Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Политическая философия: Марсилий Падуанский 6 страница




105. Мне ясно, что собственные имена, такие, как "Джон", не имеют описательного значения, хотя эта точка зрения и была подвергнута сомнению.

106. См, например: Migne, PL, 64, col. 82, или: Selections from Medieval. Philosophers, ed. R. McKeon (London, 1930), I, p. 91.

107. См. Migne, PL, 64, col. 162.

108. Mi, 105, cols. 751-756.

109. Теологическая теория, вытеснившая "традуционизм", сводилась к тому, что первородный грех заключается в отсутствии освящающей благодати, т. е. в каждом поколении людей Бог создает новые индивидуальные души, которые из-за прегрешения Адама лишены в своем первоначальном состоянии освящающей благодати.

Как понимают первородный грех нынешние теологи, мне неясно.

110. Буквально - flatus was, колебание голоса. Migne, PL, 158, col. 265A.

111. Ibid, 178, col. 358В.

 

 

Ансельм и Абеляр

112. Philosophy of religion (translated by Ш. Speirs andJ. Burdon Sanderson), I, p. 21.

113. Migne, PL, 158, col. 272 (De fide Trmitatis, 14).

114. В третьей главе Ансельм приводит аргумент, который начинает с действующей причинности, но затем сводится к общему образцу, по какому построены аргументы в двух первых главах.

115. Количественное измерение, например, предполагает ограниченность, ведь сколь бы большое количество ни мыслилось, всегда можно помыслить еще большее.

116. Аристотель доказывает, что там, где есть лучшее, есть и наилучшее, и что, поскольку одни вещи лучше других, должно существовать и самое лучшее - божественное. См - Aristotelis fragmenta (Berlin, 1870), фрагмент 15.

117. Очевидно, что существование не может быть совершенством в том же смысле, например, что и мудрость. Ведь никто не может быть мудрым, не существуя. Неверно было бы сказать, что Том - белый, добрый, существующий и разумный. Ибо если он не существует, то он не может быть ни белым, ни добрым, ни разумным. Есть ли другой смысл, в котором существование можно рассматривать как совершенство, было предметом спора.

118. Ансельм имеет в виду атрибуты, такие, как всеведение и всемогущество, а не Троицу.

119. Пс. 13:1; 52:2.

120. См. об этом, например, в изд. St Anselm's Proslogion, translated with an introduction and philosophical commentary by M.J. Charlesworth (Oxford, 1965), pp. 73 f.

121.T. е. ни одно понятие логически не предполагает то, понятием чего оно является, существование того сущего, к которому оно применимо.

122. Даже прекраснейшему из возможных островов (если имеет смысл так говорить) будет недоставать некоторых совершенств, таких, как мудрость. Но тому, больше чего невозможно помыслить ничего, не чуждо ни одно совершенство. Поэтому если необходимое существование есть совершенство, то можно представить себе ответ, согласно которому идея необходимого существования хотя и может относиться к идее Бога, это еще не доказывает, что имеется то, идеей чего она является. Безумец может думать, что необходимо существующей реальности нет.

123. Аквинат, в частности, доказывал, что хотя высказывание "Бог существует" является необходимо истинным (или аналитически истинным) экзистенциальным высказыванием, это не так "для нас". Другими словами, мы не обладаем той способностью положительного проникновения в божественную природу, которая требуется для доказательства от возможности Бога к его действительности. Когда существование Бога доказано другим способом (a posteriori), мы можем видеть, что высказывание "Бог существует" должно быть необходимо истинным. Однако мы не можем узнать это просто путем анализа данного высказывания.

124. Лейбниц пытался доказать, что возможность Бога выявлена в нашей неспособности усмотреть какое-либо противоречие в идее совершенного сущего и что, поскольку идея совершенства включает в себя идею необходимо существующего, Бог должен существовать.

125. См - "Anselm's Ontological Arguments" в.' Philosophical Review, vol. 69 (1960); перепеч. в: Knowledge and Certainty (Englewood Cliffs, N.J" 1963).

126. См, например: The Logic of Perfection (La Salle, Illmois, 1962), Ch. 2; Anselm's Discovery: A Re-examination ofthe Ontological Proof for God's Existence (La Salle, Illinois, 1965).

127. См. Anselm Kdes Quaerens Intellectum by Karl Barth (London, 1960).

128. Например, нам пришлось бы обсуждать вопрос о том, есть ли смысл, в котором можно описать существование как совершенство. Спорно и то, имеет ли смысл говорить о необходимом существовании. Потребуется также обсуждение аналитических высказываний.

129. Правда, критикуя аргумент Ансельма, Кант использует пример еще менее пригодный, чем пример, который приводил Гаунило. Однако Кант все же точно подмечает некоторые важные моменты.

130. В очерке об Ансельме Р. Саутерн обращает внимание не только на краткость и четкость ансельмовских аргументов и его отказ загромождать их обращениями к авторитетам, но также на то, каким образом Ансельм ставит вопросы, поныне уместные и актуальные, и как свежо и оригинально пытается на них ответить (R. W. Southern. Medieval Humanism and Other Studies. Oxford, 1970, pp. 9-18).

131. Правда, Рассел сформулировал это различие в форме обобщенной логической теории, тогда как Ансельма интересовало значение конкретного теологического положения. Однако суть рассуждения Ансельма, несомненно, предполагает, что он чувствовал различие между логическими и грамматическими формами.

132. Имеется издание с параллельным латинским и английским текстом, подготовленное ДП. Генри (D.P. Henry): The De Grammatico of Saint Ansdm: The Theory of Paronyms (Notre Dame, Indiana, 1964).

133. Дискуссия была вызвана аристотелевскими "Категориями" (lOa, 27?), где Аристотель замечает, что многие вещи называются или описываются с помощью производных имен, как "бледный человек" - от "бледности", "грамматический" - от "грамматики" и т. д.

134. Поскольку пьяным можно сделать и животное, то взятое г-ном Генри в качестве примера слово "безграмотный" действительно более удачно. Ведь мы говорим о грамотности или безграмотности только человеческого существа, человека.

135. Таково, например, предложение "пьяный прискорбный". Подобным же образом Ансельм доказывает, что считать "белое" обозначающим вещь или субстанцию-значит опраадывать абсурдные предложения.

136. См. например: The Logic of Divine Love: A Critical Analysis ofthe Soterulogy of Peter AbaHard, by R.E. Weingart (Oxford, 1970).

137. Кажется, Абеляр хотел осуществить реформы, которые не понравились монахам. Если верить ему, они пытались его убить.

138. Иными словами, если мы утверждаем, что слово "человек" относится к человеческой природе, нумерически одной и той же во всех человеческих существах, то по логике вещей должны утверждать, что если одно слово, такое, как "сущность" или "субстанция", относится и к Богу, и к тварям, то оно обозначает нумерически одну и ту же реальность и в Боге, и в тварях.

139. Сведениями о споре между Абеляром и Гильомом мы обязаны глaвным образом "Истории моих бедствий" Абеляра (Historia Calamitatum, Migne, PL, 178).

140. Утверждали, например, что Гильом сначала предложил теорию тождества, затем теорию безразличия и, наконец, более отчетливую антиреалистическую теорию.

141. Ingredientibus, edited by В. Geyer in ueitrllge, XXXI, 16.

142. Абеляр замечает, что, когда факторы различия опускаются, вещи представляются иными, чем они есть в действительности. Однако он настаивает, что, поскольку универсальная идея не вмещает особенности, которые не представлены в охватываемых ею отдельных вещах, нельзя сказать, что она искажает действительность.

143. Когда мы говорим, например, что высказывание "человек есть животное" истинно в силу входящих в него терминов (аналитически истинно), его истинность зависит от включения термина "животное" в определение человека как разумного животного.

144. Слова из письма Абеляра к Элоизе достаточно известны: он утверждал, что не хотел бы быть ни философом, если бы это подразумевало отказ от проповеди апостола Павла, ни Аристотелем, если бы это предполагало отпадение от Христа (Письмо 17).

145. См - Sdto teipsum, 3; Migne, PL, 176, col. 639A.

146. Абеляр выражает свою мысль в отрицательной форме, чтобы показать, что грех не является положительной сущностью, но представляет собой отсутствие должного порядка человеческой воли.

147. Safeteipsum, 12; Migne, PL, 176, col. 667. Мысль Абеляра, что неведение освобождает от виновности, была осуждена собором в Сансе.

 

 

Школы XII столетия

148. Школа в Лане переживала floreat, когда там учили теологии Ансельм Ланский (ок. 1050-1117) и его брат Ральф. Как мы знаем, Абеляр некоторое время учился теологии у Ансельма Ланского.

149. Иоанн Солсберийский не учился в Шартре, во всяком случае в период преподавательской деятельности Бернара. Должно быть, он получил эту информацию от учеников Бернара.

150. Помимо работы Heptateuchon, посвященной свободным искусствам, Тьерри написал комментарий к De lmentione Цицерона, к книге Бытия и трактату Боэция о Троице.

151. Противодействие, вызванное преподаванием Гильома в Париже, вынудило его удалиться в родную Нормандию, где он стал учителем будущего короля Англии Генриха II.

152.Metalogcon, 4, 35.

153. Быт. 1-2.

154. Честно говоря, Платона они тоже знали не очень хорошо. Однако они располагали Боэциевым переводом "Тимея" или частями его.

155. Материальная вещь, с точки зрения Аристотеля, составлена из двух основных конститутивных начал: "материи" (Ьу1ё) и "формы" (morphe). Материя совершенно неопределенна и бесформенна и может существовать не сама по себе, но лишь в соединении с формой, или динамическим началом, которое обусловливает принадлежность вещи к определенному классу или виду. Таким образом, именно форма, а не материя как таковая, делает человека человеком и отличает его от других видов живых существ. "Форма", разумеется, означает не внешнюю форму. Если говорить о собаке, например, то форма есть жизненный принцип, или "душа", ответственная за биологические и сенсорные функции.

156. Жильбер отрицал за собой даже тень намерения нарушать божественную простоту отделением божественной сущности, или природы, от трех Лиц.

157. Что бы ни думал о Жильбере Роберт Меленский, он находил, что критика св. Бернаром Абеляра основана на преувеличении и является, в сущности, результатом неверного понимания.

158. Именно Иоанну мы обязаны изложением спора между св. Бернаром и Жильбером.

159. После убийства Бекета Иоанн добивался канонизации архиепископа. Однако у него явно были оговорки, касающиеся образа действий Бекета. Относительно убийства он заметил, что архиепископ, похоже, был единственным из группы единомышленников, кто искал смерти ради смерти.

160. Metalogwon, 2,20.

161. De nugis curialnm etvestigiis philosophorum.

162. В сущности, максима Ульпиана должна была разъяснить законность указов римского императора, а не поощрять политический абсолютизм, который повлек бы за собой пренебрежение естественным правом и нравственными принципами.

163. Polycraticus, 8,10. По мнению Иоанна, тиран не должен быть отравлен, - любопытная оговорка.

164. В XI столетии Манеголад из Лаутенбаха, один из тех, кто считал диалектику излишней для теолога, утверждал, что монарх обязан своей властью выбору и должен оправдать оказанное ему доверие. Таким образом, он исходил из договорной теории правления. Однако он имел в виду, несомненно, главным образом отношение между правителями и знатью, с одной стороны, и монархом - с другой.

165. См. Knowles D. The Evolution of Medieval Thought. London, 1962, pp. 141 f.

166. Migne, PL, 176,800 С.

167. Излишне говорить, что "науку" следует понимать широко - как разумное знание, а не в современном ограниченном смысле термина.

168. Математика включает в себя арифметику, музыку и астрономию.

169. Физика изучает природу и качества вещей и считается более фундаментальной наукой, нежели астрономия, которая изучает движение тел.

170. Scientuk adultermae.

171. Мы можем вспомнить здесь, например, Опоста Конта и более позднюю попытку логических позитивистов построить общий язык для эмпирических наук. Но эта попытка последовала за развитием конкретных наук и возросшей специализацией, тогда как средневековые энциклопедические схемы предшествовали возникновению науки нового времени.

172. Migne, Pi, 176, col. 825A.

173. Ibid. В этой мысли об отношении между душой и телом, описываемом как отношение "присоединения" (176, col. 409), Гуго следует скорее за Августином, чем за Аристотелем.

174. Гуго предлагает также другого рода аргументы, доказывая, например, что совокупность вещей, начинающих существовать и преходящих, должна иметь некое начало и потому - некую внешнюю причину.

175. Migne, PL, 196, coL 893 ВС С точки зрения позднейшей "естественной теологии" догмат о Троице следует исключить из числа истин, которые могут быть доказаны путем философского размышления.

176. Иными словами, существование того, что начинает и затем перестает существовать, не является необходимым и не может быть доказано a priori

177. Этим учитывается возможное существование сущего, которое создано от века, - т. е. сущего, которое является онтологически зависимым, но не начинает существовать таким образом, что есть мысленно определимый первый момент его существования.

178. Migne,fL, 196, col. 896.

179. Ibid, col. 892 С.

180. Годфрид Сен-Викторский (ум. 1194) пытался соединить духовную традицию школы с диалектикой. Вальтер же стоял на более бескомпромиссных и жестких позициях.

181. В Patrologia Latina (176) Миня Sumna Sententiarum опубликована среди сочинений Гуго Сен-Викторского. Ученые приписывали ее разным авторам. Однако мы все же не знаем достоверно, кто ее написал. Да и в полном своем виде она напоминает скорее компиляцию, чем плод труда одного человека.

182. См- Сентенции, III, 24, 3.

 

 

Философия ислама

183. Эта школа была закрыта императором Зеноном в 489 г.

184. Это не помешало аль-Кинди использовать неоплатоническое понятие эманации.

185. Его вера в астрологию как подлинную науку, возможно, не противоречит мусульманской теологии, однако предполагает идеи, чуждые Корану.

186. Из этой точки зрения как таковой не следует отрицание личного бессмертия. Оно непременно последует, только если рассматривать пассивный разум как отделенную и единую интеллигенцию.

187. Издатель - Абу Рида (Abu Rida).

188. Комментарий аль-Фараби к De hterpretatione был опубликован Кучем (W. Kutsch) и Mappoy (S. Manrow) в Бейруте (1960), а его краткий комментарий к Первой аналитике - Решером (N. Rescher) в Питтсбурге (1963).

189. Это сочинение называлось "Трактат о взглядах жителей добродетельного города".

190. Иранский врач и философ ар-Рази, который умер около 925 г, пошел значительно дальше, утверждая, что философия и религия, предположительно богооткровенная, несовместимы и что нет нужды в пророках.

191. Строго говоря, постулированное Аристотелем мышление, которое мыслит самое себя, нельзя отождествлять с Единым неоплатоников, превосходящим мышление.

192. Этот трактат был переведен на немецкий язык Ф. Дитерици (Dietcna, DerMustent nitvon‹il-Faralii-Leiden, 1900) и на французский (R.P. Jaussen, Y. Karam, J. Chlala. Idees des habitants de la xu vertueuse. Cairo, 1949).

193. Авиценна родился близ Бухары, бывшей в то время резиденции персидского монарха.

194. По рассказу самого Авиценны, он перечитал "Метафизику" Аристотеля сорок раз, не в силах по-настоящему понять ее, пока случайно не наткнулся на комментарий аль-фараби.

195. Некаторые ра6оты 6ыли написаны по-персидски. В 1951 г. Тегеранский университет опубликовал несколько томов, содержащих эти работы.

196. Критическое издание последовательных частей "Аш-Шифа" (на арабском языке) вышло в свет в Каире. Например, "Метафизика" вышла в двух томах в 1960 г.

197. Avicennae Metaphysices Compendium, перевод на латинский язык и примечания Н. Караме (N. Carame). Rome, 1926, р. 68. Это издание содержит третью часть книги Авиценны "Наджат".

198. Знание Богом разных вещей не означает, что он зависит от них. Согласно Авиценне, он знает все вещи, зная собственную сущность. И именно божественное самопознание производит мир.

199. Avicennae Metaphysices Compendium, p. 138.

200. Авиценна постулирует в материальной вещи множество форм, основная из которых - "форма телесности".

201. Иначе говоря, нельзя сказать, что в одних и тех же обстоятельствах человек мог бы действовать иначе, чем действовал в реальности. Если под свободой понимать просто способность действовать сознательно и обдуманно, то свобода в этом смысле совместима с посылками Авиценны.

202. Авиценна проводит различение между универсалией как образцом (универсалия ante rem, как называют ее средневековые христианские мыслители), универсалией в смысле сущности действительной вещи (универсалия т re) и универсальным понятием (универсалия post rem). Здесь имеется в виду универсальное понятие.

203. "Должное совершенство разумной души состоит в том, что ей следует стать мыслящим мирам, - поскольку в ней содержится образ вселенной, и умопостигаемого порядка вселенной, и блага, рассеянного во всех вещах" (Avicennae Metaphysices Compendium, pp. 230-231). Возможно, однако, что челове: в этой жизни отвратит свой ум от столь возвышенных материй и сосредоточит все внимание, скажем, на чувственных удовольствиях. Душа такого человека, по смерти лишившись тела, будет испытывать мучения.

204. Переведенное в XIII в. на латинский язык, это сочинение получило название Destructiopinlosophorum ("Опровержение философов").

205. В латинском переводе эта работа получила название Destructio ctestructionis phuosophorum ("Опровержение опровержения философов").

206. Ибн Баджа написал также несколько комментариев к сочинениям Аристотеля, интересовался медициной, математикой и астрономией.

207. Это сочинение не было известно средневековым христианским философам. Они узнали об Ибн Туфайле благодаря тому, что Аверроэс, комментируя De Апта Аристотеля, подверг критике одну из психологических доктрин исламского мыслителя.

208. Аверроэс написал комментарий к "Государству" Платона. Он не располагал "Политикой" Аристотеля и явно думал, что в данном случае его вполне заменит Платон.

209. Иначе говоря, субстанция первична, а акциденция вторична - в том смысле, что существованием количества, качества, отношения и т. д. логически предполагается существование субстанции.

210. Averroes ' Tahafut Al-Tahafut ("Самоопровержение самоопровержения"), transi. with introduction and notes by S. Van den Bergh (London, 1954), Vol. I, p. 90.

211. Ibid, p. 148.

212. Ibid, p. 281.

213. По мнению Аверроэса, Бог знает все частное, все индивидуальное - но благодаря познанию самого себя, собственной сущности.

214. См. Seitrilge, III, 4, S. 66-70, где перевод очерка Аверроэсао проблеме вечности или временного творения мира напечатан как приложение к работе М. Вормса (М. Worms) Die Lebre der Anfangslosighett der Welt bei den mitteldterlichen arabischen Phuosophen. Этой теме посвящены первые дискуссии в Tahafut Al-Tabafut.

215. Averrois Cordubensis Commentarium Magnum m Aristotelis De Amma Ltbros, edited by P. Stuart Crawford Corpus Commentariorum Averrois m Aristotelem, vol. VI (Medieval Academy of America, Cambridge, Mass, 1953)], p. 452. При дальнейших ссылках на этот том мы будем обозначать его СМ.

216. Ради удобства изложения я изменил порядок, в котором Аверроэс перечисляет разные смыслы слова "разум".

217. См, р. 409.

218. Слово "материальный" не должно пониматься как телесный. Материальный разум есть чистая потенция, как и "первая материя" Аристотеля.

219. См, p. 499.

220. См, p. 411.

221. Tahafut Allahafut, p. 14.

222. Averroes on the Harmony offeugion and Phoosophy, a translation, with introduction and notes, of the Kitabfasl d-maqual by Gf. Hourani, p. 50 (London, 1961).

223. Tahafittal-Tahafia, p. 362.

224. Теория астральных тел была представлена в неоплатонизме.

 

 

Иудейская философия

225. Платонизмом для Филона был платонизм, развивающийся в направлении среднего платонизма и неоплатонизма.

226. В XIII в. Аквинат сделал доказательство существования Бога независимым от решения вопроса о том, имел ли мир начало во времени или не имел.

227. Эта секта была основана Хананом бен Давидом в VIII в. К ней принадлежали жившие в XI в. философы Иосиф бен Авраам аль-Базир и Иошуа бен Иуда.

228. Филон жил, конечно, задолго до возникновения неоплатонизма.

229. ferns Vitae, V, 4 (латинский перевод см. в: BeiMge, 1,2-4, p. 263; ed. С. Baeurnker).

230. Ibid, (MMge, p. 7).

231. Ibid, 1, 5 (Reitmge, p. 6).

232. Ibid, V, 39 (ueitrlige, p. 327).

233. Ibid, V, 38 (ueitrlige. p. 326).

234. Ibid, V, 37 (ueitruge, p. 325). Иногда Гебироль говорит, что только форма существует благодаря божественной воле, материя же является отражением божественной сущности (ср. Fons Vitae, V, 42; Beitreige, р. 335).

235. Написанная на арабском языке около 1040 г., эта работа была переведена на еврейский примерно двадцать.лет спустя.

236. Излишне говорить, что защитники философии, христианства и ислама не смогли успешно сыграть свои роли. В истории, рассказанной Галеви, правитель сначала не намеревался приглашать сторонника иудаизма, поскольку считал его приверженцев людьми жалкими и презренными. Отсюда - "презренная вера".

237. Аристотель употреблял термин Idnesis в широком смысле, включавшем в себя не только передвижение, но и всякий переход из одного состояния в другое.

238. Аристотель постулировал в мышлении деятельное начало, которое он называл nous poietikos, или деятельным разумом. Его истинное отношение к индивидуальному человеческому уму осталось непроясненным. Однако философы - такие, как Авиценна, - понимали Аристотеля в том смысле, что деятельный разум есть отделенная единая интеллигенция, которая играет определенную роль в жизни индивидуальных человеческих умов.

239. Иными словами, оно может выступать как предикат по отношению к бесконечному числу возможных примеров или образчиков, к которым оно применимо.

240. Цит. по: The Guide of the Perplexed, University of Chicago Press, 1963, p. 5 (translation, introduction, notes by Schlomo Pines).

241. Ibid, p. 6.

242. Ibid, p. 5.

243. Ibid. p. 18.

244. Ibid.

245.1bid,p.42.

246. Быт. 1:26.

247. Qwde of the Perplexed, p. 144.

248. Провозглашая существование акциденцией тварей, Маймонид следует за аль-Фараби.

249. Guide of the Perplexed, p. 409.

250. Ibid, p. 332.

251. Ibid, p. 471.

252. Если мы принимаем мысль о свободном творении мира Богом, то можем признать также возможность чудесного вмешательства в природу. Отоода не следует, что Маймонид буквально воспринимает чудесные события, о которых повествуется в Ветхом Завете. Однако в принципе он допускает чудеса.

253. Guide of the Perplexed, p. 510.

254. Ibid, p. 511, Разумеется, слово "политический" надо понимать в аристотелевском смысле. Говорить о политической природе человека - значит говорить о его общественной природе, о том, что человек может совершенствовать себя только как член человеческого общества и только благодаря тому, что является таковым. Это не означает, что он должен быть политиком в современном смысле термина.

255. Ibid.

256. Ibid

257. Guide of the Perplexed, p. 635.

258. В средние века было сделано несколько переводов на еврейский язык. Когда христиане отвоевали Южную Испанию у мусульман, еврейские ученые стали писать не на арабском, а на еврейском языке.

259. Разумеется, Гиллель знал латынь, поскольку перевел с латинского языка на еврейский несколько сочинений. Мы можем добавить, что со временем на еврейский были переведены некоторые тексты христианских мыслителей и что некоторые еврейские философы испытали известное влияние христианской мысли, даже если и не всегда открыто признавали это влияние.

260. Герсониду приписывают изобретение двух астрономических инструментов.

261. Другими словами, Герсонид считает, что отношение между понятиями человеческого ума таково, что более позднее понятие упорядочивает в себе более ранние. Вот почему, если мы говорим, что он считает приобретенный разум суммой понятий человека, это не означает, что после смерти человека сохраняется вереница понятий.

262. Очевидно, Герсонид не ощущает особых затруднений в связи с такой интерпретацией книги Бытия.

263. Несколько ранее оно стало развиваться среди иудеев Германии.

264. В XVI в. Моше бен Иаков из Кордовы дал другое изложение каббалы под названием "Гранатовый сад".

265. Вероятно, Крескас понимает Аристотеля в том смысле, что неподвижный перводвигатель является первым во временном смысле.

266. Этот аргумент, который использовал Маймонид, был заимствован у Авиценны.

267. Сам Аристотель, видимо, не рассматривал человеческую свободу как проблему. Он просто исходил из того, что человек располагает свободой,

268. Что касается каббалистов, то Спиноза обращался к ним редко и говорил об их "безумии".

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 176 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2516 - | 2392 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.