Ал-Махди
Имя основателя династии Фатимидов Убайд Аллаха, принадлежность которого к семейству Алидов недостоверна. Это имя носил также третий аббасидский халиф, в течение нескольких лет пытавшийся примириться с алидскими претендентами.
Машхад
Место погребения мученика, памятный монумент или надгробная молельня, название которой, практически непереводимое, сопровождается в зависимости от места и времени различными коннотациями. Ни один из устойчивых архитектурных типов нельзя соотнести с машхадом, который похож одновременно на молельню и на мавзолей, может укрывать гробницу мученика или имама или просто обозначать место, где являлся Пророк. Зачастую был объектом паломничества, иногда связан с шиитскими поклонениями, мог воплотиться в величественные здания. См. Мешхед.
Медицина
Отрасль, в которой мусульманские ученые сделали ряд важных клинических наблюдений, даже не имея достаточных анатомических знаний. Медицина по-прежнему основывалась на античной концепции «жидкостей» и представляла собой, главным образом, эмпирическую науку, целью которой было воздействие на темперамент. «Надобно, чтобы врач в своем лечении приспосабливался к действию природы», — говорил врач Ибн Масавайх, который жил в Багдаде в IX в. Среди крупных врачей можно отметить иранских христиан Бану Бахтишу, лекарей аббасидских халифов VIII в. Али Раббана ал-Табари (IX в.), ал-Рази (IX в.) и Ибн Сину (X–XI вв.). а также ал-Бируни, автора «Трактата о лекарствах».
Менялы
Играли важную роль в исламском обществе в связи с биметаллизмом монеты и с практикой взвешивания, а не пересчитывания денег.
Мериниды
Династия, правившая в Магрибе в 1196–1465 гг. Сменив Алмохадов при поддержке берберов зената в западной части их эмирата, она сделала столицей Фес. Пыталась безуспешно поддержать гранадских Насридов, не сумела отбить атаки испанцев и португальцев в начале XV в. и была уничтожена новой династией.
Мечеть
Термин соответствует арабскому «масджид», означающему всякое место, предназначенное для совершения ритуальной молитвы. По сути дела, предпочтительнее перевести его арабским термином «джами», который означает «большая, или кафедральная, мечеть», и подразумевать под ним фундаментальное культовое здание, служащее для сбора общины на торжественную пятничную молитву и для произносимой имамом проповеди более или менее религиозного характера в зависимости от эпохи. В этом случае ее можно отличить от простой молельни, не являющейся местом официального сбора. Такое различение позволяет учитывать разницу в архитектурной эволюции двух типов зданий, первый из которых был отмечен придворным церемониалом и всегда понимался как широкое, предназначенное для размещения толпы пространство, тогда как второй мог быть дополнением к самым разным зданиям и служил просто местом моления. Понятие молельни в дальнейшем тяготело к смешению с понятием мечети, по мере того как начиная с XII в. разрешалось более широко проводить пятничную торжественную молитву в разных местах и растущий авторитет вторичных религиозных зданий привел к сооружению в них настоящих «мечетей». Такая контаминация объясняет последующие вариации архитектурных типов мечетей: мечеть-мадраса и надгробная мечеть, которые не имеют прямого отношения к данному вопросу.
Мешхед
Город в Восточном Иране, наследник древнего Туса, завоеванного около 650 г. мусульманскими войсками. По соседству с Тусом позднее были погребены и аббасидский халиф Харун ал-Рашид, умерший во время военного похода в этот регион, и алидский имам Али ал-Рида, отравленный там. Современный город получил свое имя, впервые зафиксированное в текстах X в., от мавзолея, или машхада, в память имама ал-Риды и стал центром значительной агломерации благодаря паломничеству шиитов к этому месту.
Минарет
Башня, с которой провозглашался призыв к молитве. Этот древний обычай не был еще известен во времена Мухаммада. Большое разнообразие форм минаретов: круглых, квадратных или призматических, связанных с мечетью или с отдельными деталями ее структуры в зависимости от региона, эпохи и материала, — до сих пор недостаточно изучено, так же как до сих пор не решена проблема происхождения этого архитектурного элемента, который, несомненно, использовался в разных целях, в том числе в качестве сигнальной башни.
Минбар
Основной элемент обстановки мечети, монументальная трибуна, где помещается предстоятель для произнесения проповеди во время торжественной пятничной молитвы. Использование минбара, аналога трона для главы Общины, восходит к самому Мухаммаду. Он связан с первоначальной ролью мечети в государственной жизни мусульман, и доказательство тому можно обнаружить в эпоху Аббасидов, когда суверен принимал клятву верности, восходя на минбар. Эволюция происходила по мере того, как политическая риторика первых времен уступала место проповеди религиозной ориентации. Минбар Пророка был из дерева, и, как правило, из этого же материала делали передвижные трибуны, которые порой демонстрируют высочайшую декоративную утонченность в сочетании с небольшими панно и инкрустациями. Известны также каменные минбары, изготовлявшиеся с эпохи Умаййадов вплоть до османской эпохи.
Михна
Так в суннитской среде называли испытание, которому подвергались религиозные деятели в конце правления халифа ал-Мамуна и в течение двух последующих правлений, когда мутазилитское учение было возведено в ранг официального.
Михраб
Ниша в стене мечети, обращенной в сторону Мекки (кибла), которая первоначально интерпретировалась как «уменьшенная копия дворцовой апсиды» (Ж. Соваже). Ее появление в эпоху Умаййадов, в сущности, объясняется той ролью, которую тогда играла мечеть как место собрания Общины под председательством своего главы, и обычаями придворного церемониала. Специфическая религиозная ценность михраба впоследствии только возрастала по мере стараний сделать это место наиболее богато украшенным во всем здании. Михрабы, всегда разных размеров и форм, иногда подлинные художественные шедевры, исполнялись как в камне, кирпиче, фаянсе, так и в дереве.
Моголы
Династия, основатель которой — Бабур — претендовал на происхождение одновременно от Тимура и Чингиз-хана, правила в Индии с 1526 по 1858 г. Особенно знаменита пятидесятилетним правлением (1556–1605) Акбара — великого государственного деятеля и оригинального мыслителя, разделявшего идеи синкретизма.
Мозаики
Применялись для внешнего и внутреннего украшения зданий в двух различных формах: мозаика, выполненная в эллинистической или византийской традиции, и фаянсовая, составленная из кусочков керамики мозаика, инкрустированная в гипсовой основе. Первый тип особенно развился в умаййадскую эпоху и в Сирии, например, сохранился до эпохи мамлюков. Второй тип прославит здания монгольской и тимуридской эпох в Иране и Центральной Азии. Особое место следует отвести мозаикам из кирпича на гипсовой основе, которые появились в Иране на зданиях сельджукидской или чуть более поздней эпохи.
Моисей
По-арабски Муса. Библейский пророк, упоминаемый в Коране, воспроизводящем некоторые библейские рассказы, с определенными модификациями и добавлениями, по-видимому агадического происхождения. Моисей, отвергнутый собственным народом, представлен как предтеча Мухаммада. Коран касается различных эпизодов жизни Моисея и приписывает ему многие чудеса. Профетические истории добавляют к жизни Моисея разные черты агадического или фольклорного происхождения.
Молельня
Предназначенное для ритуальной молитвы культовое место, которое не могло служить местом пятничного сбора общины для официальной проповеди. Известны многочисленные примеры городских молелен начиная с XII в., некоторые постепенно становились подобием настоящих мечетей. Но наиболее интересными с архитектурной точки зрения образцами, несомненно, были дворцовые молельни, сохранившиеся, например, в Лашкари-Базаре или Сарагосе. Следует отметить также типы молелен, представленные в некоторых сельджукидских караван-сараях.
Молитва просительная
По-арабски «дуа», «молитвенное обращение» в пользу кого-либо. Индивидуальная просительная молитва входит в состав молитвы ритуальной, но может также читаться во всех случаях. Проблема ее действенности перед лицом божественного всемогущества решалась богословскими школами поразному: ее полезность отрицали мутазилиты, но утверждали ашариты, а также философы, включавшие ее в свои космические системы.
Молитва ритуальная
По-арабски «салат» — слово арамейского происхождения. Совершается по кораническим предписаниям в определенные часы, которые, согласно Преданию, были уточнены Мухаммадом после ночного путешествия: перед восходом солнца, после зенита, посредине послеполуденного времени, сразу после захода солнца и ночью. Молитва включает следующие ритуалы: выразив намерение, правоверный произносит слова «Аллах велик», вводящие его в состояние сакрализации и сакрализующие пространство перед ним, которое никто не должен пересекать, — все это подняв ладони на высоту плеч; затем он совершает то, что называется «ракат», то есть читает, опустив руки, начальную суру и несколько стихов Корана, совершает поклон, держась рукой за колено, выпрямляется, простирается, касаясь лбом земли (суджуд), выпрямляется и совершает второй земной поклон. Число ракатов варьируется от двух до четырех — в зависимости от времени дня. В завер. шение он читает, сидя на пятках, символ веры, затем произносит приветственную формулу в адрес Пророка, которая выводит молившегося из состояния сакрализации. Телодвижения могут незначительно отличаться в разных богословско-правовых школах, которые выделяют среди этих жестов обязательные, обычные или только рекомендованные.
Монастыри мусульманские
Обители, в которых проживали и собирались начиная приблизительно с XI в. члены суфийских братств. По-арабски они назывались по-разному, но не отличались большой оригинальностью в своей архитектуре, связанной с типом Мадраса и из-за частых совмещений с мавзолеем породившей архитектурные комплексы, которые будут преобладать в исламском искусстве начиная с постсельджукидской эпохи. О военной обители см. Рибат.
Монастыри христианские
По-арабски «дайр» (слово древнесирийского происхождения). В Средние века христианские монастыри были весьма многочисленными, особенно в Ираке, Верхней Месопотамии, Сирии и Египте. Представляли собой либо отдельное здание, либо комплекс построек. Монастыри являлись центрами религиозной, интеллектуальной и художественной жизни, содействовали распространению греческих наук и восточных декоративных приемов. Они оказывали непосредственное влияние на социальную жизнь; в сущности, эти монастыри и примыкавшие к ним христианские населенные пункты, поставляли халифской администрации ценных секретарей, иногда принимавших ислам: с другой стороны, монастыри в известных случаях становились местами развлечения, которые охотно посещали мусульмане, чтобы свободно выпить вина. Отсюда частые аллюзии на монастыри и их обитателей, которых вакхические поэмы порой обвиняли в сомнительных нравах. Многие мусульманские авторы посвящали свои произведения христианским монастырям и связанным с ними анекдотам. Монастыри регламентировались согласно закону о данниках: старые могли сохраняться, но было запрещено строить новые. Фактическое положение монастырей менялось в зависимости от эпохи; бывали периоды более трудные, когда власти мешали ремонтировать пришедшие в негодность здания, тогда как в иные моменты они терпимо относились к строительству новых монастырей. Что касается монахов, то они были освобождены от подушного налога, но это не всегда соблюдалось. По-видимому, начиная с XI в. христианские монастыри пережили трудности, связанные с беспорядками и вторжениями. Их количество, бесспорно, сократилось, и монастырская жизнь смогла сохраниться только в Верхней Месопотамии, в Ливане и на Синае.
Монголы
Или ильханы. Династия, правившая в Иране в 1256–1353 гг. «Ильхан» был титулом Хулагу, потомка Чингиз-хана и брата великого Менгу-хана, которому было поручено завоевание и овладение Западной Азией. Хулагу и его потомки, изгнанные из Сирии мамлюками в 1260 г., правили Ираком, Ираном, восточной Анатолией и Кавказом. Оставаясь первоначально шаманистами, благосклонными к христианству и буддизму, ханы приняли ислам в конце XIII в., что способствовало большему согласию между иранскими подданными и тюрко-монгольскими завоевателями. Но уже в начале XIV в. ильханидская империя распалась.
Монета
Чеканка монеты была привилегией суверена. Первые монеты, отчеканенные мусульманскими суверенами, были имитацией византийских (с греческой легендой на востоке, с латинской легендой — на западе) или сасанидских (с добавлением нескольких слов на арабском языке). Эти типы модифицировались, пока около 696 г. халиф Абд ал-Малик не приказал чеканить по всей империи монеты без изображения лица и с легендой только на арабском языке. На одной стороне этих монет была выбита цитата из 122-й суры, на другой — формула символа веры: и та и другая утверждали единобожие, кроме того, на серебряных монетах стояли дата и указание места изготовления. Имя халифа появилось только в начале аббасидской эпохи. Часто оно сопровождалось именем наследника и именем наместника. Когда империя распалась, автономные династии сами стали чеканить монету, но продолжали указывать на аверсе имя халифа, тем самым признавая его власть. Первоначально однообразные монеты, таким образом, стали варьироваться по мере дробления империи.
Муавийа
Первый умаййадский халиф, сын Абу Суфийана, принадлежал к влиятельной мекканской аристократии и принял ислам только после капитуляции Мекки. Назначенный наместником Сирии после ее завоевания, в котором активно участвовал, Муавийа имел большое влияние во времена Усмана и проявил себя отличным администратором. Сделавшись халифом, правил в течение 20 лет, сумев уничтожить оппозицию сыновей Али. Восхваляемый обычно за самообладание, гибкость, политическую ловкость, красноречие и решительность, он тем не менее подвергался нападкам адептов шиизма и сторонников Аббасидов, которые упрекали его, в частности, в том, что он брал на службу людей безродных, лишил Сподвижников права решать судьбы Общины — добившись назначения своего сына наследником, — усыновил вольноотпущенника Зийада, наместника Ирака, и предал смерти шиитского мятежника Худжра.
Мурджиты
Сторонники богословского течения, отказывавшиеся осудить и исключить из Общины верующих, повинных в тяжком нарушении Закона.
Мурувва
Арабский термин, означающий «мужество, самообладание, достоинство» и являющийся одним их основополагающих понятий арабо-исламской этики.
Муса ибн Нусайр
Арабский полководец, завоевавший Испанию. В качестве наместника Ифрикии в 700 г. начал покорение Магриба, подчинив берберские племена вплоть до Атлантического океана, повернул на Египет, поручив руководство войсками своему заместителю Тарику, вольноотпущеннику берберского происхождения. Тарик по собственной инициативе начал вторжение в Испанию, и Муса поспешил на помощь, чтобы подчиненному не достались плоды завоевания. В течение года они объединенными усилиями достигли Пиренеев. Муса вернулся в Дамаск в 715 г. с богатой добычей, но быстро впал в немилость по обвинению в хищениях и умер в бедности в ссылке.
Мусалла
Термин, означающий «место моления», точнее, молельню на открытом месте, площадку, в большинстве крупных городов оборудованную за их пределами и предназначенную для молитв во время двух праздников. Мусалла предполагает всего лишь михраб, перед которым правитель или его представитель встает для руководства молитвой.
Мутазилиты
Сторонники ригористского, с тенденцией к рационализму, течения в богословии.
Ал-Мутанаби
Прозвище поэта X в., известного главным образом своими панегириками. Родился в Куфе в 915 г., сын водоноса арабского происхождения, отправился учиться в Дамаск и использовал пребывание там для установления контактов с племенами пустыни и познания чистого арабского языка от его признанных хранителей. Увлеченный распространившимся тогда в Сирии крайним шиитским движением, он возглавил восстание, отсюда его прозвище: «тот, кто считает себя пророком». Но через некоторое время он сумел привлечь внимание эмира Халеба Сайф алДаулы, который взял его ко двору. Он провел девять лет в Халебе, сочиняя либо панегирики, воспевающие славу арабов, к которым принадлежали Хамданиды, либо поэмы в пессимистическом духе. В конце концов ему пришлось искать другого покровителя, которого он обрел в лице регента Кафура в Египте. Будучи, однако, не в силах долго выносить вульгарность этой персоны, он отбыл в Ирак, затем в Иран и на обратном пути был убит разбойникамибедуинами.
Муфти
Факих, дающий разъяснения по вопросам права, или фатвы. В классическую эпоху функция муфти не носила официального характера, а мнения правоведов не имели обязательной силы. Факихи, которыми окружали себя кади и которые иногда — как было в Багдаде — обладали оплачиваемой должностью, играли лишь консультативную роль. Тольков османскую эпоху был создан корпус ханафитских муфти с «великим муфти» во главе, решения которого по вопросам частного права и организации культа подлежали исполнению.
Мухаддис
Ученый, специализирующийся на изучении Предания. Пользовавшийся большим престижем, мухаддис принципиально отличался от факиха и богослова, равно как и от других религиозных лиц: чтецов Корана, проповедников и кади. Мухаддисы зачастую, но не обязательно принадлежали к традиционалистскому направлению. Кроме того, существовали шиитские мухаддисы, занятые, главным образом, собиранием высказываний имамов.
Мухаджиры
Скорее «экспатрианты», чем «эмигранты». Сподвижники Мухаммада, которые решили вместе с ним покинуть Мекку, чтобы найти более гостеприимное место.
Мухаррам
Название первого месяца мусульманского года. Смысл этого слова («запретный» или «священный») объясняется тем, что в доисламскую эпоху этот месяц совпадал с периодом священного перемирия. В исламскую эпоху 10-е мухаррама, называемое «ашура», стало праздничным днем, отмечаемым шиитами, поминающими в этот день годовщину смерти алХусайна в Карбале.
Мухтасиб
Должностное лицо, облаченное обязанностью соблюдения хисбы. Эта функция не всегда была независимой. Иногда она предоставлялась полицейскому ведомству. Иногда, напротив, ее брал на себя кади, что отменяло фигуру мухтасиба. Происхождение хисбы плохо известно. Впервые об этой функции упоминается только во времена халифата ал-Мансура. Что касается полномочий мухтасиба, они были определены факихом ал-Маварди, тогда как трактаты о хисбе XII–XIII вв. рассматривали в основном характер контроля, который мухтасиб должен был осуществлять над торговцами, ремесленниками и представителями различных профессий. Разногласия между правовыми системами зачастую ставили перед мухтасибом проблемы, отмеченные, в частности, ал-Газали.
Н
Наказания
Среди законных наказаний выделяют произвольные кары, оставленные на усмотрение главы общины и осуществляемые обычно его представителями: начальником полиции и мухтасибом. Наказания, налагавшиеся мухтасибом, должны были быть легче самых мягких законных кар, предусмотренных за серьезные преступления, и могли представлять собой позорные наказания, такие как обязанность носить дурацкий колпак. Наказания, налагавшиеся начальником полиции и направленные на поддержание порядка, не имели ограничений, но эти произвольные кары должны были, согласно юристам, варьироваться, в зависимости от социальной категории преступника: для духовных лиц или эмиров быть мягкими и, наоборот, суровыми для простонародья.
Напитки хмельные
Запрещены законом на основании коранического стиха (5:92). Однако ханафитская школа разрешает употребление финикового вина — набиза. В сущности, запрещение вина мало уважалось в аристократической среде, и те, кто в официальном или частном порядке старался заставить уважать исламский моральный порядок, периодически занимались разбиванием винных кувшинов.
Наследство
Порядок наследования в исламе отличался, во-первых, тем, что право делать завещание было ограничено, и, во-вторых, тем, что не могло быть единственного наследника, поскольку определенные доли изначально предназначались известным категориям наследников, тогда как другие категории, в частности рабы и данники, исключались из наследования. Порядок, установленный Кораном, преследовал цель исправления ранее принятой чисто агнатической системы, защищая права таких наследников, как дочери, жены, родственники по восходящей линии, чем объясняется решение о «долях». Поэтому к наследованию были призваны «исключенные» родственники, главным образом: дочь (которой отходила половина наследства, если она была единственной дочерью при отсутствии сыновей; если же имелся хотя бы один сын, ситуация была совершенно иной), дочь сына, отец или — при его отсутствии — дед по отцовской линии, мать или — при ее отсутствии — бабка, единоутробные сестра и брат, супруг или супруга. Если совокупность долей наследников превышала целое, то доли пропорционально уменьшались. Остаток наследства передавался ближайшему из родственников по мужской линии, так называемых асаба, (слово, примерно соответствующее значению термина «агнаты») — эти родственники включали мужских потомков и предков, потомков отца, затем деда, «патрона», если покойный был вольноотпущенником, но также и женщин, которые наследовали одновременно с мужским наследником той же степени: так, дочь, имеющая брата, получала не ту часть, которая полагалась ей, если бы она была одна, но половину того, что отходило брату как мужскому наследнику. В случае если не существовало родственников асаба, наследство (или то, что от него осталось) отходило родственникам по женской линии, так называемым хаву л-архам, по крайней мере согласно некоторым школам права: ханбалитской, маликитской, имамитской. Выморочные имущества отходили в государственную казну. Имамитское право выработало особую систему наследования, в которой потомками и предками первой степени не признавались дядья и тетки, что позволяло утверждать, что только Али и Фатима, в отличие от ал Аббаса, имели право на наследство Пророка.
Неподражаемость
Черта, свойственная стилю Корана, которая составляет единственное подлинное, единодушно признанное чудо Пророка.