Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Формирование христианской философии. Патристика.




 

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).

Философия, сформировавшаяся в эпоху античности, впоследствии тысячелетия выполняла свои функции хранения и умножения теоретического знания, служила регулятором общественной жизни и объясняла законы природы. Однако после того как на территории Римской империи стало распространяться христианство, античная философия подверглась серьезной переработке. Осуществляя грандиозную работу по осмыслению христианства, в первую очередь Ветхого и Нового завета, отцы христианской церкви заложили основы средневековой философии, которая впоследствии развивалась в течение тысячелетия. Ее основой послужила античная философия с ее грандиозной системой неоплатонизма, сформировавшей универсальную целостную картину мира.

Не только теология повлияла на средневековую философию, но и философия в свою очередь определила специфику религиозного освоения действительности, художественное творчество, средневековую словесность, школы, университеты и научные дисциплины.

Возникновение средневековой философии иногда связывают с падением Западной Римской империи (476 год н.э), однако в это время еще господствует греческая философия, и с ее точки зрения началом всего является природа. В средневековой философии, напротив, реальностью, определяющей все сущее есть Бог. Поэтому переход от одного мышления к другому не мог произойти мгновенно: завоевание Рима не могло сразу изменить ни социальных отношений (ведь греческая философия принадлежит эпохе античного рабовладельчества, а средневековая философия относится к эпохе феодализма), ни внутреннего миропредставления людей, ни религиозных убеждений, построенных веками. Формирование нового типа общества длится весьма продолжительно.

Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.

Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего". В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена "служанкой религии", в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма. Корни философии средних веков уходят в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков.

Периоды средневековой философии.

Философское знание средних веков принято условно разделять на патристику и схоластику.

Патристика - совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви", которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона.

Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.

 

В христианский канон вошли еврейский Ветхий Завет (Завет – договор Бога с человеком) и Новый Завет (Евангелие), в которой рассказывалось об Иисусе и его учениках. Вместе Ветхий и Новый Завет образовали Библию.

На соборах новой церкви была определена христианская догматика (Символ веры, учение о трех ипостасном божестве и др.). Уже на первом соборе началась дискуссия о происхождении Христа. В частности Арий из Александрии говорил, что Иисус – только человек: раз сотворен, рожден, значит – не Бог, но его творение. Несторий утверждал, что Христос не Бог, а лишь богоносец, в естестве человека – Иисуса обитает Бог, как в неком храме. Эти учения были объявлены ересями.

       По мере формирования христианского вероучения складывалась и христианская философия. Ее основоположниками были как правило, «отцами» и «учениками» христианской церкви, поэтому первый период христианской философии (до VIII в.) называют периодом патристики (от лат. отцы). В этот период формируется основная проблематика христианской философии – сущность Бога, отношение человека к Богу, мир и его устроение, цель истории, соотношение философии и теологии.

       Христианская философия началась с идеи о том, что для достижения истины нужно раскрыть глубокий смысл библейских сказаний. Филон Александрийский (до середины I в.) говорит, что в Писании есть два смысла буквальный и сокровенный; последний можно понять используя аллегорический метод (экзегетику). Так, например, историю о том, что облако следовало за Израилем в пустыне можно понимать как премудрость; праздник Пасхи, с одной стороны знаменует освобождение от египетского плена, а более глубокий смысл заключается в освобождении души от страстей.

       Ранний этап патристики – апологетика. Апологии – сочинения, целью которых была защита деятельности христиан от языческой критики и выработка единой мировоззренческой позиции. Апологет Юстин не отрицал в целом античную философию, но по сравнению с христианством считал ее мудростью низшего порядка. Татиан же резко выступал против античной философии, обвиняя ее в безнравственности. Теофил говорил, что всякое знание должно начинаться с веры; понимание этого дается только христианской религией.

Видный представитель патристики Климент Александрийский (ок. 150-215) выдвинул тезис о гармонии веры и разума. Он говорил, что философия служит подготовкой к теологии, философия – союзница веры.

       Ориген Александрийский (185-254) развивал учение о Боге, его лицах, предложил идею о сотворенности материального мира «из ничего». (Заметим, что в античности говорилось о творении мира, космоса и некоторой материи.)

       Тертуллиан (160-220) утверждал, что христианская вера, содержит в себе истину в готовом виде, истину, которая не нуждается в доказательстве и проверке. Спор о скрытом смысле Библии – бесцельное мудрствование, нужно буквальное понимание, а если что-то кажется непостижимым и не возможным, тем более в это нужно верить. Тертуллиану приписывается тезис: «Верую, ибо абсурдно», что полностью соответствует его взглядам.

 

Сын Божий распят – это не стыдно, потому что постыдно. И умер сын Божий – это вполне достоверно, потому что нелепо. И погребенный воскрес – это верно, потому что невозможно».[6]

Начиная с II в. в христианстве возникают ереси – гностицизм, манихейство, арианство. В первых ересях говорилось о том, что мир лежит во зле, создан злонамеренным Демиургом. Истинная жизнь человека – в ином мире, но попасть туда могут только те, кто обладает «гносом» неким особым знанием (гностицизм).

Одним из самых авторитетных представителей патристики был Аврелий Августин (Блаженный). (354-430). Он продолжал обоснование идеи о сотворенности мира «из ничего», много внимание уделял проблеме времени, говорил о способностях души, проблеме веры и знания и др. К христианской религии пришел уже в зрелом возрасте, увлекшись поначалу манихейством. Бог,с точки зрения Августина:

- наивысшая сущность. Только его существование вытекает собственного естества; все остальное существует исключительно в силу его воли;

- есть причина существования всякого сущего и всех его проявлений:

- сотворил мир и продолжает его творить (тем самым Августин отвергает аристотелевскую концепцию Бога как первотолчка и перводвигателя).

Цель всякого познания — Бог. Бог также и причина всякого блага. Здесь Августин поднимает одну из главных проблем патристики — проблему теодицеи (оправдания Бога). Как может существовать зло в мире, который создал всеблагой Бог? Августин толкует злокак отсутствие добра, понимая его чисто в моральном смысле. Бог не является источником зла, берущего свои исток злой воле. Адам совершил грех по своей воле, потерял бессмертие и способность самостоятельно возвыситься к благу. Поэтому все человечество, как носитель первородного греха, нуждается в помощи свыше. Между тем благодать несоизмерима с земными заслугами: с дается лишь тому, кто избран, предопределен к спасению. Божественный промысел — выше понимания человека: его нельзя понять, в них можно только верить. «Я верю, чтобы знать».

В своем труде "О Граде Божьем" Августин рассматривает проблемы социальные и политические. Град земной— воплощен эгоистической любви человека к себе, а Град Божий(символизирующий: Церковь) — воплощение бескорыстной любви к Богу. Светская власть, считал Августин, необходимое зло. Но Град Божий, который есть цель истории стоит вне государства. В процессе  истории он постоянно усиливается и завершением развит человечества будет торжество Града Божьего.

Итогом патристики стал комплекс идей, которые были восприняты и продолжены последующей христианской философией. Основные из них:

- Теоцентризм. Источником всякого бытия, блага и красоты является Бог.

- Фидеизм. Примат веры над разумом.

- Креационизм. Мир сотворен богом «из ничего»

- Персонализм. Человек создан по образу и подобию Бога.

- Провиденциализм. Бог правит созданным им миром, человеческой историей и людьми.

- Сотериологизм (от латинского soter- спаситель). Жизнь человека должна быть направлена на спасение души.

- Ревеляционизм (от латинского revelation – откровение). Познание истины достигается через постижение смысла Священного Писания, а также через учения апостолов, пророков, святых, через мистическую интуицию.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 949 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2369 - | 2119 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.