещи одинаковы, неразличимы и непостоянны (они недоступны в своем существе познанию человека), 2) к вещам, следовательно, нельзя питать никакого доверия, нужно жить в строгом воздержании от мнений и суждений, 3) при таком положении дел уместна лишь апатия и атараксия, внутренний покой.
Мир текуч, без смысла и определенности. Философия – молчание: всякое «да» – одновременно и «нет». Следуйте миру явлений, сохраняйте внутренний покой.
Скептицизм показал, что нельзя справиться с трудностями жизни без ее логико-идейного осмысления.
Переходя к философии Древнего Рима, назовем, помимо отмеченной школы стоиков, лишь одно важное течение – неоплатонизм. Наиболее ярким представителем неоплатонизма является Плотин, другие приверженцы школы – Порфирий, Ямвлих, Прокл. Центральная категория философии Плотина – «Единое». Единое – причина всего, все вещи существуют постольку, поскольку причастны ему, они происходят из него. Иерархия бытия представляется как: Единое – ум – душа – материя. Мировой ум – прообраз всех вещей, мировая душа, производящая все живое, которое образует космос. Материя – восприемница возможных форм и смысла. Задача человека – продумать, прочувствовать свое место в иерархии.
Плотин руководствуется целью подняться над земным измерением жизни, оставить мирскую суету, научиться созерцать божественное и, в конечном итоге, слиться с ним. Строение же бытия (Единого) и человека (его души), каким оно предстает в философии Плотина, в высокой степени располагает к достижению этой цели.