Комментарий:
Дерево баньян (ашваттха) – одно из самых высоких и красивых деревьев, и многие индийцы поклоняются ему во время ежедневного утреннего ритуала. Наряду с полубогами в Индии поклоняются Нараде, который считается величайшим преданным во вселенной. Поэтому он представляет Кришну среди преданных. На планете гандхарвов живут искусные певцы и музыканты, лучшим из которых является Читраратха. Среди совершенных живых существ Кришну представляет Капила, сын Девахути. Его считают воплощением Кришны, и Его учение изложено в «Шримад‑Бхагаватам». Позднее приобрел известность другой Капила, но он проповедовал атеистическое учение. Таким образом, это совсем разные личности.
Бг 10.27
уччаихшравасам ашванам
виддхи мам амртодбхавам
аираватам гаджендранам
наранам ча нарадхипам
уччаихшравасам – Уччайхшраву; ашванам – из скакунов; виддхи – знай; мам – Меня; амрта‑удбхавам – появившегося на свет во время пахтанья океана; аираватам – Айравату; гаджа‑индранам – из могучих слонов; наранам – из людей; ча – и; нара‑адхипам – царя.
Среди скакунов Я Уччайхшрава, появившийся на свет во время пахтанья океана. Среди могучих слонов Я Айравата, а среди людей – царь.
Комментарий:
Полубоги (слуги Господа) и демоны (асуры) взялись однажды пахтать молочный океан. В результате пахтанья появились нектар и яд. Яд выпил Господь Шива, а из нектара возникло много живых существ, среди которых был конь Уччайхшрава и слон Айравата. Так как они появились из нектара, это не обычные животные, и потому они представляют Кришну.
Среди людей представителем Кришны является царь, поскольку Кришна заботится обо всей вселенной, и цари, ставшие царями в силу своей праведности, также пекутся о благополучии своих подданных. Такие правители, как Махараджа Юдхиштхира, Махараджа Парикшит и Господь Рама, были в высшей степени благочестивыми царями, которые всегда заботились о своих подданных. Веды называют царя представителем Бога на земле. В наше время вместе с забвением принципов религии монархия пришла в упадок и в конце концов была упразднена. Однако очевидно, что в прошлом люди, находившиеся под опекой праведных царей, были счастливее.
Бг 10.28
айудханам ахам ваджрам
дхенунам асми камадхук
праджанаш часми кандарпах
сарпанам асми васуких
айудханам – из оружия; ахам – Я; ваджрам – молния; дхенунам – среди коров; асми – (Я) есть; кама‑дхук – корова сурабхи; праджанах – причина появления потомства; ча – также; асми – (Я) есть; кандарпах – бог любви; сарпанам – среди змеев; асми – (Я) есть; васуких – Васуки.
Из оружия Я молния, среди коров Я сурабхи. Из причин появления потомства Я Кандарпа, бог любви, а среди змеев Я Васуки.
Комментарий:
Молния, поистине сокрушительное оружие, является символом могущества Кришны. На Кришналоке, планете в духовном небе, есть коровы, которых можно доить в любое время суток и получать сколько угодно молока. Разумеется, в материальном мире таких коров нет, но на Кришналоке они есть. У Господа много таких коров, и их называют сурабхи. Говорится, что Господь пасет коров сурабхи. Кандарпа олицетворяет половое влечение, которое ведет к зачатию благочестивых сыновей, поэтому он является представителем Кришны. Половые отношения, в которые вступают только ради удовольствия, никак не связаны с Кришной. Однако половые отношения ради зачатия благочестивого потомства называются Кандарпой и представляют Кришну.
Бг 10.29
ананташ часми наганам
варуно йадасам ахам
питрнам арйама часми
йамах самйаматам ахам
анантах – Ананта; ча – также; асми – (Я) есть; наганам – из многоглавых змеев; варунах – полубог, повелевающий водной стихией; йадасам – из обитателей вод; ахам – Я; питрнам – из предков; арйама – Арьяма; ча – также; асми – (Я) есть; йамах – повелитель смерти; самйаматам – из вершащих правосудие; ахам – Я.