Все прошедшее наше слагается из будущего, и все будущее наше зависит от прошедшего; все прошедшее и все будущее повторится из настоящего, всегда сущего, для которого нет ни прошедшего, ни будущего, что мы называем вечностью.
***
А как велика любовь к знанию и насколько природа человеческая не желает обманываться, можно понять из того, что всякий охотнее желает плакать, владея здравым умом, чем радоваться в состоянии помешательства.
***
К изучению наук ведет нас двоякий путь – авторитет и разум. По отношению ко времени первенствует авторитет, а по отношению к существу дела – разум.
***
Не тем человек сделался похожим на дьявола, что имеет плоть, которой дьявол не имеет, а тем, что живет сам по себе, т.е. по человеку.
***
Итак, два града созданы двумя родами любви: земной - любовью к себе, доведенною до презрения к Богу. а небесный – любовью к Богу, доведенной до презрения к самому себе.
А.Августин
Для спасения человеческого было необходимо, чтобы сверх философских дисциплин, которые основываются на человеческом разуме, существовала некоторая наука (теология – В.Б.), основанная на Божественном Откровении; это было необходимо прежде всего потому, что человек соотнесен с Богом, как с некоторой своей целью.
***
Поскольку мир возник не случайным образом, но сотворен Богом через посредство активного интеллекта… необходимого, чтобы в божественном уме была форма, по подобию которой сотворен мир. А в этом и состоит понятие «идеи».
***
Если бы к богопознанию вела лишь одна дорога разума, род человеческий пребывал бы в величайшем мраке неведения: в таком случае богопознание, которое делает людей в высшей степени совершенным и добрыми приходило бы лишь к немногим, да и к ним лишь по прошествии долгого времени.
Ф. Аквинский
***
Мы должны сказать, что любая универсалия есть некая единичная вещь и универсалия она только благодаря тому, что она есть обозначение, поскольку она знак многих вещей.
***
Итак, я говорю, что подобно тому как слова есть универсалии, род и вид, но только по установлению, так и понятие, таким образом промысленное и отвлеченное от ранее познанных единичных вещей, есть по своей природе универсалия…
В. Оккам
Тесты
1. В эпоху средневековья определяющей была идея:
а) смысла;
б) Бога;
в) разума.
2. Патристика — это:
а) анализ возможностей Слова;
б) учение "отцов церкви";
в) идея творения мира Богом из ничего.
3. А. Августин является автором:
а) логики доказательств;
б) традиции комментаторской учености;
в) линейной концепции времени.
4. Ф. Аквинский сформулировал принципы:
а) торжества веры над разумом;
б) нелепости веры;
в) гармонии веры и разума.
5. Номиналисты и реалисты пытались разрешить проблему:
а) веры;
б) души и тела;
в) общих понятий.
Тема 5. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Ключевые понятия
Антропоцентризм (греч. antropos – человек и kentron - центр) – филосфское представление, согласно которому человек является центром и конечной целью мироздания.
Гуманизм (лат. humanus – человечный) – совокупность взглядов, отражающих уважение достоинства и прав человека, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, создании благоприятных для человека условий общественной жизни.
Натурализм (греч. natura - природа) – методологический принцип, согласно которому развитие общества и человека связывается с законами природы.
Пантеизм (греч. pan – все и theos - бог) – философское учение, в котором Бог представляет собой безличное начало, находящееся не за пределами природы, а тождественное с нею.
Особенности философского мышления
1. Анторпоцентризм философского умозрения.
2. Натурализм как универсальный принцип объяснения природно-социальной действительности.
3. Пантеистический взгляд на мир.
4. Элементы материализма и диалектики.