Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Отрывки из философских текстов




Наш век есть подлинный век критики, которой должно подчиняться все. Религия на основе своей святости и законодательство на основе своего величия хотят поставить себя вне этой критики. Однако в таком случае они справедливо вызывают подозрение и теряют право на искреннее уважение, оказываемое разумом только тому, что может устоять перед его свободным и открытым испытанием. [...] Такой суд есть не что иное, как критика самого чистого разума.

Я разумею под этим не критику книг и систем, а критику способности разума вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремиться независимо от всякого опыта...

***

[...] Мы будем называть априорными знания, безусловно независимые от всякого опыта, а не независимые от того или иного опыта. Им противоположны эмпирические знания как знания, возможные только a posteriori, т.е. посредством опыта. В свою очередь, из априорных знаний чистыми называются те знания, к которым совершенно не примешивается ничто эмпирическое.

***

[...] Неизбежные проблемы самого чистого разума суть бог, свобода и бессмертие. А наука, конечная цель которой с помощью всех своих средств добиться лишь решения этих проблем, называется метафизикой; ее метод вначале догматичен, т.е. она уверенно берется за решение [этой проблемы] без предварительной проверки способности или неспособности разума к такому великому начинанию.

***

Каковы предметы в себе и обособленно от этой восприимчивости нашей чувственности нам совершенно неизвестно. Мы не знаем ничего, кроме свойственного нам способа воспринимать их, который к тому же необязателен для всякого существа, хотя и должен быть присущ каждому человеку. Мы имеем дело только с этим способом восприятия. Про­странство и время суть чистые формы его, а ощущение вооб­ще есть его материя. Пространство и время мы можем позна­вать только a priori, т.е. до всякого действительного воспри­ятия, и поэтому они называются чистым созерцанием; ощу­щения же суть то в нашем познании, благодаря чему оно на­зывается апостериорным познанием, т.е. эмпирическим со­зерцанием.

***

[...] Существует императив, который не полагая в основу как условие какую-нибудь другую цель, достижимую тем или иным поведением, непосредственно предписывает это поведение. Этот императив категорический. Он касается не содержания поступка и не того, что из него должно последо­вать, а формы и принципа, из которого следует сам посту­пок; существенно хорошее в этом поступке состоит в убежде­нии, последствия же могут быть какие угодно. Этот импера­тив можно назвать императивом нравственности.

И. Кант

Каждая возможная наука имеет основоположение, которое не должно быть до нее заранее достоверным. Где же должно быть доказано это  основоположение? Без сомнения, в той науке, которая должна обосновать все возможные науки…

Общее наукоучение обязано таким образом обосновать систематическую форму  для всех возможных наук.

***

Мы должны отыскать абсолютно первое, совершенно безусловное основоположение всего человеческого знания. Быть доказано или  определено оно не может, раз оно должно быть первым основоположением.

 

***

Источником всяческой реальности является Я, так как оно есть непосредственное и безусловно полагаемое. Только через посредство Я и вместе с ним дается и понятие реальности. Но Я есть потому, что оно полагает себя, и полагает себя потому, что оно есть. Следовательно, самоположение и бытие суть одно и то же.

И. Фихте

Философию можно определить как мыслящее рассмотрение предметов...

***

Постичь то, что есть, — вот в чем задача философии, ибо то, что есть, есть разум. Что же касается отдельных людей то, уж, конечно, каждый и без того сын своего времени; таким образом, и философия есть точно так же современная ей эпоха, постигнутая в мышлении.

***

Абсолютное есть дух; таково высшее определение абсолютного. Найти это определение и понять его смысл и содержание — в этом заключалась, можно сказать, абсолютная тенденция всего образования и философии — к этому пункту устремлялась вся религия и наука; только из этого устремления может быть понята всемирная история.

***

Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного; помимо того, что такое философствование само по себе выражает скорее субъективное умонастроение оно еще и случайно по своему содержанию.

***

[...] По своему настоящему характеру диалектика […] представляет собой подлинную собственную природу определений рассудка, вещей и конечного вообще.

Г. Гегель

 

Тесты

1 Учение о категорическом императиве разработал:

 а) И. Кант;

б) И. Фихте;

в) Ф. Шеллинг.

2 Авторство в разработке диалектического метода при­надлежит:

а) И. Канту;

б) Г. Гегелю;

в) Л. Фейербаху.

3. Философская позиция Г. Гегеля может быть определе­на как:

а) дуализм;

б) субъективный идеализм;

в) метафизический материализм;

г) объективный идеализм.

4. Автором «наукоучения» является:

а) И. Кант;

б) Ф. Шеллинг;

в) И. Фихте.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 258 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2298 - | 1985 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.