Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Дворец и окружение правителя 13 страница




Керамика

Подъем керамического искусства с ранних времен в странах ислама привел к масштабному производству предметов высокого качества. В дальнейшем, начиная с XII в., особое пристрастие к полихромии обусловит использование фаянса во внутреннем и внешнем декоре зданий. Ярко окрашенные покрытия самого разного стиля в зависимости от региона распространятся вплоть до Испании и Марокко. Но своего апогея искусство керамики достигло, несомненно, в Иране, Центральной Азии и Османской империи.

Кибла

Направление на Мекку, точнее, на Каабу, указываемое в мечети нишей, или стеной киблы, к которой должны обращаться лицом ряды присутствующих. Это направление, естественно, меняется в зависимости от страны. Его определяли ученые для архитекторов, которые строили мечети и молельни.  Иногда случались ошибки в ориентации, что обязывало перестроить сооружение, как это произошло в Марракеше с мечетью Кутубийа. Выражение «люди киблы» означает мусульман.

Ал-Кивди

Философ, родившийся в Куфе  около 796 г. в знатной арабской семье, пользовался покровительством халифов ал-Мамуна и алМутасима, умер в Багдаде около 873 г. Содействовал переводу греческих трудов и считается древнейшим мусульманским философом.

Кипр

Захваченный будущим халифом Муавийей в 649 г. остров, был отбит византийцами в конце X в. Отвоеван мамлюками, после того как побывал латинским королевством в эпоху Крестовых походов.

Клиенты

По-арабски «мавали». Термин в первые времена мог применяться к арабам, связанным клиентелой с обеспечивавшими им покровительство племенами. Но прежде всего он означает неарабов (свободных или вольноотпущенников), которые, принимая ислам, прикреплялись к арабской группе. Такие клиенты играли все возрастающую роль в обществе начиная с VIII в. Большинство из них были иранского происхождения, но то же самое название применялось к вольноотпущенникам из тюрок,  которые были военачальниками халифской гвардии. На Востоке в IX в. иранские клиенты очень часто присоединялись к литературному и в то же время политикосоциальному движению, целью которого была борьба с преобладанием арабов и арабской культуры в исламском мире. Основываясь на кораническом стихе (49:3), они отстаивали права покоренных народов («шууб» — отсюда название этого движения «шуубийа»), для которых требовали равенства с арабскими племенами. Это движение заявило о себе в литературе волной иранских рассказов и трудов, но имело также религиозные последствия: его сторонники стремились, в сущности, свести культуру арабо-исламского мира к иранской культуре и этике, что предполагало уменьшение влияния ислама — религии, которая претендовала на регулирование всех актов жизни.

Клятва

Имеет в исламе законную силу. Нарушивший данную во имя Аллаха клятву, обязан искупить вину либо за счет обеспечения пропитанием бедных, либо за счет освобождения рабов, либо за счет поста. Отдельные виды клятвы были определены законом особо: клятва судебная, клятва относительно адюльтера или убийства, гарантия безопасности (аман),  клятва верности.

Колонны

Заимствованные из архитектурного наследия Античности и в первые века часто используемые повторно колонны играли важную структурную роль в исламских каменных конструкциях: портиках, базиликах, колонных залах, проспектах с колоннадами. Сначала они бесхитростно имитировали античные модели с капителями из акантовых листьев, пока не приобрели более простой декор. В кирпичных зданиях, где они уступали свою функцию опорам, колонны неизменно сохраняли важную декоративную роль, особенно в форме пилястр и выступающих из стен столбиков, иногда выполняемых из стукко.

Консенсус

По-арабски «иджма». Богословско-юридический термин, означающий единодушное согласие авторитетных лиц определенной эпохи или региона или даже согласие Общины в целом. Консенсус рассматривался всеми правовыми школами как один из источников права, и утверждение этого принципа обычно обосновывалось изречением Пророка: «Община моя никогда не сойдется на ошибке», но применение его стало объектом весьма различных интерпретаций. Для одних (ханбалиты, захириты) он ограничивался согласием Сподвижников, тогда как для других (в частности, шафиитов) он состоял в более или менее твердом согласии всей мусульманской общины. Некоторые обычаи, в частности культ святых, и некоторые верования, например все связанное с безгрешностью Пророка, считались оправданными безмолвным консенсусом, хотя в действительности у них были противники.

Константинополь

Столица Византийской империи, которую арабские географы с XII в. называли Истанбулом (от греческого «эис тен полин»), что будет воспринято Османами. Константинополь был объектом неоднократных походов арабов: в 655 г. — неиспользованная морская победа арабов; в 664 г. — сухопутный поход, достигший Пергама; в 668–669 гг. — серия морских походов, завершившаяся разрушением арабского флота; 716–717 гг. — поход Масламы по приказу халифа Сулаймана и осада города; 782 г. — прибытие Харун ал-Рашида под Константинополь и подписание мирного договора с императрицей Ириной. Сельджукиды  не угрожали столице византийцев, только в 1396 г. Османы вновь осадили ее и затем захватили в 1453 г. Предания, особо ценившиеся в османскую эпоху и активно использовавшиеся апокалипсическими произведениями, предвещали это падение, но трудно сказать, к какой эпохе они восходят.

Кордова

Испанский город в сердце Андалусии, столица эмирата, позднее халифата западных Умаййадов.  Древнеримский, потом вестготский город, епископский престол, Кордова была завоевана в 711 г., а с 719 г. стала столицей эмиров,  сменив прежнюю Севилью. Правление Умаййадов было для города эпохой процветания и блеска, свидетельством чего остается неоднократно расширявшаяся мечеть. Кордова быстро пришла в упадок в XI–XII вв. при стремительно сменявших друг друга Аббадидах, Алморавидах  и Алмохадах. Была отвоевана христианами  в 1236 г. Близ Кордовы в 978 г. хаджибом Ибн Аби Амиром ал-Мансуром была заложена резиденция Ал-Мадинат-ал-Захира, местоположение которой точно неизвестно. Она была разграблена и полностью разрушена в 1009 г. претендентом на халифат.

Костюм

Основными предметами одежды были рубаха, шаровары, сапоги или туфли, а также головные уборы различного типа. Костюм варьировался в зависимости от среды. Военные надевали короткое платье каба, которое стало официальным облачением для аудиенций. Секретари носили длинное, на застежках спереди, платье дурраа. Обычной одеждой было длинное платье джубба, но трудно понять, чем, в сущности, отличались все эти разновидности одного и того же предмета одежды, среди которых особое место занимает почетное платье, жалуемое сувереном. Что касается головного убора, то придворные носили высокий колпак калансува, на который мог наматываться тюрбан. В аббасидскую эпоху тюрбан, повидимому, не имел никакого определенного значения. Только к XIII в. религиозных деятелей стали называть «тюрбанами» — в противоположность людям сабли. Первоначально кади выделялись ношением треугольной головной накидки тайласан. В первые времена правители и члены аристократии, по-видимому, продолжали носить традиционный головной убор бедуинов, состоящий из куска ткани, удерживаемой на голове шнуром, который назывался «икал». Данникам полагалось носить отличающий их от мусульман костюм особого цвета, включающий пояс, или зуннар.

Ктесифон

Древняя столица Сасанидов, разрушенная арабским завоеванием. От древнего дворца сохранились только его южное крыло и большой айван, так называемый айван Хосрова.

Ал-Кулайни

Теолог шиитов -двунадесятников,  умер около 941 г., автор фундаментального трактата по имамитской теологии и праву «Ал-Кафи».

Кум

Иранский город в провинции Джибал, завоеван в 644 г., его население в IX в. дважды восставало против аббасидских халифов. Шиитский центр со множеством мавзолеев святых, самым значительным из которых является мавзолей некой Фатимы, дочери 8-го имама.

Купол над Камнем (Куббат-асСахра)

Здание, возведенное в 691 г. по приказу умаййадского халифа Абд ал-Малика на эспланаде древнего Иерусалимского храма. Иногда ошибочно именуется мечетью Умара. Уникальное для исламского мира сооружение представляет собой восьмиугольной формы реликварий, покрытый куполом и скрывающий внутри скалу, которую почитали евреи, а мусульмане считали местом вознесения Мухаммада (см. Ночное путешествие). Его архитектурная концепция вдохновлена христианскими сооружениями византийской эпохи, подобными ротонде Воскресения, а внутренний декор представлен мозаикой, которая относится к числу наиболее прекрасных памятников умаййадского искусства. Надписи, вдохновленные стихами Корана, подчеркивают превосходство ислама над христианством.

Курайш (Курайшиты)

Племя, входившее в группу северных арабов, или аднан, которая господствовала в Мекке в начале VII в. и включала несколько неравнозначных кланов. К этому племени принадлежали Мухаммад, первые четыре халифа, Умаййады, Аббасиды и Алиды. Теоретики государственного права большинства школ требовали от имама курайшитского происхождения.

Кусайр-Амра

Развалины небольшой умаййадской бани к юго-востоку от современного города Амман. Открывший ее в конце XIX в. Алоис Музиль заслуженно прославился находкой таких архитектурных достоинств (в том же регионе с ней может сравниться только баня Хамам-ал-Сарах) и, особенно, такого обильного внутреннего художественного декора. Недостаточно изученная до сего дня, она часто упоминалась для подтверждения ныне устаревшей теории об умаййадских «виллах» в пустыне.

Куфа

Иракский город, наследовавший военному лагерю, основанному около 640 г. на Евфрате. К арабскому населению, состоявшему из воинов ислама и их семей, первоначально распределенных по кварталам согласно племенной принадлежности, вскоре присоединились коренные жители, прибывшие, в частности, из старых городов Месопотамии, таких как Ктесифон. Куфа всегда справедливо считалась центром шиитской пропаганды: здесь жил и быт убит Али и именно отсюда аббасидские пропагандисты вели свою «революцию», пока, в конечном счете, не был провозглашен первый халиф династии ал-Саффах. С другой стороны город известен как центр грамматической школы. Его имя связывают также на основе легендарных преданий с орнаментальным куфическим письмом.  Куфа пришла в упадок вскоре после основания Багдада, в то время как сохранила свое значение соседняя агломерация Наджаф, где находился доныне почитаемый мавзолей Али. Практически от него сохранились лишь остатки соборной мечети и правительственного здания умаййадской эпохи.

Куфическое письмо

Неправильное, но общеупотребительное название угловатого арабского письма, развитие которого средневековые арабские авторы связывали с городом Куфа, но первые его образцы с правильными, хорошо выписанными буквами появились фактически в лапидарных текстах умаййадской Сирии (например, в честь Абд алМалика в 705 г.). Применяемое в то время как для деликатного исполнения копий Корана на газельей коже, так и для монументальных надписей, исполненных в грубом материале, простое куфическое письмо, отличающееся прежде всего твердостью «основных линий», эволюционировало ко все более богато украшенным формам сначала за счет утолщения линий, затем за счет средств декора, дополняющего буквы или видоизменяющего их очертания. Отсюда разнообразие типов: «разрисованное куфическое письмо», «свободная куфическая вязь», «куфическое плетение», «цветочное куфическое письмо», «геометрическое куфическое письмо» и «живое куфическое письмо», которые возникали в разных местах под многочисленными влияниями и комбинировались или разветвлялись в зависимости от школы — все это возможно датировать и локализовать. Куфическое письмо продолжало использоваться как элемент архитектурного или рукописного декора в эпоху, когда каллиграфия калама (2) уже предпочла округленные контуры, и, хотя его не столь многочисленные шедевры в этой области приходятся на X–XII вв., оно уступило место на тех же самых монументах новым вариантам округлого арабского письма.

Ал-Кушайри

Знаменитый мистик и богословашарит, умер в 1073 г., автор «Послания», в котором стремился примирить суфизм и правоверную теологию.

 

Л

 

Лас-Навас-де-Толоса

Испанский населенный пункт у подножия Сьерра-Морены, где в 1212 г. произошла битва, знаменовавшая конец владычества Алмохадов в южной Испании и новый этап Реконкисты.

Лахмиды

Южно-арабское племя, которое проникло в Сиро-Месопотамию за два века до хиджры и создало в районе Хиры союзное с Сасанидами царство. Лахмиды приняли христианство, и именно на их территории возникла арабская письменность.

Ливан

По-арабски Лубнан. Горная цепь вдоль побережья Средиземного моря, которая дала свое имя соответствующему региону. Для средневековых географов Ливан являлся частью Сирии в широком смысле. Его главным городом является Бейрут, первоначально порт и рибат. Горы Ливана в ходе истории служили убежищем для различных этнических и религиозных групп, мардаитских христиан, пришедших из Амануса в IX в., неясного происхождения маронитов, арабов племени танух, которые в X в. поселились на юге страны, друзов, низаритов. С другой стороны, их территория была захвачена крестоносцами, которые создали там королевства (в частности, Триполитанское королевство) и возвели укрепленные замки, частично сохранившиеся до сих пор.

Лицемеры

По-арабски «ал-Мунафикун». Прозвание, данное в Коране тем мединцам, на которых Пророк не мог рассчитывать. Означает скорее колеблющихся или скептиков. Шестьдесят третья сура Корана обязана им своим названием.

 

М

 

Ал-Маарри

Знаменитый слепой поэт арабского происхождения, родился в 979-м, умер в 1058 г. в Мааррат-ал-Нумане (Северная Сирия). Провел первую половину жизни в родном городе, не зная придворной среды; в 1010 г. отправился ненадолго в Багдад, где сблизился с шиитскими кругами. По возвращении в Мааррат-ал-Нуман вел в окружении верных учеников строгую жизнь и написал большую часть своих поэтических книг в философско-религиозном духе, которые, будучи весьма оригинальными по своей идее, отражали влияние, оказанное на него исмаилитским направлением. В этих полных горечи произведениях выразилось его глубокое сочувствие человеческим страданиям, мятежность и дерзость по отношению к общепринятым догмам, но и искренне религиозный ум — скорее деиста, чем совершенного мусульманина. Его главные произведения: сборник панегириков и элегий «Кремневая искра» и «Послание о прощении».

Ал-Маварди

Правовед и моралист буидской эпохи, поддерживавший в Багдаде тесные отношения с правительственными кругами, в частности со знаменитым халифским вазиром, умер в 1058 г. Оставил один из первых трактатов по государственному праву «Государственные статуты», где изложил программу возрождения власти халифа, полномочия которого в буидский период были урезаны. Кроме того, написал трактат о морали под названием «Правила мирской и религиозной жизни».

Мавзолей

Тип здания, неизвестный ранней мусульманской цивилизации, когда над могилами не делали больших сооружений. Первым сохранившимся примером является Куба-Сулайбийа в Самарре, относящаяся к эпохе, когда началось почитание могил шиитских имамов. Погребальные башни, которые возводились в Иране начиная с X в. и достигли своего расцвета при Сельждукидах, получили развитие в типе мавзолея правителя, во множестве представленного в этих регионах и в Анатолии до недавних времен. В других местах преобладали купольные сооружения, одинаково ценившиеся Сельджукидами (гробница Санджара в Мерве) и монголами (гробница Олджейру в Султанийе), которые особенно были распространены в Ираке, Сирии и Египте — в частности, гробницы Аййубидов и мамлюков.

Магия

Приемы магии и гадания доисламского происхождения, восходящие либо к древним народным обычаям, либо к античным верованиям, были весьма распространены в средневековом исламском мире и отчасти терпимы религиозными деятелями, которые различали магию запретную и магию разрешенную. Признавалось, по сути дела, что набожный человек мог определенным образом прибегнуть к услугам добрых джиннов, посланных Аллахом, и считалось нормальным, основываясь на Предании, защищаться от демонов заклинаниями, или талисманами, в которых перечисление имен Аллаха занимало обычно важное место наряду с другими таинственными формулами. Некоторые предметы, чаще всего древние священные камни, считались целебными талисманами. Гадание было тесно связано с астрологией, отсюда обычай гороскопов, но оно использовало также способ угадывания будущего с помощью открываемого наугад Корана и толкования стиха, которым начинается открытая страница. Страх перед плохими предзнаменованиями был распространен повсеместно, и он объясняет, в частности, использование в языке эвфемизмов.

Магриб

Или «запад». Регион, соответствующий населенной берберами Северной Африке, завоеванный мусульманами после 670 г. Там очень рано установились автономные, независимые династии (см. Рустамиды, Идрисиды, Аглабиды, Фатимиды, Зириды, Алморавиды, Алмохады, Мериниды, Хафсиды) и регион имел единое правление. См. Ифрикия.

Мадинат-ал-Захра

Резиденция, основанная в 936 г. в нескольких километрах от Кордовы умаййадским халифом Абд ал-Рахманом III, которую впоследствии затмила резиденция ал-Мансура Ибн Аби Амира, разграбленная восставшими берберскими паломниками в начале XI в. Недавние раскопки обнаружили интересный декор и позволили реконструировать планировку некоторых залов.

Мадраса

Официальное училище, специализированное на обучении религиозным наукам и, главным образом, праву, где обеспечивалась встреча одного или нескольких преподавателей с учащимися. Первые Мадраса, созданные сельджукидским вазиром Низам алМулком, назывались Низамийа — по имени своего основателя — и находились в Нишапуре, Багдаде  (1067), Балхе, Герате, Марве, Мосуле. Из Верхней Месопотамии Мадраса в начале XII в. распространились в Сирию, где их появилось больше, чем где-либо (Заджджаджийа в Халебе, 1123; Садирийа и Аминийа в Дамаске, 1121), затем в Египет и Аравию при Саладине (Насирийа в Каире, 1171; Мадраса в Мекке, 1179) и, по-видимому, в Магриб при Алмохадах.  Только в XIII в. они появляются в Анатолии (Конья, 1242; Сивас, 1271) и достоверно в Магрибе (Тунис, 1252; Фес, 1285). Эти Мадраса, функционировавшие под строгим контролем местного правителя, не заменяли обучения, даваемого в то же время в мечетях, с которыми они были иногда тесно связаны. Поэтому в Каире, Тунисе и, особенно, Фесе соборные мечети алАзхар, Зайтуна, Каравийин оставались знаменитыми интеллектуальными центрами. С архитектурной точки зрения Мадраса, ставшие в эпоху своего наибольшего распространения одним из самых репрезентативных памятников исламского искусства, должны были отвечать ряду непременных требований. Кроме того, их первые образцы были отмечены влиянием иранской среды Сельджукидов, конструктивные и декоративные особенности которой оказались перенесены в другие регионы империи в соответствии с этапами сложной эволюции, пока недостаточно изученной.

Ал-Макдиси

Уроженец Иерусалима, автор географического труда, написанного в конце X в. и представляющего самую достоверную картину материальной и религиозной жизни в различных провинциях исламского мира в эту эпоху. Его изложение можно сравнить с относящимся к тому же самому времени произведением Ибн Хавкала.

Максура

Место, отведенное суверену внутри молитвенного зала соборных мечетей, которое определялось и обустраивалось по-разному в зависимости от эпохи. Практика максуры восходила, согласно арабским авторам, к эпохе первых халифов и преследовала цель защитить суверена от возможных покушений; но она также была связана с развитием церемониала в эпоху Умаййадов и со стремлением халифов отделиться от простых верующих. В провинциях наместники подражали халифам, повелевая строить максуры в своих соборных мечетях. Эволюция этого обычая, не подтвержденного достаточным количеством бесспорных археологических свидетельств и иногда рассматриваемого как умаййадское новшество,  породила многочисленные вариации архитектурной структуры мечетей: от Т-образного плана мечетей Магриба, восходящего, по-видимому, к аббасидским и аглабидским обычаям, до монументальной конструкции сельджукидских максур в форме купольных залов. Между тем даже самым интересным гипотезам на этот счет пока недостает базовых исследований. Известны также начиная с X в. передвижные максуры из резного дерева, которые, возможно, использовались и раньше.

Малик

Факих, основатель маликитской школы, жил в Медине, где и умер в 795 г. в возрасте 85 лет. О жизни его мало что известно. Сообщают лишь, что он был замешан в алидском восстании Мухаммада ибн Абд Аллаха и имел отношения с первыми аббасидскими холифами. Его главный труд «Муватта» представляет собой старейший из сохранившихся правоведческий трактат, но текст его был записан учениками, и порой довольно противоречиво. Он представляет собой первую попытку систематизации исламского Права в том виде, как оно практиковалось в Хиджазе, и поэтому имеет большое значение.

Маликизм

Школа права, основанная в VIII в. Маликом, характеризуется ригоризмом, обусловленным традиционалистскими теологическими позициями. Сыграла важную роль в борьбе против шиизма в Ифри-кии в эпоху Зиридов, издавна была преобладающей в Магрибе.

Мамлюки

Династия, правившая в Египте и Сирии с 1250 по 1517 г., до оккупации арабских стран Османами.  Ее представляли наследовавшие друг другу эмиры рабского происхождения (отсюда «мамлук» — раб), не связанные никаким родством, принадлежавшие к военной аристократии и захватившие власть, сместив последнего суверена Аййубидов, гвардию которого они составляли. Первые мамлюкские правители были выходцами из славянских стран или монголами, начиная с 1382 г. появились эмиры черкесского происхождения. Оригинальность мамлюкского государства состояла в строгой военной иерархии, исключавшей свободных людей, в рамках которой создавались и разрушались карьеры, сопровождаясь борьбой и интригами, иногда кровавыми. С другой стороны, мамлюки проводили суннитскую политику и признавали халифами  потомков Аббасидов, укрывавшихся в Каире после монгольского нашествия.

Ал-Мамун

Седьмой аббасидский халиф (813–833), сын Харун ал-Рашида  и персидской наложницы. Став после смерти своего отца наместником восточных провинций, он добился халифата, пойдя войной против двоюродного брата алАмина из своей далекой столицы Мерв и осадив Багдад, что завершилось разрушением Круглого города. В дальнейшем прославился новой религиозной политикой, которая затронула иракские традиционалистские круги и открыла период мутазилитской «инквизиции».

Манихейство

Претендующая на универсальность религия спасения, которую проповедовал в иранских регионах в III в. н. э. Мани. Основанная на дуализме двух принципов добра и зла, она предлагала человеческой душе, заключенной в презренной телесной материи, выход посредством аскезы. Гонимая в Сасанидском государстве, она тем не менее имела множество последователей и, вобрав в себя некоторые философские элементы гноститизма, предстала в момент появления ислама как самая живая и влиятельная иранская религия. В начале аббасидской эпохи некоторые новообращенные в ислам обвинялись в симпатии к манихейству и даже в тайном содействии этой религии. Они стали называться «зиндик», от слова иранского происхождения. При алМахди они подвергались гонениям. Некоторые богословские движения, такие как мутазилизм, уделяли особое внимание борьбе с манихейскими влияниями.

Ал-Мансур

Второй аббасидский халиф (754–775) и истинный основатель династии после четырех лет правления его двоюродного брата ал-Саффаха. Знаменитый своей энергией и отсутствием щепетильности, он решительно избавлялся от всех, кто внушал ему подозрения, чья преданность казалась ему сомнительной, будь то родственники или клиенты. Основатель Багдада  и непримиримый враг Алидов,  всякое право на власть которых он отрицал, ал-Мансур заложил принципы центральной администрации империи и обеспечил уважение династического принципа.

Мариб

Древняя столица Сабейского царства в Южной Аравии, вблизи которой была возведена знаменитая Марибская плотина, служившая для орошения окружающих земель. Считается, что именно разрушение этой плотины в VI в. привело к миграции южно-аравийских племен на север, но возможно, как утверждают, что эти земли уже тогда находились в состоянии упадка, что и помешало реставрации сооружения.

Ал-Масуди

Разносторонний арабский автор, родился в багдадском семействе, возводившем родство к Сподвижнику Пророка Ибн Масуду. После путешествий по всей Азии, достигнув, возможно, Дальнего Востока, а также берегов Восточной Африки, он осел в Сирии, потом в Фустате, где написал энциклопедический труд, из которого до нас дошел лишь отрывок, озаглавленный «Золотые луга». В нем излагалась история от сотворения мира до халифата ал-Мути (946–974) и трактовались наряду с историей география, этнография и естественные науки. Стремясь сделать свою книгу приятной для чтения, он снабдил ее пикантными анекдотами. Незадолго до смерти (956) он написал трактат «Книга предостережения», содержавший точные детали по разным историческим и географическим вопросам.

Ал-Матуриди

Богослов, считающийся основателем матуридитской школы, умер в Самарканде в 944 г. Современник ал-Ашари. О его жизни и деятельности сегодня известно очень мало. Хотя матуридизм сыграл большую роль в относительно позднюю эпоху, ересиографы сообщают о нем не больше, чем о его основателе. По-видимому, ал-Матуриди рассматривался просто как ханафитский богослов, а его школу, как правило, путали с ханафизмом, один из аспектов которого она представляет. Прочно утвердившийся в Мавераннахре, матуридизм составил внутри калама (1) наиболее близкое к мутазилитизму направление.

Маулавийа

Мистическое братство так называемых «вертящихся дервишей», которое обязано своим именем титулу «маулана», «наш господин», данному его основателю Джалал ал-Дину ал-Руми (ум. 1273). Характерной чертой братства является исполнение под аккомпанемент круговых танцев, которым предавались его члены, чтобы достичь состояния экстаза в подкрепление рецитации з икра. Его центр находился в Конье (Анатолия). Его деятельность охватила весь этот регион, Стамбул и даже Сирию в османскую эпоху.

Маулид ал-Наби

Народный праздник, известный в Магрибе как мулуд, отмечаемый 12 числа месяца раби и связанный с возникшей, по-видимому, в конце VIII в. практикой поклонения родному дому Мухаммада в Мекке. Первые празднования маули-да фиксируются в фатимидском Египте около 1100 г.; затем сообщается о его торжественном праздновании в Ирбиде (Верхняя Месопотамия) в начале XIII в. Постепенно обычай распространился по всему мусульманскому миру — в значительной степени под влиянием суфизма — и был одобрен многими правоведами как «доброе новшество». Ханбалит Ибн Таймийа, однако, не признал его, и эта позиция была воспринята ваххабитами в XVIII в.

Махди

Буквально «ведомый [Аллахом]». В суннитской среде термин применялся, во-первых, к первым четырем халифам прошлого, которые шли «верным путем», во-вторых — к таинственной персоне, которой предстояло в конце времен восстановить веру в ее чистоте и утвердить справедливость. Последнее верование эсхатологического порядка, основанное на аллюзиях Предания, развилось в народной среде в относительно более позднюю эпоху под влиянием шиизма. Теория махдизма, объясняющая некоторые нововременные политические движения, была изложена Ибн Халдуном в его «Введении» («Мукаддима»). До него реформатор Ибн Тумарт, основатель династии Алмохадов,  называл себя махди. В шиитской среде махди — это имам, прихода или возвращения которого ожидают, в частности 12-й имам для двунадесятников. Основатель династии Фатимидов тоже называл себя махди. Мессианские ожидания, особенно живучие в шиитской среде, всегда латентно присутствовали в исламе и были обусловлены желанием возвращения к истокам.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 160 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2466 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.