Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


О Арджуна, Я Сверхдуша, пребывающая в сердце каждого живого существа. Я начало, середина и конец всего сущего.




 

Комментарий:

 

В этом стихе Арджуна назван Гудакешей, то есть «одолевшим невежество и сон». Те, кто спит, погрузившись во тьму невежества, не способны постичь разнообразные проявления Верховной Личности Бога в материальном и духовном мирах. Поэтому имя, которым Кришна называет Арджуну, исполнено глубокого смысла. Поскольку Арджуна одолел невежество, Верховный Господь согласился рассказать Ему о Своих разнообразных богатствах.

 

Прежде всего Кришна говорит Арджуне, что в Своем первом воплощении Он является душой материального мироздания. Перед тем как сотворить материальный мир, Верховный Господь принимает форму пуруша‑аватар, Своих полных экспансий, и тем самым дает начало всему сущему. Поэтому Он атма, душа махат‑таттвы, совокупности материальных элементов, из которых состоит вселенная. Совокупная материальная энергия не является причиной творения, ее причиной является Маха‑Вишну, который входит в махат‑таттву, совокупную материальную энергию. Он ее душа. Сначала Маха‑Вишну входит в проявленные вселенные, а затем проявляет Себя как Сверхдуша в каждом живом существе. Мы знаем, что материальное тело каждого существует только благодаря присутствию в нем духовной искры. Без нее тело не могло бы расти и развиваться. Подобно этому, материальный космос не мог бы развиваться, если бы в него не вошла Сверхдуша, Кришна. В «Субала‑упанишад» сказано: пракртй‑ади‑сарва‑бхутантар‑йами сарва‑шеши ча нарайанах – «В образе Сверхдуши Верховная Личность Бога пребывает во всех проявленных вселенных».

 

Три пуруша‑аватары описаны в «Шримад‑Бхагаватам», а также в «Нарада‑панчаратре». Вишнос ту трини рупани пурушакхйанй атхо видух: в материальном мире Верховная Личность Бога проявляет Себя в трех формах – Каранодакашайи Вишну, Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну. О Маха‑Вишну, или Каранодакашайи Вишну, рассказывается в «Брахма‑самхите» (5.47). Йах каранарнава‑джале бхаджати сма йога‑нидрам: Верховный Господь, Кришна, являющийся причиной всех причин, в образе Маха‑Вишну возлежит на водах космического океана. Поэтому Верховную Личность Бога называют началом этой вселенной, хранителем всего сущего и концом всех проявлений материальной энергии.

 

Бг 10.21

 

адитйанам ахам вишнур

джйотишам равир амшуман

маричир марутам асми

накшатранам ахам шаши

 

адитйанам – из Адитьев; ахам – Я; вишнух – Верховный Господь; джйотишам – из светил; равих – солнце; амшу‑ман – лучезарное; маричих – Маричи; марутам – Марутов; асми – (Я) есть; накшатранам – из звезд; ахам – Я; шаши – луна.

 

Из Адитьев Я Вишну, среди светил – лучезарное солнце, из Марутов Я Маричи, а среди звезд Я луна.

 

Комментарий:

 

Из двенадцати Адитьев главный – Кришна. Из всех небесных светил главное – солнце, которое в «Брахма‑самхите» названо сияющим оком Верховного Господа. В космическом пространстве дует пятьдесят ветров, и Маричи, божество, управляющее их движением, представляет Кришну.

 

Среди звезд самой яркой на ночном небе является луна, поэтому она также представляет Кришну. Из этого стиха явствует, что луна относится к числу звезд. Отсюда можно заключить, что звезды, мерцающие в небе, тоже отражают свет солнца. Веды отвергают представления о существовании во вселенной множества солнц. Солнце одно, а звезды, так же как и луна, светят отраженным светом. Поскольку в этом стихе «Бхагавад‑гиты» луна отнесена к категории звезд, мерцающие в небе звезды не являются солнцами, но подобны луне.

 

Бг 10.22

 

веданам сама‑ведо ’сми

деванам асми васавах

индрийанам манаш часми

бхутанам асми четана

 

веданам – из Вед; сама‑ведах – «Сама‑веда»; асми – (Я) есть; деванам – из полубогов; асми – (Я) есть; васавах – царь небес; индрийанам – из чувств; манах – ум; ча – также; асми – (Я) есть; бхутанам – из живых существ; асми – (Я) есть; четана – жизненная сила.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 232 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2315 - | 2171 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.