Античная философия зародились в VII в. до н.э. По своему характеру, содержанию и направленности она является исторически первой попыткой формирования рациональной картины мироздания.
В развитии античной философии условно можно выделить четыре этапа:
1) досократовский (VII-VI вв. до н.э.);
2) классический (V—IV вв. до н.э.);
3) эллинистический (III—II вв. до н.э.);
4) римский (I в. до н.э.-529 н.э.).
Попытки ответить на вопрос, что является основой мира, привели к возникновению философских школ. Древнейшая из них — милетская (VII в. до н.э.). Ее основателем и первым древнеевропейским философом принято считать Фалеса (625-547 до н.э.). Основой сущего Фалес полагал воду. Он понимал ее не как конкретную форму, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. Для обозначения первоосновы, из которой возникает все остальное, в древнегреческой философии использовались два термина: "стойхеон", означающий элемент, ядро в логическом смысле слова, и "архэ", означающий первоматерию, исходное состояние вещей. Следовательно, основа сущего, по Фалесу, — вода — означала основополагающий принцип как в смысле стойхеон, так и архэ.
Также к числу выдающихся милетских философов принадлежали Анаксимандр и Анаксимен. Первый считал первоосновой сущего беспредельное (апейрон), второй — воздух.
Во второй половине VI в. до н.э. в Эфесе возникла школа, основателем которой являлся Гераклит (около 525-480 до н.э.). Первоначалом сущего Гераклит считал огонь. Ядром его учения был диалектический принцип " panta rei " ("все течет"). Всеобщую диалектическую изменчивость он уподобил течению реки, в которую «нельзя войти дважды». Также им было создано учение о логосе, который имел несколько основных интерпретаций: мистическое божественное слово; божество, управляющее миром; всеобщий закон и т.д. Логос по Гераклиту, так же вечен, как и мир, его познание предполагает понимание закономерного развития мира как единства и борьбы противоположностей.
Философия Гераклита явилась вершиной стихийно-диалектического понимания мира не только в досократовской, но и в античной философии в целом.
Переход от наглядно-образного к понятийно-аналитическому стилю мышления связан с именами представителей элейской школы, прежде всего Парменида. Мыслитель сформулировал и ввел в философский обиход фундаментальное понятие "бытие". Последнее неподвижно, едино, неделимо и однородно.
Разрыв между умопостигаемым миром и миром очевидного был углублен учеником Парменида — Зеноном. Философ стал известен тем, что им были выявлены противоречия между разумом и чувствами. Речь идет о знаменитых апориях — непреодолимых затруднениях мышления, если оно признает наличие небытия и следствие подобного признания — движение и дискретность бытия. Наиболее известны апории "Дихотомия", "Ахиллес", "Стрела", в которых движение фактически отрицается.
Видной философской школой была школа пифагорейцев. Пифагор (VI в. до н.э), ее основатель, считается мыслителем, который впервые выразил свои рассуждения понятием "философия". Основу мироздания он и его последователи видели в числе, которое экстраполировали не только на природу, но и на мораль и нормы человеческого поведения. Также Пифагору приписывается учение о метемпсихозе, т.е. о переселении душ умерших людей во вновь родившихся. Однако несмотря на элемент мистицизма его учение явилось исторически первой попыткой постижения количественной стороны универсума.
Демокрит (460-370 до н.э.) создает логически последовательную, всеобъемлющую систему атомизма. Атомы. — мельчайшие частицы, составляющие предметы и вещи окружающего мира. Они обладают величиной и тяжестью. Движение, присущее атомам, передается их столкновениями. Поскольку же развитие универсума жестко детерминировано механическим движением атомов, то в системе Демокрита нет места для объективного существования случайности. Античный атомизм стал гениальным предвосхищением позднейшего естественнонаучного атомизма.
Развитие греческой философии классического периода приходится на V-IV вв. до н.э., т.е. на период расцвета античной демократии. Рабовладельческая демократия предоставляла возможность широкому кругу граждан участвовать в делах государства. Это в свою очередь предполагало овладение определенными знаниями для отстаивания своих интересов в различных ситуациях. Особое значение приобрело знание риторики и философии, которому обучали софисты. Они помогали ученику овладеть искусством "доказательства" своей правоты в любых ситуациях, даже в том случае, когда последний был не прав. Софисты впервые создали науку о слове. Нарушая еще не открытые законы мышления, они способствовали их открытию в будущем.
"Уроки" софистов первым подверг критике Сократ (469-399 до н.э.), принадлежавший к наиболее выдающимся мыслителям античности. Важнейшей своей задачей он считал "воспитание людей", смысл которого видел в беседах и дискуссиях. Основой понимания этических принципов Сократ полагал познание человеком "себя самого". В разговорах и дискуссиях постепенно сформировался знаменитый философский метод диалектического спора, целью которого было достижение истины путем обнаружения противоречий в утверждениях противника. Данная новация Сократа стала источником развития понятийной (субъективной) диалектики.
Метод Сократа был воспринят и развит его учеником Платоном (427-347 до н.э.), первым в истории философии сформулировавшим положение, согласно которому всякая вещь и вообще все, что существует, имеет свою идею. Философ разработал учение об идеях как объективно существующих сущностях всех вещей. Методом познания являлась диалектика как умение возводить все единичное и частное к общей идее и низводить ее планомерно к единичным элементам.
Социально-политические воззрения Платона заслуживают особого внимания, особенно учение об идеальном государстве. По Платону, идеальное государство — общество, состоящее из трех социальных групп. Такими группами являются: правители — философы; стратеги — воины; производители — земледельцы и ремесленники. Социальной функции и общественному призванию идеального государства соответствовала предложенная им система воспитания. Она была направлена прежде всего на воспитание стражей и правителей.
Хотя творчество Платона отличается тенденцией к иррационализму и мистицизму, его философия явилась первой рационально и логически построенной системой объективного идеализма. Богатый понятийный аппарат дал возможность Платону постичь, хотя бы в идеалистической форме, ряд объективно существующих диалектических отношений.
Философия Аристотеля (384-322 до н.э.) явилась не только обобщением, но и логической переработкой всей предшествующей ему философской мысли. Особое внимание он уделял в своих трудах онтологии — науке о сущем. Основой всякого бытия он считал так называемую первую материю. Наипростейшей ее определенностью являются четыре элемента — огонь, воздух, вода, земля. Конкретные вещи есть результат всевозможных комбинаций этих элементов. Они — соединение материи ("гиле") и формы ("морфе"). Аристотель считал, что существуют шесть видов движения: возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемена, изменение места. В своем труде "Физика" он полагал, что движение присуще самим вещам, хотя в другом труде "Метафизика" — связывал его с неподвижным Перводвигателем (Богом). Основным в социальных взглядах Аристотеля была характеристика человека как общественного существа ("zoon politicon"). Философ понимал государство как развитое сообщество общин, а общину — как развитую семью. Идеал государства, по Аристотелю, — общество, которое опирается на частную собственность, орудия труда, рабов, землю. Мыслитель различал два противоположных типа хозяйствования — "экономику" и "хрематистику". Первый тип считался правильным в хозяйственной деятельности. Цель "экономики" — разумное удовлетворение хозяйственных потребностей. Второй тип хозяйствования подразумевал беспредельное приобретение и накопление, служил неограниченной наживе. Жизнь, в которой преобладают усилия, направленные на приобретение власти и денег, Аристотель называл паразитической и характеризовал ее как животную, свидетельствующую о рабском образе мышления. Мыслитель сопрягал счастье с добродетелями человека, гарантию же добродетельной жизни видел в уклонении от крайностей, в умеренности. Он заложил основы логики как науки, открыл закон противоречия и закон исключенного третьего. Оригинальны и весьма плодотворны эстетические идеи Аристотеля. Философ относил искусство и науку к высшей познавательной деятельности.
В эпоху эллинизма (III—II вв. до н.э.) меняется мировоззренческая ориентация философии, ее интерес все более сосредотачивается на жизни отдельного человека. Особенно характерны в этом отношении этические учения эпикурейцев и стоиков.
Этика Эпикура (341-270 до н.э.) предполагала полный отказ от социального активизма. Индивидуалистической интерпретации человека соответствовала атомистическая натурфилософия: реально только бытие отдельных атомов, а то, что состоит из них, — лишь вторичные образования - скопления атомов. Высшая цель человеческой жизни, по Эпикуру, — достижение блаженства, счастья, понимаемого им как удовольствие. При этом он имел в виду не грубые чувственные наслаждения, а невозмутимое состояние духа (атараксию), когда человек освобождается от страстей, подчиняя их разуму.
В античном Риме эпикуреизм являлся единственной материалистической философией. Известный его представитель — Тит Лукреций Кар (99-55 до н.э.). Основой сущего он считал атомы и пустоту. Философ придерживался положения Эпикура о том, что при падении по прямой линии атомы отклоняются от своего первоначального пути. Тем самым опровергалась стоическая идея рока, фатальной неизбежности. Понятие закономерности носило у Лукреция материалистический характер. Оно заключало в себе признание естественного самодвижения вещей и решительное отрицание всякого вмешательства в этот процесс сверхъестественных сил, стоящих вне материи.
Для стоиков философия выступала как жизненный путь, жизненная мудрость. Зенон из Кития, Панэций Родосский Посидоний и другие философы считали освобождение человека от власти внешнего мира, прежде всего от политико-социальной сферы, условием добродетельной жизни.
Школа стоиков приобрела огромную популярность в Древнем Риме. Ее представителями были Сенек а (около 4 до н.э. — 65 н.э.), Эпиктет (около 50 — около 140 н.э.) Марк Аврелий (121-180 н.э.). По их мнению, высшая нравственность состоит в том, чтобы жить "сообразно природе" - божественному миропорядку, который человек ни в чем не способен изменить.
Античная философия дала могучий импульс всему последующему развитию философской мысли.