Эпоха Возрождения — своеобразный и достаточно длительный период перехода от средневековья к Новому времени, охватывающий два с половиной века (от раннего гуманизма XIV в. до натурфилософии XVI—начала XVII в.).
Социально-экономические изменения в Западной Европе того периода сопровождались существенными переменами в умонастроениях. Эти причины во многом обусловливались процессом секуляризации, протекающим во всех областях культурной и общественной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви формировалась в борьбе европейского общества против феодальных порядков и духовного диктата клерикалов. Возрождение классической древности, давшее наименование эпохе, определило решающую роль античного философского наследия в формировании воззрений большинства мыслителей. Философию Возрождения отличают ярко выраженные антропоцентризм и гуманизм. Человек выступает не только важнейшим объектом рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия.
Стержень ренессансного гуманизма составляли три основополагающих принципа: 1) учение о самодостаточной ценности человеческой жизни; 2) учение об абсолютной духовной свободе человека; 3) натурализм как универсальный принцип объяснения человека, природной и социальной действительности.
У истоков итальянского гуманизма находился Данте Алигъери (1265-1321), сумевший в книге "Божественная комедия" гениально выразить идеи о предназначении человека, самоценности его земной жизни, человеческом достоинстве. Развитие этих идей продолжили Ф. Петрарка (1304 - 1374), Л. Валла (1407-1457), М. Фичино (1433-1499), П. Помпонацци (1462-1525), П. Мирандола (1463-1494) и др.
Неоплатонический этап в итальянском Возрождени (середина XV в.) был вызван к жизни необходимостью выступить против "схоластизированного" Аристотеля, вернее его томистской интерпретации. Значительную роль в этом сыграли М. Фичино и П. Мирандола. Завершающий этап Возрождения — натурфилософский (вторая половина XVI начало XVII вв.). Его основоположник — немецкий кардинал Н. Кузанский (1401-1464), предложивший в своих трудах ряд важных диалектических идей, которые развил Дж. Бруно (1548-1600) — крупнейший натурфилософ Возрождения. В разносторонней диалектике Дж. Бруно особенно существенны мысли о всеобщей изменчивости, самодвижении природы, бесконечности, а также о совпадении npoтивоположностей.
"Поворот к человеку" в эпоху Ренессанса стал заметен и в области социально-политических теорий. Н. Макиавелли (1469-1527) был первым, кто предложил рассматривать государство не через призму теологии, а на основе разума и опыта.
Эпоху Возрождения по праву именуют "эпохой великих открытий". Кругосветные путешествия, открытие Нового света предшествовали многочисленным важным достижениям в самых различных областях естествознания. Однако важнейшее значение имело создание гелиоцентрической системы мира Н. Коперником (1473-1543). Книга Н. Коперника "О вращении небесных сфер", опубликованная в 1543 сыграла решающую роль в радикальном пересмотре философских представлений о мире.
Наследником и продолжателем идей Возрождения, которые содействовали развитию нового естествознания, явился Галилей (1564-1642). В противовес натурфилософским представлениям своих предшественников он сформулировал принципиальные положения нового естествознания, требующего сведения объективных свойств физических тел прежде всего к их пространственным признакам. Эти положения явились, по существу, декларацией механистического материализма.
Отрывки из философских текстов
Разум так же близок к истине, как многоугольник к кругу; ибо чем ближе число углов вписанного многоугольника, тем более он приближается к кругу, но никогда не станет равным кругу даже в том случае, когда углы будут умножены до бесконечности, если только он не станет тождественным кругу.
***
Нам надлежит быть учеными в некотором незнании, стоящем над нашим пониманием, чтобы, не рассчитывая уловить точно истину, как она есть, получить возможность видеть, что существует эта истина, постигнуть которую мы не в состоянии.
***
В движении нельзя дойти до простого максимума как неподвижного центра, ибо необходимо, чтобы минимум совпадал с максимумом и центр мира совпадал с окружностью. Мир не имеет окружности, ибо если бы он имел центр и окружность, то имел бы таким образом в себе свое начало и конец и сам бы был завершен в отношении чего-то другого.
Н. Кузанский.
Высшая добродетель есть благо, смысл которого заключается в добродетельных качествах и к которому нужно стремиться ради него самого, а не ради чего-то другого. ***
Не может быть такого, чтобы люди, за исключением глубоко несчастных и привыкших к злодеяниям, не радовались благу другого человека и, более того, сами не были причиной его радости, например, спасти его от нужды, пожара, кораблекрушения, плена. На основании ежедневной практики надо научиться радоваться благам других людей и всеми силами постараться, чтобы они нас полюбили. Это случится только тогда, если мы их полюбим и будем стремиться оказать им большие услуги, если мы пренебрежем этим, то никогда не сможем вести жизнь с радостью.
Л. Валла
Мудрость есть дочь опыта.
***
Ни одно человеческое исследование не может назваться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства.
***
Надобно понять, что такое человек, что такое жизнь, что такое здоровье, и как равновесие, согласие стихий его поддерживает, а их раздор его разрушает и губит.
Леонардо да Винчи
***
Я называю Вселенную "целым бесконечным", ибо она не имеет края, предела и поверхности: но я говорю, что Вселенная не "целокупно бесконечна", ибо каждая часть ее, которую мы можем взять, конечна и из бесчисленных миров, которые она содержит, каждый конечен.
***
На этих мирах обитают живые существа, которые возделывают их, сами же эти миры — самые первые и наиболее божественные живые существа Вселенной; и каждый из них точно так же составлен из четырех элементов, как и тот мир, в котором мы находимся...
Дж. Бруно
Чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу.
Н. Макиавелли
Тесты
1.В эпоху Возрождения возрождалась идея:
а) Бога;
б) бессмертия;
в) права;
г) Евангелия.
2. Стержень гуманизма Возрождения составляли идеи:
а) антропоцентризма;
б) натурализма;
в) абсолютной духовной свободы человека;
г) все перечисленные выше.
3. Наиболее ярким мыслителем неоплатонического этапа Ренессанса является:
а) Данте;
б) Ф. Петрарка;
в) Дж. Бруно;
г) П. Мирандола.
4. Н. Кузанским написан труд:
а) "О монашеском досуге";
б) "Об уединенной жизни";
в) "О своем и чужом невежестве";
г) "Об ученом незнании".
5. Родоначальнику политической философии Возрождения Н. Макиавелли принадлежит сентенция:
а) "Великие цели порождают великие потрясения";
б) "Цель — ничто, движение — все";
в) 'Цель оправдывает средства".