Впервые нормы о действии уголовного закона во времени были закреплены в ст. 14 Уголовного уложения 1903 г.: «Вновь изданный закон уголовный применяется судом, постановляющим приговор, и к тем, учиненным до дня вступления сего закона в силу, деяниям, которые были воспрещены под страхом наказания за них во время учинения оных. Наказание, определяемое по вновь изданному закону, смягчается…, если законом, действовавшим во время учинения преступного деяния, наказание за оное было установлено менее строгое, чем по закону новому». Статья 23 УК РСФСР 1922 г. устанавливала, что Кодекс применяется по отношению ко всем деяниям, не рассмотренным судом до введения его в действие. Статья 3 Постановления ВЦИК «О введении в действие Уголовного кодекса РСФСР редакции 1926 года» от 22 ноября 1926 г. предусматривала возможность придания обратной силы, причём не только закону, смягчающему наказание, но и закону, устраняющему преступность деяния. Аналогичные положения, посвященные обратной силе уголовного закона, были зафиксированы и в ст. 6 УК РСФСР 1960 г.
В настоящее время в соответствии с ч. 1 ст. 9 УК РФ 1996 г., преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Данное правило основано на ч. 2 ст. 54 Конституции РФ: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением». Положения о действии уголовного закона во времени нашли отражение и на международном уровне (см., например, ст. 7 Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., ч. 1 ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., ст. 11 и 24 Римского статута Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г.).
Темпоральные (т.е. временн ы е) границы действия уголовного закона определяются с момента вступления его в силу и вплоть до утраты им таковой.
Порядок вступления закона в силу регламентируется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (в ред. от 25 декабря 2012 г.)[66] и Указом Президента РФ от 5 апреля 1994 г. № 662 «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных законов» (в ред. от 17 ноября 2011 г.)[67].
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Последний является источником опубликования для законов только с 10 ноября 2011 г. До этого официальными источниками опубликования служили лишь печатные издания, из-за чего иногда возникали трудности при определении даты начала действия закона. Данный вопрос стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, согласно постановлению которого от 24 октября 1996 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах""»[68] датой официального опубликования закона должен признаваться день, когда адресаты закона реально могут получить информацию о его содержании, а не дата подписания издания в печать.
По общему правилу закон вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Так, Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 380-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 30 декабря 2013 г. и вступил в силу с 10 января 2014 г.
В последнее время участились случаи, когда самим законом или специальным актом палаты Федерального Собрания устанавливается иной порядок вступления закона в силу. В этой ситуации дата введения закона в действие указывается в тексте закона или в специальном постановлении Государственной Думы. Так произошло с УК, порядок вступления которого в силу регламентировался Федеральным законом от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 8 декабря 2003 г.)[69]. УК вступил в силу с 1 января 1997 г., за исключением положений, для которых законом были установлены иные сроки введения в действие. Кроме того, закон может приниматься на определенный срок или период действия чрезвычайного положения[70] или военного времени[71].
Утрата уголовным законом силы может произойти вследствие следующих обстоятельств: 1) при издании закона, прямо отменяющего действующий уголовный закон (так называемая прямая отмена); 2) при замене его другим уголовным законом; 3) при истечении срока, указанного в законе; 4) в связи с изменением условий и обстоятельств, вызвавших принятие данного закона (например, закон был принят на период действия чрезвычайного положения или военного времени).
Кроме того, закон может быть признан Конституционным Судом РФ неконституционным. В этом случае согласно ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда РФ неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. Так, именно на этом основании Верховным Судом РФ было пересмотрено и прекращено несколько уголовных дел[72].
В соответствии с ч. 2 ст. 9 УК временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. Такой законодательный подход является наиболее оптимальным, поскольку не все составы преступлений (например, формальные и усеченные) включают последствия в качестве своего конструктивного признака.
Определенной спецификой обладает время совершения длящихся и продолжаемых преступлений (см. § 1 главы 14 настоящего учебника). Преступление, совершенное в соучастии, признается оконченным с момента выполнения исполнителем объективной стороны, однако к каждому из соучастников должен быть применен закон, действовавший в момент выполнения каждым из них своих функций, иначе был бы нарушен принцип справедливости.
Статья 10 УК предусматривает возможность придания закону обратной силы [73], под которой понимается распространение его на общественно опасные деяния, совершенные до вступления такого закона в силу. Обратная сила придается уголовному закону в трех случаях, когда он: 1) устраняет преступность деяния; 2) смягчает наказание и 3) иным образом улучшает положения лица, совершившего преступление.
Устранение преступности деяния может происходить различными способами: 1) декриминализацией, т.е. исключением деяния из числа уголовно наказуемых; 2) включением каких-либо дополнительных признаков, только при наличии которых деяние будет признаваться преступным; 3) введением дополнительных условий уголовной ответственности. Кроме того, преступность деяния может устраняться при внесении изменений в Общую часть УК: 1) включении новых обстоятельств, исключающих преступность деяния; 2) расширении круга оснований освобождения от уголовной ответственности; 3) повышении возраста уголовной ответственности; 4) ограничении ответственности за неоконченное преступление и др.
Смягчение наказания также возможно различными путями, например, за счет: 1) сокращения максимального или минимального (или сразу обоих) срока или размера наказания; 2) исключения из альтернативной санкции наиболее строго наказания; 3) включения в санкцию более мягкого вида наказания; 4) замены в санкции вида наказания на более мягкий; 5) исключения из кумулятивной санкции дополнительного вида наказания; 6) исключения обязательного применения дополнительного наказания; 7) уменьшения размера удержания из заработка (при исправительных работах).
В теории уголовного права спорным является вопрос о том, к каким законам следует относить закон, одновременно и смягчающий, и усиливающий наказание (например, когда понижается минимальный размер основного или дополнительного вида наказания при одновременном повышении его максимального размера, либо когда повышается минимальный размер основного или дополнительного вида наказания при одновременном понижении его максимального размера, либо когда смягчается основное наказание, но вводится или ужесточается обязательное дополнительное наказание и др.). На практике придерживаются следующей точки зрения: если по новому закону может быть назначена более мягкая мера наказания, то он имеет обратную силу лишь в той части, которая улучшает положение виновного, а та часть закона, которая усиливает наказание, обратной силы не имеет.
Улучшающим иным образом положение лица, совершившего преступление, следует признавать закон: 1) изменяющий режим исполнения наказания; 2) сокращающий сроки фактического отбытия наказания, необходимые для условно-досрочного освобождения; 3) изменяющий условия освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием; 4) сокращающий испытательный срок при условном осуждении; 5) изменяющий условия замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания; 6) изменяющий условия предоставления отсрочки отбывания наказания; 7) сокращающий сроки давности привлечения к уголовной ответственности и исполнения приговора; 8) улучшающий условия погашения или снятия судимости.
Закон, которому придается обратная сила, распространяется как на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, так и на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость[74]. При этом, если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом (ч. 2 ст. 10 УК).
Тем самым предполагается, что законодатель, принимая закон, устраняющий или смягчающий уголовную ответственность и, следовательно, являющийся актом, который по-новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных преступлений и правовой статус лиц, их совершивших, не может не предусмотреть – исходя из конституционно обусловленной обязательности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния – механизм придания ему обратной силы. При этом правоприменительные органы, в том числе суды, управомоченные на принятие во исполнение этого закона юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от уголовной ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса данных лиц, не вправе уклоняться от его применения[75].
Согласно ч. 1 ст. 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это конституционное положение нашло развитие в ч. 1 ст. 10 УК: «Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет».
Закон признается устанавливающим преступность деяния, если им производится криминализация деяния, которое ранее таковым не являлось. Это может быть как появление абсолютно нового состава преступления, так и дополнение уже существующего какими-либо новыми признаками.
Закон усиливает наказание, если он: 1) увеличивает максимальные и/или минимальные границы срока или размера наказания; 2) включает в альтернативную санкцию более строгий вид наказания; 3) исключает из санкции наиболее мягкий вид наказания; 4) включает в санкцию дополнительный вид наказания; 5) предусматривает обязательное применение дополнительного наказания.
Иным образом ухудшает положение лица закон: 1) увеличивающий сроки наказания, по отбытии которых лицо праве претендовать на условно-досрочное освобождение; 2) увеличивающий испытательный срок при условном осуждении; 3) изменяющий в худшую сторону условия либо исключающий возможность предоставления отсрочки отбывания наказания; 4) увеличивающий сроки давности привлечения к уголовной ответственности и исполнения приговора; 5) увеличивающий срок погашения или снятия судимости.
В науке уголовного права неоднократно поднимался вопрос о так называемом промежуточном законе[76]. Суть проблемы в следующем. Промежуточным признается закон, действовавший после закона, существовавшего во время совершения лицом преступления, но утративший силу к моменту окончания производства по уголовному делу. Эти три закона (действовавший во время совершения преступления, промежуточный и следующий за ним) могут предусматривать различные наказания или иным образом улучшать/ухудшать положение лица, совершившего преступление. В данном случае руководствоваться необходимо следующим принципом: применению подлежит наиболее благоприятный для лица закон, в том числе и промежуточный, если он является таковым.