История философии – это история становления философии как единой системы знаний или философии как науки. В ней выделяются следующие разделы:
1. Античная философия (6в. до н.э. – 3в. н.э.).
2. Средневековая философия (4 – 14 в.в. н.э.)
3. Философия Нового Времени (15 – 19 в.в. н.э.)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Античная натурфилософия
Начинается с философии греков. Раннегреческая философия развивалась в тесной взаимосвязи с зачатками конкретных знаний о природе. Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Главным вопросом раннегреческой философии был вопрос о первоначале мира. Философы пытались ответить на вопрос: «Из чего все произошло?».
Первая философская школа в Древней Греции возникла в VI веке до нашей эры в городе Милет и получила название милетской школы, основатель которой Фалес из Милета, выдвинул идею о первооснове всего – архе (субстанции), и усмотрел начало всего во влаге, поскольку она – везде. Все происходит из воды и в воду обращается.
Приемник Фалеса Анаксимандр принял за первооснову всего айперон – неопределенную и беспредельную субстанцию; ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом.
Третий представитель милетской школы – Анаксимен (ок. 585-525 г.г. до н.э.) считал первоначалом воздух.
Основателем другой философской школы является Пифагор (VI век до н.э.), решавший ту же проблему о первооснове мира. Его исходная позиция «все есть число». Пифагорейцы усматривали в числах отношения, присущие различным органическим сочетаниям сущего, в числе и математических отношениях они видели объяснение скрытого смысла явлений и законов природы.
Ярким представителем раннегреческой философии был Гераклит Эффеский (ок. 544-483 г.г. до н.э.), который в качестве начала Вселенной рассматривал огонь. Огонь (по Гераклиту) это субстанция бытия, поскольку прибывает всегда равным себе, неизменным во всех превращениях как первоначало, конкретная стихия. Мир – это упорядоченный Космос, он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, воспламеняющимся и потухающим. Образование этого Космоса происходит на основе всеобщей изменчивости явлений. Он утверждал, что все существующее является результатом борьбы противоположностей: «Раздор – отец всего».
Следующим крупным шагом в развитии древнегреческой философии была философия элейской школы, представителями которой были Парменид, Зенон, Ксенофан. Центральное положение их философии – бытие. Парменид впервые выдвинул категорию «бытие», причем он отождествил бытие и мышление. Бытие вечно, возникновение его невозможно, ибо ему неоткуда возникнуть, оно однородно и непрерывно, пустого пространства нет, все заполнено бытием. Возникновение и уничтожение логически несостоятельны, если что-то возникает, то она обязательно уничтожится, а значит уже сейчас ничего нет, иначе как вещи из разряда небытия переходят в разряд бытия: только через что-то вечно существующие. Бытие бесконечно во времени, неделимо, ибо если предположить что вещи делимы, то, распадаясь на части, они перестают существовать, что, как говорилось выше, логически несостоятельно. Если бытие неделимо и неизменно, тогда и движение – лишь обман наших органов чувств. Ученик Парменида – Зенон, разработал логические тупики - «апории», с помощью которых показывал несостоятельность движения, пространства и времени.
Апория «Дихотомия»: движущийся к цели вначале должен пройти половину пути к ней, а чтобы пройти эту половину, он должен пройти ее половину и так до бесконечности. А можно ли пройти бесконечность?
Апория Ахиллес: быстроногий Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху. Почему? Всякий раз, при быстрой скорости своего бега и при всей малости разделяющего их пространства, как только он наступит на место, которое перед тем занимала Черепаха, она несколько продвинется вперед, как бы не уменьшалось пространство между ними, оно бесконечно в своей делимости на промежутки, а Ахиллесу необходимо все их пройти, что невозможно.
Апория «Стрела»: выпущенная стрела в каждый момент времени t занимает расстояние в пространстве, равное ей самой, т.е. в любой момент времени t находится в состоянии покоя. А сумма покоя не может давать движения.
Апория «место»: любая вещь в мире занимает какое либо место, следовательно и место должно занимать место, и место места, и место места места, и так до бесконечности, следовательно места не существует.
Апория «множественность»: предположим, что множественность существует, тогда вещи являются одновременно и подобными, и неподобными: неподобны потому, что они не одна и та же вещь, а подобны, т.к. у них есть общее свойство – они неподобны. Т.е. вещи и подобны и неподобны одновременно, что логически несостоятельны.
Апория «стадий»: Пусть по стадиону движутся по параллельным прямым равные массы, равной скорости, но в противоположных направлениях. Пусть ряд А1, А2, А3, А4 обозначают неподвижные массы, ряд В1, В2, В3, В4 – массы движущиеся вправо, а ряд С1, С2, С3, С4 – движущиеся влево. Будем рассматривать массы А, В, С как неделимые. В неделимый момент времени В и С проходят относительно А за неделимую часть пространства за неделимый момент времени t.
А1 | А2 | А3 | А4 | ||||
В1 | В2 | В3 | В4 | ® | |||
С1 | С2 | С3 | |||||
Через 2 момента времени t тела выстояться в следующем порядке:
А1 | А2 | А3 | А4 |
В1 | В2 | В3 | В4 |
С1 | С2 | С3 | С4 |
Таким образом тела В3, В4 прошли тела А3, А4 за 2 неделимых момента времени t, тела С1, С2 прошли тела А2, А3 за 2 неделимых момента времени t, а вот все тела С миновали все тела В за 4 такие единицы. Однако предполагалось, что два момента t, являются неделимыми, следовательно 2 неделимых момента времени t равны 4 неделимым моментом времени t.
Согласно Анаксагору многообразие тел в мире сводится к существованию неизменных, неисчислимо малых элементов действительности – гомеомерий, которые изначально образовывали хаос, под воздействием мирового «ума» - Нуса, гомеомерии упорядочились и образовали все тела нашего мира.
Согласно философским воззрениям Эмпедокла субстанцией мироздания являются 4 стихии: земля, огонь, вода, воздух. Возникновение и уничтожение не существуют: под воздействием принципа Любви вещества притягиваются друг другу и образуют вещи (т.е. возникают), под воздействием принципа Вражды распадаются (т.е. уничтожаются). Т.о. Эмпедокл пытался решить парменидовскую проблему о несостоятельности возникновения и уничтожения.
Крупным шагом на пути развития онтологического подхода в решении философских проблем о несостоятельности движения является атомизм Демокрита (460-370 г.г. до н.э.). Он предположил, что вещи делаться, но не до бесконечности, а до мельчайших частичек бытия, которые назвал «атомами». Суть его онтологии сводилось к 2 –ум основным положениям:
1. Вещи образуются из сочетания атомов: все многообразие мира происходит из их соединения и разделения, поэтому вещи различаются лишь по количеству атомов, по их форме порядку и положению.
2. Атомы вечно движутся в окружающей их пустоте: место занимаемое одним атомом по отношению к другому атому, совершенно случайно.
Теория Демокрита носит умозрительный характер, поскольку атомы не встречаются в чувственном восприятии, но она является попыткой решения проблемы существования множественности и движения, поставленной элеатами.
Изменения общественной жизни, формирование новых потребностей, накопление новых знаний обусловили переход философской проблематике к рассмотрению человека и его жизни.
Термин софисты применяется для обозначения группы древнегреческих мыслителей середины V первой половины IV века. Его наиболее видные представители являются Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт. В дальнейшем слово «софисты» стало обозначать особый вид философа – профессионала, учителя философии.
Софисты отождествляли мудрость со знанием, умением, способностью доказать все, что они считали необходимым, выгодным. Они считали, что доказать можно все, что потребуется в тех или иных обстоятельствах. У софистов человек становиться единственным бытием. Протагор выразил свою мысль в утверждении: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».
Примеры софизмов: «У тебя есть, то, что ты не терял, ты не терял рога, следовательно, ты рогат». «Электра знает своего брата Ареста, но не знает, что человек лежащий под покрывалом – ее брат Арест, следовательно Электра не знает того, кого знает». «Что лучше бутерброд или вечное блаженство? Конечно вечное блаженство! А что лучше вечного блаженства? Ничто! А бутерброд лучше, чем ничто, следовательно, бутерброд лучше вечного блаженства!» |