Комментарий:
Среди многоглавых змеев, нагов, самым великим является Ананта, а среди обитателей вод – полубог Варуна. Оба они представляют Кришну. Кроме того, существует планета питов, предков, которой правит Арьяма – представитель Кришны. Есть много живых существ, карающих грешников, и главный среди них – Яма. Он живет на планете, находящейся недалеко от Земли. Неисправимых грешников после смерти приводят на эту планету, и Яма назначает им соответствующее наказание.
Бг 10.30
прахладаш часми даитйанам
калах калайатам ахам
мрганам ча мргендро ’хам
ваинатейаш ча пакшинам
прахладах – Прахлада; ча – также; асми – (Я) есть; даитйанам – из демонов; калах – время; калайатам – из разрушителей; ахам – Я; мрганам – среди зверей; ча – и; мрга‑индрах – лев; ахам – Я; ваинатейах – Гаруда; ча – также; пакшинам – из птиц.
Среди демонов Дайтьев Я праведный Прахлада, из разрушительных сил Я время, среди зверей Я лев, а среди птиц – Гаруда.
Комментарий:
Дити и Адити – сестры. Сыновей Адити называют Адитьями, а сыновей Дити – Дайтьями. Все Адитьи – преданные Господа, а Дайтьи – безбожники. Хотя Махараджа Прахлада появился на свет в семье Дайтьев, он с самого детства был великим преданным Господа. Поскольку он беззаветно служил Господу и был наделен божественными качествами, его считают представителем Кришны.
Есть много разрушительных сил, но время кладет конец всему в материальной вселенной, и потому оно представляет Кришну. Среди зверей самым сильным и свирепым является лев, а среди миллионов разновидностей птиц самый великий – Гаруда, на котором летает Господь Вишну.
Бг 10.31
паванах паватам асми
рамах шастра‑бхртам ахам
джхашанам макараш часми
сротасам асми джахнави
паванах – ветер; паватам – из очистительных сил; асми – (Я) есть; рамах – Рама; шастра‑бхртам – из носящих оружие; ахам – Я; джхашанам – среди рыб; макарах – акула; ча – также; асми – (Я) есть; сротасам – из текущих рек; асми – (Я) есть; джахнави – река Ганга.
Из очистительных сил Я ветер, из носящих оружие – Рама, среди рыб Я акула, а среди полноводных рек – Ганга.
Комментарий:
Среди рыб самой крупной и опасной для человека, безусловно, является акула. Поэтому она считается представителем Кришны.
Бг 10.32
сарганам адир анташ ча
мадхйам чаивахам арджуна
адхйатма‑видйа видйанам
вадах правадатам ахам
сарганам – творений; адих – начало; антах – конец; ча – и; мадхйам – середина; ча – также; эва – безусловно; ахам – Я; арджуна – о Арджуна; адхйатма‑видйа – духовное знание; видйанам – из всех видов знания; вадах – естественное заключение; правадатам – среди логиков; ахам – Я.
Я начало, конец и середина всего сотворенного, о Арджуна. Из всех видов знания Я божественное знание о душе, а для логиков Я довод, приводящий к истине.
Комментарий:
Первым этапом творения является сотворение совокупности материальных элементов. Как уже говорилось, материальный космос создают и поддерживают Маха‑Вишну, Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну, а затем его уничтожает Господь Шива. Брахма – это вторичный творец. Все, кто создает, поддерживает и уничтожает мироздание, являются воплощениями материальных гун Верховного Господа. Поэтому Его называют началом, серединой и концом творения.
Есть много разных книг, помогающих людям обрести знание: это четыре Веды, шесть дополнений к ним, «Веданта‑сутра», труды по логике, дхарма‑шастры и Пураны. Всего существует четырнадцать видов книг, дающих знание. Из них книга, в которой изложено духовное знание (адхйатма‑видйа), а именно «Веданта‑сутра», представляет Кришну.
Знатоки логики в спорах используют различные виды доводов. Доказательства своей правоты с помощью тех же аргументов, которыми пользуется противник, называют джалпой. Попытки любой ценой опровергнуть доводы противника называются витандой. Однако попытки установить в споре истину называют вадой. Такой спор, ведущий к истине, представляет Кришну.
Бг 10.33
акшаранам а‑каро ’сми
двандвах самасикасйа ча
ахам эвакшайах кало
дхатахам вишвато‑мукхах
акшаранам – из букв; а‑карах – первая буква; асми – (Я) есть; двандвах – двучленное слово; самасикасйа – из сложных слов; ча – и; ахам – Я; эва – безусловно; акшайах – вечное; калах – время; дхата – творец; ахам – Я; вишватах‑мукхах – Брахма.