Именуемое обычно по-арабски «саадака» и противопоставляемое пожертвованию обязательному, или закату. Речь идет о деянии рекомендованном, особенно в определенных обстоятельствах, например в конце поста месяца рамадан, и предписанном иногда в порядке искупления (в случае несоблюдения обязательного ритуала).
Пожертвование обязательное
По-арабски «закат» — слово арамейского происхождения, означающее «очищение». Обязательному обложению подлежало первоначально все имущество мусульман без четкого различения между капиталом и прибылью. Предусмотренными категориями являлись: посевы, сады, скот, золотой серебро, товары. Фиксированная ставка для двух последних категорий составляла 2,5 %. Но эта система претерпела значительные трансформации.
Покои
По-арабски «байт». Группа из нескольких комнат, образующая внутри дома или дворца изолированную общность, куда иногда входил небольшой двор. Относительно раннего времени различают покои сирийского и иракского типа, представленные архитектурой умаййадской и аббасидской. Дальнейшая эволюция соответствовала разнице региональных и династических вариантов, но недостаточно изучена до сих пор.
Помощники
По-арабски «ансар». Имя, данное жителям Йасриба, которые поддержали дело Мухаммада.
Пост
Правила поста, основной религиозной обязанности, были определены Мухаммадом только в Медине. Они оговорены в 183—185-м стихах 2-й суры Корана. По преданию, признанному большинством мусульманских авторов, месяц рамадан был избран для поста, поскольку в течение этого месяца были открыты первые суры Корана.
Почетное платье
По-арабски «хила». Одеяние, жалованное сувереном сановникам в знак милости сначала в момент назначения на должность, в дальнейшем — в порядке поощрения, когда их деятельность заслуживала публичного вознаграждения. Такие платья изготавливались в особых мастерских (тиразах) из шелковых тканей, расшитых надписями и золотыми нитями.
Поэзия
Играла большую роль в исламском обществе. Поэтами были панегиристы суверенов и сторонники разного рода движений. Их присутствие было обязательно на аристократических развлечениях, включавших пение и музыку. Отсюда крупные жанры: восходящие к архаической эпохе панегирик и сатира, затем вакхическая, эротическая и даже мистическая поэзия, соответствовавшие модернистской тенденции.
Праздники
Представлены прежде всего двумя каноническими мусульманскими праздниками: праздником окончания поста и праздником жертвоприношения по случаю хаджа, к которым добавлялись праздники шиитские и суннитские, такие как маулид ал-Наби. Широко отмечались в городах наряду с различными неисламскими праздниками.
Предание
По-арабски «хадис». Совокупность высказываний и поступков Пророка и Сподвижников, составляющая сунну. Предание, таким образом, является одним из источников теологии и права. Наука о Предании особенно активно развивалась в X в., в эпоху, когда были составлены шесть ставших с тех пор авторитетными в суннитском мире канонических сводов: сборники ал-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ал-Тирмизи, алНасаи и Ибн Маджа, организованные по тематическому принципу. К ним можно добавить сборник Ибн Ханбала, составленный по принципу поручителей. Со своей стороны, шииты имели собственные сборники, содержащие «изречения» Пророка и имамов-, главные из них принадлежат ал-Кулайни и шайху Садуку. В сборниках хадисы представлены следующим образом: «Такой-то мне сообщил по словам такого-то, который слышал это от такого-то… что такой-то слышал, как Пророк сказал (или видел, как Пророк сделал)…». Свидетелей называли поручителями, а их последовательность — «цепью». «Изречения» классифицировались по различным категориям в зависимости от числа свидетелей, которые за них ручались. Спорным является вопрос о том, насколько ценны «изречения», переданные через небольшое число персон или восходящие только к одной-единственной персоне. Их ценность также зависит от характера цепи — она может быть непрерывной или с пропусками — и от надежности поручителей, которые могут или нет рассматриваться как «заслуживающие доверия». Эта классификация лежит в основе критических суждений мусульманских авторов о ценности различных «изречений».
Призыв к молитве
По-арабски «азан», отсюда название человека, обязанного возглашать этот призыв, — муаззин, или муэдзин. Предназначенный уведомлять правоверных, что близится час молитвы, этот призыв произошел от обычая, установленного Мухаммадом в Медине по согласованию со Сподвижниками, и первый муэдзин якобы был черным абиссинцем по имени Билал. В те времена не существовало минаретов, впрочем совсем не обязательных для возглашения призыва. Между различными школами права существовали некоторые расхождения относительно повторения следующих обязательных формул: «Аллах велик» (4 раза), «Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха» (2 раза), «Я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха» (2 раза), «Идите на молитву» (2 раза), «Ищите спасения» (2 раза), «Аллах велик» (2 раза), «Нет бога, кроме Аллаха» (1 раз). По случаю утренней молитвы дважды произносится дополнительная формула шестым пунктом: «Молитва лучше сна». Шииты добавляют еще к каждому призыву: «Идите к лучшему из дел». Рецитация этой формулы была знаком их господства над страной. Призыв к молитве в общем исполняется нараспев, этой практики не придерживались только некоторые богословы-ригористы, в частности ханбалиты. Второй призыв, несколько отличный, повторялся непосредственно перед началом молитвы. В качестве призыва к особым молитвам: молитвам двух праздников, молитве затмения и так далее — фигурировала формула: «Идите на общую молитву».
Пропагандист
По-арабски «дай», «тот, кто призывает к истинному учению». Термин, обозначающий прежде всего тайных агентов, которые играли роль первого плана в шиитских движениях, исполняя функции, варьирующиеся в зависимости от секты.
Проповедь
Ритуальная проповедь, произносимая по случаю пятничной молитвы, молитвы двух праздников и ряда других исключительных молений. Пятничная проповедь предваряет молитву, в других случаях она следует за молитвой. Произносимая стоящим на минбаре проповедником, она должна начинаться с обязательных формул: хвала Аллаху, призыв его благословения на Пророка, молитвенное обращение во благо правоверных. Произносимая первоначально главой Общины или его представителем, она зачастую имела характер политический, обычно исчезающий, если ее читал простой проповедник. Однако проповедь, произносимая не халифом, должна была содержать молитвенное обращение в его пользу; этот акт означал признание суверенитета, и его невыполнение считалось демонстрацией непокорности. Антологии и хроники донесли до нас несколько текстов проповедей.
Р
Рабы
Использование рабской силы оставалось характерной чертой средневекового исламского мира. В первые века ислама рабами становились попавшие в плен во время завоеваний неверные; мусульмански е страны продолжали обеспечивать себя рабами во время сезонных набегов, через пиратство на Средиземном море и посредством торговли. Предлагавшиеся на рынках рабы были либо черными африканцами и берберами, либо тюрками, либо славянами.
ал-Рази (Абу Бакр)
Один из крупнейших врачей Средневековья, арабский философ из города Рей (850–923), обладал независимым умом. Теоретик и практик, он руководил одной из багдадских больниц в начале X в. и написал кроме многочисленных медицинских трактатов монументальный труд «Ал-Хави», который был переведен на латынь на Сицилии в XIII в. под названием «Liber continens». Его не следует путать с Фарх ал-Дином ал-Рази, умершим в 1209 г. ашаритским богословом, которому покровительствовали гуридские султаны и Хорезм-шахи.
Ал-Рашид
Пятый аббасидский халиф (786–809), носивший имя Харун. Воплощал тип восточного суверена, любящего роскошь и удовольствия, а также озабоченного престижем и считавшего своим долгом исполнять обязанности халифа, переложив административную ответственность на служителей и оставив за собой право устранить их впоследствии. Его позиция по отношению к Бармакидам была в этом смысле типичной. Ал-Рашид известен на Западе тем, что принимал послов Карла Великого, о которых арабские хроники хранят полное молчание, но которые, по-видимому, добились определенных выгод для католического духовенства в Иерусалиме; ныне уже никто не считает, что Карл Великий добивался «протектората» над святыми местами.
Регистр
Использование регистров — книг, заменивших листы или свитки, — для счетов и архивов традиционно восходит к началу халифата Аббасидов, и это новшество приписывается Халиду ибн Бармаку, отцу Йахйи Бармакида.
Ремесло
Подъем ремесла, организация которого в социальном и техническом плане плохо известна, был одним из источников богатства средневекового исламского мира и выражался в превосходном качестве и разнообразии его продукции.
Рибат
Оригинальный институт, связанный с обязанностью священной войны и стабилизацией границ империи в эпоху Аббасидов. С архитектурной точки зрения рибаты представляли собой хорошо защищенное оборонительное сооружение, оборудованное сторожевыми башнями и внутренне обустроенное для того, чтобы дать приют определенному количеству постоянных жителей, которые совершали там, в частности, совместную молитву, отсюда иногда их последующая трансформация в мечети. Самые известные старинные образцы сохранились в Тунисе. Впоследствии на иранской территории рибатами называли простые укрепленные караван-сараи.
Риторика
По-арабски «балага». Наука риторики играла большую роль в среде арабов и арабизированного населения, где красноречие всегда считалось одним из основных качеств человека, его достоинством. Написано множество трактатов, основанных обычно на формальном, аристотелианского происхождения, анализе риторических приемов.
Рустамиды
Независимая династия, которая правила в центральном Магрибе в 777–909 гг. Основанная хариджитом персидского происхождения, она имела центром Тахар и распространила свою власть на всех берберов-ибадитов в Магрибе и Ливии. Была свергнута Фатимидами.
С
Сабии
Секта языческого происхождения, практиковавшая астральный культ и исповедовавшая учение неоплатонического происхождения, члены которой в эпоху Средневековья обретались в Харране (Верхняя Месопотамия). По некоторым сведениям, в VIII в. они выдавали себя за адептов одноименной иудео-христианской секты, которая была распространена в Нижней Месопотамии и упоминается в Коране. Таким образом, они могли быть приравнены к людям Писания и рассматриваться как данники.
Саладин
Точнее, Салах ал-Дин, по имени Йусуф ибн Аййуб, основатель династии Аййубидов, курдского происхождения, один из крупнейших суверенов в истории ислама. Родился в Такрите в Ираке в 1138 г., сын эмира, наряду с хорошим шафиитским образованием получил основательную военную подготовку. Своей карьерой обязан прежде всего дяде Ширкуху, который, будучи послан Нур ал-Дином в Египет, взял его с собой, когда ему было около 30 лет. Ширкух, помогавший тогдашнему фатимидскому халифу против группировки союзников Иерусалимского короля, добился от халифа своего назначения вазиром. На этом посту племянник наследовал ему в 1169 г. Через некоторое время будущий Саладин сместил халифа и провозгласил возвращение Египта в суннитскую ортодоксию и аббасидское повиновение (1171). Смерть Нур ал-Дина в 1174 г. позволила ему объявить себя независимым, добиться халифской инвеституры и распространить свое господство одновременно на Египет, центральную Сирию и Хиджаз, затем на Северную Сирию и Верхнюю Месопотамию. Сделавшись господином Сирии, он употребил всю свою энергию на борьбу против франков и на укрепление суннизма. После битвы при Хаттине он отбил Иерусалим (1189), но вынужден был после Третьего крестового похода уступить некоторые пункты на побережье. Он умер в Дамаске в 1193 г., и его останки были погребены в мавзолее при соборной мечети. В Египте и Сирии он основал множество Мадраса, в том числе самую значительную Мадраса Салахийа в Каире. По его повелению также была возведена цитадель в Каире и были реставрированы здания в Иерусалиме.
Сарагоса
Испанский город, арабское название которого Саракуста является всего лишь переложением латинского Caesarea Augusta. Завоеванный в 713 г., он обозначил северный предел мусульманских владений и по этой причине стал столицей «верхнего рубежа» Андалуса. В эпоху Умаййадов был очагом ряда локальных восстаний, но в начале XI в. стал центром процветающего арабского эмирата, который вскоре заменил эмират Бану Худ, которому город обязан дворцом Алжафериа. Был отвоеван в 1118 г.
Сарир
Арабское название ложа, служившего троном исламскому суверену, который восседал на нем «по-восточному», но мог также на неофициальных приемах облокотиться или возлечь на него.
Саффариды
Династия наместников, которые занимали Систан с переменным успехом с 867-го и приблизительно до 1495 г. В 867–911 гг. Йакуб и его потомки были автономными наместниками, распространявшими свое владычество на Хорасан. В дальнейшем члены семейства удерживались в этой провинции, признавая сюзеренитет либо Саманидов, либо Газневидов, либо монголов.
Свидетельство
Представляет собой основное доказательство в сфере правосудия наряду с клятвами и признанием. Свидетельство является правомочным, только если оно представлено свободным и честным мусульманином. Свидетельство женщин приравнивается к половине свидетельства мужчины, свидетельство данника не признается вообще.
Священная война
По-арабски «джихад». Коллективная обязанность мусульманской Общины, особый долг халифа или его представителей. В Медине в момент организации борьбы против мекканцев был провозглашен долг сражаться против тех, кто не принимает ислама, пока они не обратятся и не согласятся платить дань в знак покорности. Только хариджиты рассматривают джихад как индивидуальный долг. На деле обязанность джихада не мешала мусульманам заключать с неверными, в частности с византийцами (см. Византия), временные перемирия и проводить обмен пленными. Но в принципе между мусульманами и их соседями-немусульманами сохранялось состояние непрерывной войны. В связи с этим посол соседней страны мог проникнуть на мусульманскую территорию только при наличии официальной гарантии безопасности, так называемого амана.
Секты еретические
Ересь в странах ислама всегда было трудно определить, поскольку там не существовало доктринального единства. Сунниты и шииты, в частности, взаимно обвиняли друг друга в ереси. Для суннитских ересиографов существует несколько степеней удаления от правильной доктрины. Обычно они основывают свою классификацию на «высказывании» Пророка, согласно которому община разделится на 73 секты, из которых только одна обретет спасение. Некоторые из них обвиняются просто в незначительных отклонениях, в новшествах, тогда как другие переводят своих сторонников в разряд неверных. В сущности, разница в статусе еретиков обозначена плохо. Мусульманин, который изменял своей вере в основных пунктах, уподоблялся отступнику и оказывался, таким образом, достойным смертной казни, по крайней мере если он не раскаивался (согласно большинству богословов), но определение этих основных пунктов оставалось темой для дискуссий. Многие авторы, чаще всего из апологетических соображений и иногда в полемическом тоне, излагали учения различных сект, рассматриваемых как еретические, к которым они порой относили доктрины других религий, а также философские учения. Наиболее известными из них являются ал-Ашари, ал-Багдади (ум. 1037), ал-Шахрастани.
Сельджукиды
Династия султанов тюркского происхождения, получивших пожалование от аббасидских халифов, включавшая несколько ветвей: Великие Сельджукиды, которые правили в Иране и Ираке в 1038–1118 гг.; иракские Сельджукиды (1118–1194), которые были свергнуты Хорезм-шахами; сирийские Сельджукиды (1078–1113), которых сменили атабеги; керманские Сельджукиды (1041–1186); румские Сельджукиды (1077–1307). Сельджукидская эпоха была отмечена возрождением суннизма, чему содействовало распространение Мадраса, а также новых форм искусства и архитектуры.
Семейство Пророка
Рассматривается шиитами как единственно достойное власти. Отсюда бесчисленные революционные движения в пользу какоголибо, не всегда указанного, члена семьи Пророка.
Семеро спящих
Или «люди пещеры». Семеро молодых христиан, гонимых императором Децием (III в. н. э.), которые, согласно легенде, укрылись в пещере близ Эфеса, где спали в течение двух столетий, пока не проснулись во времена императора Феодосия (V в.) и вскоре умерли. Место их убежища и гробницы было почитаемо с VI в., а легенда о них была известна многим восточным литературам: она также упоминается Кораном в суре «Пещера» (18-я), которая ставит верность этих молодых людей своему Господу в пример новообращенным.
Семья
Исламская семья продолжала традиции патриархальной семьи доисламской эпохи. Семейная жизнь характеризовалась институтом полигамии и наложничества. Дети примерно до семилетнего возраста воспитывались на женской половине.
Серебро
Серебряная монета была особенно распространена на бывших территориях Сасанидской империи, имевшей значительные рудники, и осталась одной из основ монетной системы (см Дирхам). Сам по себе металл производился в империи и использовался для ювелирных изделий.
Символ веры
Произнесение формулы (шахада), которой подтверждается приверженность исламу. Символом веры (араб, «акида») называется также перечисление различных вопросов веры, которых придерживаются члены одной школы или одного направления мысли.
Сира
Буквально «деяния», этим словом обозначались биографии Мухаммада, среди которых одна из самых старых — сочинение некого Ибн Исхака (ум. 767) — называется «Сират ал-Наби». Эта сира состоит из трех частей: одна посвящена истории от сотворения мира до появления Пророка в Мекке, вторая — его первой проповеди, третья — его деятельности в Медине, эта часть именуется «магази» («военные походы»), и это название тоже останется связано с биографиями Мухаммада. Последние встречаются во всех больших хрониках и в сборниках хадисов.
Сириак
Арамейский диалект города Эдесса, ставший литературным языком, когда Эдесса была интеллектуальной метрополией христианского Востока. Расцвет литературного сириака приходится на III–VII вв. Сохранялся при исламе в качестве языка науки, но исчез к XIII в. Через сириак были осуществлены многочисленные переводы греческих трудов.
Сподвижники
Сторонники Мухаммада, первыми принявшие ислам. Включали мекканских мухаджиров и мединских ансаров. Иерархия Сподвижников была установлена разными политико-религиозными школами. Для суннитов лучшими являются первые четыре халифа, которые, в свою очередь, являются частью «десяти избранных», которые непременно войдут в рай. Для шиитов единственным Сподвижником, достойным наследовать Мухаммаду, был Али; прочие заслуживают лишь хулы. Почитание Сподвижников является одним из фундаментальных аспектов суннитского менталитета. Отсюда многочисленные биографические словари, которые были посвящены им в арабской литературе (в частности, словарь мухаддиса Ибн Сада, умершего в 844 г.) и обилие мест паломничества, которые начиная с определенной эпохи были связаны с их памятью.
Страшный суд
Возвещается Кораном. Богословские школы спорят о реальности некоторых деталей, содержащихся в традиционных описаниях, в частности о взвешивании, а также о способе привлечения людей к ответственности за свои деяния и верования и о форме заступничества Пророка. Концу света должно предшествовать появление таинственной персоны, именуемой ал-Даджджал (слово древнесирийского происхождения), или Антихриста, который, согласно Преданию, будет править миром в течение некоторого периода нечистоты и тирании. Даджджал в конечном счете сгинет перед Махди.
Судовождение
Играло большую роль в жизни исламских стран по причине морских торговых связей, которые поддерживались, с одной стороны, со странами Западного Средиземноморья, с другой — с Дальним Востоком. Речное судовождение тоже было весьма развито, особенно по Евфрату из Балиса в Басру, существовали многочисленные типы судов, известные нам своими названиями больше, чем точными характеристиками. См. Флот.
Суждение независимое
По-арабски «рай». Выражение, означающее рассуждение, посредством которого средневековые ученые дополняли предписания Корана и Предания, чтобы выработать право. Правовые школы определяли различные типы рассуждения, позволяющие легитимно применять независимое суждение, но роль последнего была более или менее существенной в зависимости от школы; поэтому выделяются две тенденции: сторонники независимого суждения («ахл ал-рай»), представленные прежде всего ханафитами, и сторонники Предания («ахл ал-хадис»), представленные прежде всего ханбалитами и шафиитами.
Сунна
Основанный на высказываниях и поступках Пророка обычай, которым руководствуются факихи и богословы, уточняя содержание исходящего из Корана исламского Закона; определен в основном литературой Предания.
Сунниты
Сторонники сунны и приверженцы политико-религиозной системы, отрицающей всякое право на власть за потомками Али. Противопоставляя себя шиитам в политическом плане, сунниты, кроме того, иначе определяют место Общины и Предания, увековеченного в этой общине. Отсюда их особое почитание Сподвижников Пророка и склонность придавать большее значение детальным указаниям Предания, нежели самому кораническому посланию. Сунниты могут принадлежать к различным юридическим школам, расходящимся, как правило, по второстепенным вопросам ритуала или социального права. Но некоторые из них, в частности ханбалиты, считают себя единственными хранителями изначального суннизма. Что касается различных теологических школ, более или менее тесно связанных со школами юридическими, а то и идентичных им (ханбализм), их существование не является официально признанным. Если в юридических материях по некоторым вопросам возможно существование нескольких решений, то в области догмы может быть лишь одна единственная истина.
Ал-Сухраварди
Прозванный ал-Мактулом («убиенный») философ и суфий; родился в середине XII в., жил в Исфахане, позднее в Багдаде и Халебе. Поддерживаемый первоначально аййубидским принцем ал-Маликом ал-Захиром, сыном Саладина, был позднее осужден им на смерть и казнен в 1191 г. в возрасте около 36 лет. Он был теоретиком метафизики озарения (ишрак) и апостолом религиозного синкретизма.
Т
Ал-Табари
Правовед и историк, родился в Табаристане, умер в Багдаде в 923 г. Основатель правовой школы, которая имела мало приверженцев. Он известен, прежде всего, двумя монументальными трудами: «Комментарием» к Корану и «Всемирной историей». Подвергался жестким нападкам со стороны ханбалитов, которые хотели помешать его мусульманскому погребению.
Табаристан
Иранский регион, расположенный между Каспийским морем и цепью Албурза, покрытый густыми лесами, главный город — Руйан. Эта страна с трудом поддавалась исламизации и умиротворению, несмотря на ряд походов, совершенных Умаййадами и первыми Аббасидами. Только в середине IX в. местный правитель обратился в ислам. Некоторое время спустя Табаристан сделался очагом шиитской агитации, убежищем первых зайдитских имамов, которые более или менее успешно контролировали его территорию на протяжении веков, пока не были смещены в начале XII в. аламутскими исмаилитами.
Табук
Населенный пункт времен Пророка на пути из Медины в Дамаск на границе Византийской империи. Стал объектом организованного Мухаммадом в 631 г. похода, который привел к подчинению нескольких соседних арабских племен.
Талисманы
Широко использовались в народе. Существовали талисманы на бумаге, покрытой непонятными знаками, но восходящие к традициям иногда очень древней магии. Существовали также каменные талисманы, наделенные целебной силой.
Тамуд
Народ, упомянутый Кораном в числе тех, что отвергли посланных к ним пророков. В сущности, речь идет об историческом арабском племени, след которого обнаруживается в VIII в. до н. э. Этот народ в начале нашей эры занимал территории, расположенные в Северной Аравии, Иордании и даже Сирии, и оставил наскальные надписи.
Ал-Танухи
Иракский кади, умер в 994 г., знаменит своим искусством рассказчика, автор двух сочинений, одно из которых является по преимуществу развлекательным, тогда как другое, «Избавление от страха» носит более серьезный характер. Его рассказы воссоздают в подробностях образ социальной жизни X в.
Тарик ибн Зийад
Военачальник берберского происхождения, завоевавший Испанию по приказу Мусы ибн Нусайра. Скала, на которой он высадился, была названа его именем — Джабал-ал-Тарик, ставшее «Гибралтаром».
Тахириды
Семейство, обязанное своим именем Тахиру, полководцу на службе халифа ал-Мамуна, назначенному наместником Хорасана в 821 г. Потомки Тахира в течение нескольких десятилетий IX в. управляли Хорасаном и занимали пост начальника багдадской полиции, но были вынуждены оставить свою провинцию Саффаридам.
Традиционалисты
Общепринятый термин, обозначающий богословов, преданных традиционным теологическим идеям. Традиционалисты, как правило, уделяют значительное внимание изучению Предания, но не обязательно являются специализированными мухаддисами.
Тулуниды
Династия автономных наместников, которая правила в Египте в 868–905 гг. Основанная тюркским военачальником, сыном наемника аббасидских халифов, она была первой исламской египетской династией и создала значительную локальную наемную армию. Ее члены были также крупными строителями: мечеть Ибн Тулуна в Фустате.
Туркмены
Слово, которое первоначально означало кочевых тюрок, но вскоре было применено к огузам, племенной группе, к которой принадлежали Сельджукиды, а также Османы.
Тюрки
Народ, занимавший в VIII–IX вв. регион в среднем течении Амударьи и поставлявший аббасидскому халифату наемников, пока не заполонил исламскую империю и не трансформировал значительно ее социальную среду, повлияв параллельно на ее художественную эволюцию, и не основал династии Селъджукидов, Османов и Великих Моголов. Их язык агглютинативного типа обычно относят к урало-алтайской группе. Первый литературный памятник на тюркском языке восходит к VIII в., но только в XI в. развивается тюркская мусульманская литература дидактического характера, написанная арабскими буквами, которая наследовала буддийской, манихейской и христианской литературе. Тюркская османская литература, расцвет которой произошел после 1300 г., испытала сильное персидское и арабское влияние.
У
Узоры геометрические
Декоративные мотивы, отличающиеся от арабесок в строгом смысле слова, поскольку не используют стилизаций цветочного характера. Их первые образцы появились на умаййадских лепных панно, в частности на ажурных перегородках той эпохи. Кирпичные здания более позднего времени предлагают другие, достаточно простые примеры, достигнутые за счет причудливой кладки. Но только в XI в. появились сложные многоугольные узоры, которые выполнялись в кирпичной мозаике или в гипсе на зданиях, компоновались из маленьких, точно пригнанных деревянных панно и орнаментировались керамическими или металлическими элементами.
Узритская любовь
Любовь, характеризующаяся отказом от чувственного желания, часто сравниваемая с любовью платонической или любовью «куртуазной»; связана, согласно арабским антологиям, с обычаями бедуинов племени узра.
Укба
Завоеватель Ифрикии и основатель Кайруана. Воевал против берберов Магриба и погиб в сражении с ними в 683 году. Считался святым покровителем Ифрикии.
Умаййады
1. Умаййады восточные Первая династия халифов ислама, которая правила с 660 г., с захвата власти Муавийей, по 750 г., до «аббасидской революции». Столицей этой династии можно считать Дамаск, хотя фактически ее суверены предпочитали находиться в замках, окруженных сельскохозяйственными угодьями, которые они основывали или развивали на сирийско-палестинской равнине. Оппозиция набожных кругов и алидских сторонников усугубила трудности экономического и социального порядка, с которыми достаточно рано столкнулась династия вследствие трансформации арабо-исламского мира после завоеваний, что завершилось брутальным переворотом. Избежавший смерти ее представитель позднее в Испании положит начало династии западных Умаййадов.
2. Умаййады западные Династия независимых эмиров, затем халифов, которая правила в Испании с 756 по 1031 г. Ее столицей была Кордова, ее апогеем стало правление Абд ал-Рахмана III, который провозгласил себя халифом в 929 г.
Умар
Второй халиф, правивший с 634 по 644 г. Принадлежа к бедной курайшитской семье, он первоначально резко воспротивился Мухаммаду, прежде чем принять ислам. Стал другом и тестем Пророка, эффективно помогал ему и играл активную роль в избрании первым халифом АбуБакра, которому наследовал. Именно в его правление были осуществлены наиболее значительные завоевания. Историки представляют его как человека реалистичного и энергичного.
Умар II
Умаййадский халиф, правивший с 717 по 720 г., приобрел репутацию благочестивого. Единственный снискавший благосклонность историографов эпохи Аббасидов. Он стремился, в сущности, занять примирительную позицию в отношении Алидов и ослабить суровые меры, принятые иракским наместником против землевладельцев, обратившихся в ислам и покидавших свои земли.
Усман
Третий халиф, правивший с 644 по 656 г., когда был убит. Принадлежал к умаййадской династии и был богатым купцом в Мекке. Рано принял ислам и стал зятем Мухаммада.
Ухуд
Гора примерно в 4 км к северу от Медины, где между мусульманами и мекканцами произошла битва, обернувшаяся победой последних. Здесь погиб дядя Мухаммада Хамза, павший как мученик. Его могила вскоре стала местом паломничества, и в этом месте была возведена мечеть, о которой в X в. сообщает ал-Макдиси. Ухудской битве посвящены многие стихи Корана.
Ученые
По-арабски «улама». Собирательный термин, означающий специалистов в религиозных науках, прежде всего правоведов, толкователей Закона, и богословов.
Ф
Файйум
Название коптского происхождения, означающее регион в Среднем Египте к востоку от долины Нила, находящийся во впадине, обильно орошаемой водами этой реки. Его неизменно благодатная и процветающая территория в течение нескольких веков после мусульманского завоевания была христианским центром, обладавшим множеством монастырей. Место происхождения большого числа египетских арабских папирусов.
Ал-Фараби
Философ тюркского происхождения и шиитских убеждений, умер в Дамаске в 950 г. Учился в Багдаде, Харране и Сирии, прожил долгое время в Халебе, где пользовался пенсией, назначенной хамданидом Сайф ал-Даулой. Был одним из первых и самых блистательных исламских мыслителей, наследников греческой философии. Разработал эманатистскую космическую систему, воспринятую с различными вариантами почти всеми позднейшими философами. Кроме разного рода трактатов, составил послание «О совершенном граде» с изложением своих политических и экономических идей.
Ал-Фараздак
Крупный поэт-сатирик умаййадской-эпохи, арабского происхождения, родился в Басре, умер в 728 г., провел большую часть жизни в Дамаске при дворе халифов. Знаменит прежде всего инвективами, которыми обменивался с Джариром.
Фарс
Регион, соответствующий собственно Персии как таковой. Главный город — Шираз. Его нелегкое завоевание завершилось в 648–649 гг. В XI в. Фарс попал под власть Саффаридов, затем в XII в. — под власть Буидов, которых сменили Сельджукиды.
Фатима
Дочь Мухаммада, на которой Али женился после хиджры, мать алХасана и ал-Хусайна, родоначальников линий шиитских имамов. Ее личность, довольно смутно восстанавливаемая по историческим упоминаниям, по-разному интерпретировалась ориенталистами. Шииты, во всяком случае, испытывают к ней особое благоговение, употребляя эпитет «ал-Захра», «блистающая», что должно было напоминать о привилегиях, которые члены семейства Пророка получили от Аллаха. По-видимому, после смерти своего отца она действительно выступила против претензий АбуБакра, который, со своей стороны, отрицал за нею всякое право на наследие Мухаммада. Она вдохновила Али на сопротивление и умерла примерно через шесть месяцев после этого.
Фатимиды
Династия халифов, правившая первоначально в Ифрикии, затем в Египте с 909 по 1171 г. Претендовала на происхождение от Али и Фатимы и была поддержана экстремистским шиитским движением разнородных учений, исмаилизмом. Поощряя интеллектуальную жизнь, в частности занятия философией и науками античного происхождения, она способствовала развитию архитектуры и искусства, которые занимают оригинальное место в исламском мире и характеризуются тяготением к портретным изображениям.
Фергана
Образованный долиной Сырдарьи и соседними горами регион с иранским населением. Сопротивлялся мусульманскому завоеванию до начала IX в., когда был включен в территории саманидских наместников. С этого времени поставлял воинов в халифские войска.
Фес
Или Фас. Город на пересечении двух крупных осей коммуникации Марокко. Основан Идрисидами в конце VIII в. Вначале представлял собой два населенных пункта по обе стороны вади Фас. В XI в. алморавид Йусуф ибн Ташуфин объединил их в один город, основал в западной части крепость, у подножия которой стали возникать новые кварталы, и велел реконструировать соборную мечеть, так называемую Кайруанскую (Каравийин). Алморавидский период был одним из наиболее благополучных в истории Феса. Осажденный Алмохадами, которые разрушили крепость, но велели в 1212 г. восстановить стены, город попал после этого под их власть, затем под власть Меринидов, которые сделали его своей столицей, главным интеллектуальным и торговым центром Марокко, и заложили там новую резиденцию, нынешний Фас-алДжадид.
Фирдоуси
Один из древнейших авторов, писавших на персидском языке, родился в 932-м, умер в 1020 г. Ему принадлежит «Шахнаме», эпическая поэма во славу Ирана.
Флот
Исламский флот был создан на Средиземном море Муавийей с помощью христианских экипажей. С таким флотом умаййадские халифы безуспешно пытались взять Константинополь. Потрепанный в этих походах флот играл малозаметную роль на Востоке вплоть до момента, пока Саладин не попытался его восстановить, в то время как на другом краю Средиземного моря Андалус продолжал утверждать себя в пиратстве, а также в более мирной деятельности.
Фрески
Использовались, несомненно, как дешевая имитация (любопытный пример дают напольные фрески) стеклянных мозаик. Известны очень интересные образцы, восходящие к умаййадскому и аббасидскому периодам, с портретными изображениями на темы жизни правителя, напоминающими о величии суверена или о его развлечениях. Но этот способ не исчезнет полностью в последующие эпохи, несмотря на большую популярность керамической облицовки — недорогой и ярко окрашенной.
Фундук
От греческого «пандохейон», означает склады или городские караван-сараи.
Фустат
Египетский город, место которого сегодня известно как старый Каир. Основан в 641 г. в стратегическом пункте, населенном со времен Античности, где тогда с одной стороны вздымался город Гелиополис, с другой — крепость с переиначенным на греческий манер названием Вавилон. Подобно Басре и Куфе, первоначально это был лагерь, название которого происходило от греческого «фоссатон» (лат. fossatum) и отсылало к окружавшему его рву. Его главный, сохранившийся, несмотря на многочисленные переделки, памятник — соборная мечеть, возведенная полководцем Амром. Аббасидские правители основали на севере новый квартал под названием Аскар, «лагерь», включавший правительственное здание и новую соборную мечеть. В третьей, основанной в 868 г. полунезависимым наместником Ибн Тулуном резиденции была построена так называемая соборная мечеть Ибн Тулуна, сохранившаяся до наших дней и недавно отреставрированная; но дворец Тулунидов был разрушен в 904 г., когда один аббасидский полководец взял город с целью установления новой халифской власти. Еще обитаемый после основания неукрепленного фатимидского города Каира, Фустат постепенно пришел в упадок, пока его не решили поджечь, чтобы он не достался франкам из Иерусалимского королевства. Отчасти восстановленный позднее, он уже так и не обрел свое былое значение и остался в окружении руин, которые там до сих пор можно видеть и на которых периодически ведутся плодотворные археологические раскопки.
X
Хадж
Чтобы совершить великое паломничество, основную обязанность ислама, паломники, войдя в состояние сакрализации на священной территории — харам, — собираются в мекканской мечети 7-го числа месяца зу л-хиджж для проповеди. На следующий день они отправляются за город в долину Мина, где совершают полуденную молитву и слушают проповедь, затем, еще через день, — к подножию горы Арафат, где они совершают стояние (вукуф) в течение всего послеполуденного времени, повторяя формулу лаббайка или читая личные молитвы. После захода солнца начинается бег (ифада) к холму Муздалифа, где читаются вечерняя и ночная ритуальные молитвы. Десятого числа, после новой проповеди, выслушиваемой стоя, паломники возвращаются в Мину для совершения особого обряда — бросания семи камней в одно из трех каменных нагромождений, существующих в этой местности: речь идет о древнем ритуале побивания камнями, воспринятом исламом, который видит в этом действе жест, отвергающий искушения Сатаны, жест, восходящий к Аврааму. Затем наступает время жертвоприношения, которое отмечает окончание хаджа, собственно говоря, хотя оно не имеет обязательного характера для паломника; тогда же паломник бреет голову в знак десакрализации, прежде чем вернуться в Мекку. Паломники проводят в Мине три следующих дня (с 11-го по 13-е), являющихся днями отдыха и удовольствия и носящих названия, которые, как и многие другие обряды хаджа, не имеют сколько-нибудь удовлетворительного объяснения. После чего они обычно совершают обряды малого паломничества в Мекке, а затем, на обратном пути, посещают могилу Пророка в Медине. Малое паломничество, или умра, состоит только из ритуалов, совершаемых в Мекке: паломники делают семь ритуальных кругов вокруг Каабы (три первых — ускоренным шагом, еще четыре — нормальным), целуют «черный камень», произносят короткую ритуальную молитву за Престолом Авраама, испивают воды из источника Замзам, затем отправляются в Сафу, чтобы совершить семикратный «пробег» между двумя возвышенностями — Сафа и Марва. Этот комплекс обрядов можно производить в любое время года, но особое значение он приобретает в месяц рамадан. Существовало три способа совершения великого паломничества: отдельно, или лучше в комбинации с малым паломничеством, или — еще лучше — с предварительным малым паломничеством и десакрализацией между двумя процедурами. Богословы спорили об относительной важности различных обрядов, одни из которых являются основными (например, стояние у горы Арафат), другие — обязательными, прочие — лишь обычными и рекомендуемыми. Хадж, осуществляемый всегда под руководством представителя главы Общины, был для этого последнего возможностью подтвердить свое господство над священными городами ислама.
Ал-Хаджджадж
Знаменитый умаййадский наместник аравийского происхождения. На службе у халифа Абд ал-Малика он был совсем юным назначен наместником Ирака, где подавил восстание в 691 г., затем послан против Ибн ал-Зубайра, которого победил после осады Мекки. В результате этой победы, обеспечившей единство умаййадского государства, он был назначен наместником аравийских провинций, затем снова был послан в Ирак подавлять новые волнения: проповедь, которую он произнес по этому случаю в соборной мечети Куфы, осталась моделью яркого и образного языка, воспроизведенной во всех старых антологиях. Он основал в 702 г. укрепленный город Васит и активно участвовал в административной и монетной реформе, предпринятой Абд алМаликом, и одновременно, чтобы положить конец спорам относительно различных способов прочтения коранического текста, принял ряд мер, детали которых нам не известны. Он также очень эффективно помогал следующему халифу ал-Валиду I, на которого оказал большое влияние. Он приобрел репутацию честного и преданного слуги, каких не знал ни один из будущих суверенов.
Хадиджа
Первая жена Мухаммада, у которого не было других жен, пока она была жива. Согласно биографиям Мухаммада, ее смерть произошла за три года до хиджры. Считается, что она оказала своему мужу великую моральную поддержку во время первых откровений и испытаний, которые сопровождали начало его проповеди.
Ал-Хакнм
Шестой фатимидский халиф, знаменитый своими причудами, гонениями на христиан и суннитов Египта, актами тирании и жестокости, внушавшими страх всем подданным. Он принял теории крайних исмаилитов, которые хотели его обожествить. Его личность оставалась загадкой для позднейших историков, обычно считавших его неуравновешенным. Умер при таинственных обстоятельствах в 1021 г. после 25 лет правления.
Халеб (Алеппо)
Город в Северной Сирии, завоеванный мусульманами в 637 г. Эллинистический город, именовавшийся Беройя, потом римский и византийский, существование которого восходит к далекому прошлому, он в течение долгого времени имел довольно значительное христианское население. Его соборная мечеть была отстроена при Умаййадах на месте древней агоры, сохранился византийский собор (он будет преобразован в мечеть, потом в Мадраса только в эпоху Крестовых походов). Заброшенный в начале аббасидского периода Халеб стал в середине X в. столицей небольшого государства Хамданидов, но в 962 г. был осажден, взят и опустошен византийцами. Расцвел при Занкидах и Аййубидах, которым обязан строительством или реконструкцией многих еще сохранившихся памятников, не считая знаменитой цитадели. Ставший центром очень активной торговли с конца XII в., но опустошенный нашествием монголов в 1260 г., он вновь обрел экономическое процветание в XV в.
Халид ибн ал-Валид
Арабский полководец из племени курайш, принявший ислам после Ухудской битвы, в которой он активно участвовал на стороне мекканцев. В дальнейшем стал одним из героев мусульманских завоеваний. После взятия Хиры и победы над лахмидами в Месопотамии отправился в Сирию, где соединился с войсками под командованием Амр ибн ал-Аса, что позволило ему одержать победу при Аджнадайне и захватить главные сирийские города. После новой победы при Йар муке, он оккупировал Северную Сирию, наместником которой и был назначен.
Ал-Халил ибн Ахмад
Грамматист из Басры арабского происхождения, умер в 791 г., знаменит своей теорией арабской метрики и попыткой составить один из первых арабских словарей, озаглавленный «Книга Айна» — по названию первой буквы алфавита; особенностью этого словаря является расположение корней не в обычном алфавитном порядке, но согласно порядку, соответствующему фонетическому значению основы; в таком расположении обычно усматривают влияние санскритских словарей.
Халиф
Преемник Пророка и глава Общины.
Ал-Халладж
Знаменитый мистик, родился в Иране, с юности путешествовал по странам Востока, совершил хадж в Мекку и даже морским путем добрался до неисламизированной Северной Индии. Повсюду, где побывал, он проповедовал преображение сердец и призывал к исконно божественной любви. В Багдаде в начале X в. он был замешан в суннитском заговоре Ибн ал-Мутазза, подвергся преследованиям и вскоре был арестован. Суд над ним, который закончился приговором и казнью, в действительности имел политические причины. Во всяком случае, следствием стало новое направление в суфизме. Его могила в Багдаде была почитаема как могила святого.
Хамданиды
Династия независимых эмиров, получившая пожалование от аббасидского халифа, правила в Верхней Месопотамии и Северной Сирии в 905—1004 гг. Главным ее представителем был Сайф алДаула, герой арабо-исламской борьбы против византийского натиска.
Хаммадиды
Ветвь династии Зиридов. Правили в центральном Магрибе в 1015–1152 гг., их столицей до отхода на побережье была Кала-Бану-Хаммад. Династия была свергнута Ал мохадами.
Ханафизм
Школа правоведения, основанная в VIII в. Абу Ханифой, считается менее ригористской, чем прочие, и более приемлемой для сторонников или последователей шиизма. Ее ученые придавали относительно большое значение независимому суждению, оправдывали применение «уловок», позволяющих в отдельных случаях обойти первоначальные коранические предписания, например относительно ссудного процента, допускали некоторые локальные обычаи и, наконец, принимали порой относительно теологических материй идеи, не соответствовавшие тезисам традиционалистов. Ханафизм стал доминирующей школой в Османской империи.
Ханиф
Термин неясного происхождения (несомненно, арамейского) и спорной интерпретации, появляющийся в Коране для обозначения персон, которые еще до возникновения ислама обладали истинной монотеистической религией. Он применяется, в частности, к Аврааму. У позднейших авторов «ханиф» зачастую употребляется в смысле «мусульманин».
Ал-Харави
Знаменитый аскет и паломник. Проведя всю жизнь в дороге, завершил свое существование в Халебе, где умер в 1215 г. Оставил «Путеводитель по святым местам», где перечислены все места паломничества, посещавшиеся в его время, а также «наставление государю», предназначавшееся одному из аййубидских суверенов.
Харадж
Название поземельного налога, которым фактически облагались начиная с определенной эпохи старые земли, не покинутые после завоевания их владельцами. Этот налог, определяемый в зависимости от площади и качества земли (орошаемой или богарной), выплачивался обычно в денежной форме. Однако в Ираке в эпоху Аббасидов земледельцам было дозволено вносить налог натурой; представители властей взимали в таком случае некую долю урожая, продажу которой брали затем на себя. Определение и теоретическое обоснование этого налога вырабатывалось постепенно, повидимому в течение эпохи Умаййадов. Он рассматривался как арендная плата за эксплуатацию земель, ставших собственностью Общины и приравненных к добыче.
Харам
Арабский термин, означающий «запретное» или «священное» и применявшийся к святилищам священных городов ислама, а также к сакральным территориям, их окружающим. Все окрестности Мекки являются, таким образом, священными в том смысле, что доступ туда запрещен немусульманам и там запрещено совершать некоторые действия, в частности носить оружие, охотиться или убивать животных, рвать траву и колючки. Территория Медины тоже священна, хотя аналогичные запреты там соблюдаются не столь строго, а как харам рассматривается мединская мечеть. Древняя эспланада Храма в Иерусалиме именовалась ал-Харам ал-Шариф, «высочайший харам», но это выражение, по-видимому, восходит не к самой древней эпохе. Святилище, где поклоняются могиле Авраама в Хеброне, было, несомненно, позже квалифицировано как харам. Термин применяется также к молитвенному залу мечетей в противоположность двору. Иногда выступает синонимом гарема.
Хариджиты
Бывшие сторонники Али, которые оставили его после битвы при Сиффине и приняли ригористическую и эгалитаристскую доктрину.
Харрая
Город в Верхней Месопотамии, населенный псевдосабиями, поклонявшимися астральным божествам. В VI в. часть населения приняла монофизитское христианство, но большинство осталось язычниками. Завоеванный в 640 г. город стал резиденцией умаййада Марвана II. Сумев сохранить свою религию, сабии Харрана развивали науки и философию и содействовали интеллектуальному подъему исламских стран. Наиболее известные из их ученых — геометр Табит ибн Курра и астроном ал-Баттани. В XII–XIII вв. при Нур ал-Дине и его преемниках Харран был цветущим городом с прекрасными зданиями, но с приходом монголов они были отчасти разрушены и не восстановлены.
Ал-Хасан
Сын Али; отказался от претензий на халифат в правление Муавийи и умер в 670 г.
Ал-Хасан ал-Басри
Или «из Басры». Аскет, богослов и мухаддис, сын иракского вольноотпущенника, умер в Басре в 728 г. Прославленный своей набожностью и ученостью, он составил несколько трудов, которые не сохранились, имел множество учеников и произносил проповеди, частично собранные в антологиях, которые не только являются образцом стиля, но и выражением великой религиозной праведности. Повлиял на первых адептов суфизма, а также, по-видимому, и на мутазилитов.
Ал-Хатиб ал-Багдади
Мухаддис, автор монументального биографического словаря, посвященного мухаддисам и знаменитым людям, которые жили или бывали в Багдаде, и озаглавленного «История Багдада». Умер в 1071 г.
Хаттин
Палестинская деревня к западу от Тивериады, где 5 июля 1187 г. произошла знаменитая битва, в ходе которой войска Саладина обратили в бегство измученных жарой и жаждой крестоносцев.
Хашимиты
Потомки Хашима, прадеда Мухаммада. Со временем хашимитами стали именовать и потомков Абу Талиба и Али, именуемых Алидаи, и потомков ал-Аббаса, именуемых Аббасидами. Но Аббасиды, считавшие себя единственными представителями семейства Пророка, стремились монополизировать это имя, которое, впрочем, во время «аббасидской революции» напоминало о подпольном шиитском движении хашимитов, которым они наследовали.
Хеброн
Палестинский город, имевший святилище, восходящее к иродианской эпохе, построенное над так называемым гротом Макпела. Здесь, согласно древнему преданию, был погребен Авраам, а также другие патриархи. Это место иудейского культа было унаследовано мусульманами.
Хиджаз
Аравийский регион, название которого означает «барьер», расположенный между побережьем Красного моря и пустынным плато Неджда. В горной части находятся город Мекка, зародившийся вокруг древних священных мест, и оазисы Медины и Таифа.
Хиджра
Переселение Мухаммада и первых мусульман, искавших убежище в Йасрибе. Дату хиджры не просто установить. Прибытие мусульман в Йасриб обычно фиксируется 8-го раби первого года, или 20 сентября 622 г. Датой, которая отмечает начало эры хиджры, является фактически 16 июля 622 г. — первый день первого месяца того же года.
Хира
Город в Месопотамии, первоначально полупостоянный лагерь арабских племен, ставший в конце III в. резиденцией лахмидов, затем престолом несторианского епископа и важным интеллектуальным центром. В его среде, повидимому, возникла арабская письменность, если верить сообщениям некоторых арабских авторов. Город был оставлен с VIII в.
Хирбат-ал-Мафджар
Умаййадская резиденция с замком, расположенная в благодатной и теплой долине Иордана в нескольких километрах от Иерихона и примерно в трехстах метрах над уровнем моря. Раскопки, проведенные в этом месте с 1934 по 1948 г., обнаружили богатый архитектурный ансамбль. Постройки были украшены резным по камню или штукатурке декором, а также мозаикой исключительного качества. Кроме того, в его окрестностях были найдены элементы сельскохозяйственных сооружений. Различные признаки позволяют датировать его возникновение правлением халифа Хишама, не давая при этом никаких оснований считать усадьбу владением самого халифа.
Хирбат-ал-Минийа
Умаййадская резиденция с замком, расположенная на благодатной палестинской равнине к северо-западу от Тивериадского озера близ одноименного города. Ансамбль еще не достаточно изучен, хотя раскопки, прерванные войной в 1939 г., коснулись главного здания, а недавно были возобновлены. Надпись связывает эту усадьбу с именем халифа ал-Валида I (705 —715), но ряд работ датируют ее правлением Хишама.
Хисба
См. Мухтасиб.
Хишам
Умаййадский халиф, сын Абд алМалика, правил в 724–743 гг. Сумел умиротворить Ирак, но не избежал волнений в иранских и берберских провинциях. С помощью сводного брата Масламы продолжал борьбу против византийцев без сколько-нибудь долговременных результатов, занимался улучшением земель в Ираке и Сирии, где сам имел значительные земельные владения, и велел возвести замки, известные до сих пор своими руинами, такие как Восточный и Западный Каср-алХайры.
Ал-Хорезми
Математик и астроном родом из Хорезма (780–850), который был одним из ученых, призванных в Багдад халифом ал-Мамуном. Автор переведенных на латинский язык «Астрономических таблиц», известен прежде всего как теоретик алгебры.
Христиане
Были немногочисленными в Аравии в момент возникновения ислама, но имели относительно значительные общины в ряде городов Южной Аравии, таких как Наджран. Коран сохранил память о преследованиях, жертвами которых они были со стороны абиссинских захватчиков (85:4 и далее — намек на «пострадавших от рва»). Город Наджран был подчинен в эпоху Мухаммада, который в 632 г. заключил с христианами договор, гарантировавший им сохранение имущества и свободу отправления культа в обмен на выплату дани. Этот договор, наряду с ему подобными, лег в основу статуса данников, впоследствии разработанного законниками. Согласно традиции, воспроизведенной шиитскими жизнеописаниями Пророка, этому соглашению предшествовало предложение ордалии: Мухаммад готов был подчиниться Божьему суду и принять то, что касается воплощения Иисуса, но христиане уклонились. Сам же Мухаммад якобы указал в качестве заложников «своих», то есть Али, Фатиму и двух их сыновей, которых прикрыл своим плащом, отсюда важность этого эпизода для шиитов. В Византийской и Сасанидской империях христиане бьти крайне разобщены в момент возникновения ислама. Имперским христианам, или «мелкитам», противостояли монофизиты и несториане, учения которых были осуждены соборами V в. Эти ереси были распространены либо в соперничающей империи Сасанидов, либо в таких провинциях, как Египет и Сирия, где оппозиция официальной догме усиливалась недовольством местного населения. Так, христиане Ирана были несторианами, тогда как армяне отказывались подчиниться решениям Халкеидонского собора, а сирийцы и египтяне присоединились к монофизитам. Христиане, жившие на исламских территориях, группировались в общины, которых объединяли язык, литература и учение и во главе которых стоял либо патриарх, либо католикос. Эти вожди, избираемые епископами, признавались и содержались халифом или его представителем. Они были не только религиозными лидерами, но и судьями, исполняющими в своих общинах в целом те же функции, что и халифы, обладавшими также в определенных случаях финансовой ответственностью. Именно с их помощью халиф добивался соблюдения статуса, свойственного данникам.
Хроники
Весьма многочисленные в арабской литературе; обычно они перечисляли события, имевшие место в том или ином году, иногда сводя воедино различные и даже противоречивые версии событий, хотя автор не участвовал в них. Часто они облекались в форму всемирных историй, начиная от сотворения мира. Другие же ограничивались обращением к значительным эпизодам; чаще всего это шиитские хроники, напоминающие о несчастиях, которые претерпели члены семейства Пророка.
Худайбийа
Долина вблизи Мекки, где Мухаммад заключил в 638 г. с мекканцами соглашение, ставшее для него неоспоримым дипломатическим успехом.
Ал-Худжвири
Иранский мистик родом из Газны, путешествовал по всему мусульманскому миру, чтобы встречаться с главными суфиями своего времени. Умер в Лахоре в 1072 г. Оставил сочинение «Кашф алМахджуб», трактующее жизнь и учения различных суфийских шайхов.
Хунайн
Долина близ Мекки, расположена на дороге в Таиф, где произошло сражение, данное бедуинской коалицией мусульманам сразу после капитуляции Мекки.
Хунайн ибн Исхак
Христианский ученый, изучал медицину в Багдаде, собирал греческие научные манускрипты в Малой Азии, затем занял ведущее место в созданном ал-Мамуном Доме мудрости, а также был официальным придворным врачом ал-Мутаваккила. С помощью учеников, в том числе сына Исхака и племянника Хубайша, осуществил ряд переводов, некоторые сохранились, в частности перевод «Республики» Платона и трудов Диоскорида, Гиппократа и Галена.
Ал-Хусайн
Второй сын Алии Фатимы, родился в Медине около 627 г. После смерти своего брата ал-Хасана и прихода к власти умаййадского халифа Йазида I откликнулся на призыв сторонников шиизма в Ираке, но был покинут ими и остановлен вместе с небольшим отрядом войсками умаййадского наместника. Был убит в Карбале в короткой схватке 10-го мухаррама 61 г., или 10 октября 680 г. Халиф Йазид сожалел об этой смерти, приказа на которую он не давал и которая опозорила его в глазах шиитов. Последние с тех пор отмечают смерть ал-Хусайна траурными церемониями в день 10-го мухаррама.
Ч
Чтения Корана
Способы прочтения и истолкования текста Корана. Систем чтения, утвержденных в X в. в Багдаде и после этого в суннитском мире, в принципе насчитывается семь: чтение Нафи (иранский вольноотпущенник, умер в Медине в 785 г.), чтение Ибн Катхира (умер в Мекке в 737 г., иранского происхождения), Абу Амира (араб, умер в Куфе ок. 770 г.), Ибн Амира (араб, умер в Дамаске в 762 г.), Азима (вольноотпущенник, умер в Куфе в 744 г.), Хамзы (вольноотпущенник, умер в Ираке в 772 г.) и ал-Кисаи (вольноотпущенник иранского происхождения, умер близ Рея в 804 г.). Но семь других тоже вполне допустимы.
Ш
Шайх
«Старец», формула почтительной вежливости, применявшаяся первоначально к вождю племени, или сайиду, затем ко всякому достигшему определенного возраста, но прежде всего к тем, кто отличился в защите ислама, например к первым двум халифам или к двум главным авторам сборников хадисов. Позднее использовалась применительно к основателям братств. Более частный термин «шайх ал-ислам» был почетным прозвищем, применявшимся начиная с X в. к разным ученым или мистикам, затем, в османскую эпоху, — официальный титул стамбульского муфти, который стал главой иерархии служителей религии и вторым сановником империи.
Ал-Шафии
Правовед, основатель шафиитской школы, умер в 802 г. в Фустате. Родился в Палестине в курайшитской семье, провел часть молодости в Мекке и Медине, был учеником Малика. Разработав собственную систему, которую стремился распространить в ущерб системам Малика и Абу Ханифы, он поселился в Фустате, где начал проповедовать в мечети Амр. Его двумя наиболее значительными работами являются «Послание» («Рисала») и трактат «Китаб ал-умм».
Шафиизм
Правовая школа, основанная в начале IX в. ал-Шафии, которая возродила почтение к изучению Предания и зафиксировала основы права: Коран, сунна, суждение по аналогии и консенсус. Из ее рядов чаще всего выходили ашариты.
Шииты
Сторонники Али и его потомков, которые отказались признать легитимность умаййадских и аббасидских халифов и требовали власти в пользу алидских им