Становление философской традиции в Древней Индии связывают с Ведами (II—I тыс. до н.э.) — первым литературным памятником индийского народа. Собственно предфилософские идеи содержит та часть Вед, которая называется Упанишады. В ней представлено учение о Мировом Духе (Брахмане) как генетическом и субстанциальном начале всего сущего. В подобном же русле развивается учение о Духе человека (Атмане) как индивидуальном и универсально-космическом бытии.
На основе Вед в Древней Индии сформировались ортодоксальные (признающие авторитет этого источника) философские школы — веданта, йога, вайшешика и др.
Веданта — одна из первых систем древнеиндийской философии. В ней несистематизированные ранее предфилософские идеи предстали уже в виде теоретической системы. Основу мира ведантисты видели во всепроникающем абсолюте, или чистом сознании, — Брахмане. Мир феноменов же считали иллюзией (майя), за которой скрывается все тот же Брахман. По мере того, как человек, совершенствуясь духовно и интеллектуально, прорывает завесу майи, он обнаруживает, что Брахман и Атман — одно и то же. Данное тождество нашло свое адекватное выражение в формуле "тат твам Аси" ("ты есть Он"). На этой основе возник один из фундаментальных нравственных принципов ведантизма — принцип ахимсы, требующий непричинения зла всему живому в мире.
Йога — философско-религиозная система освобождения человека от страдания. Техника йоги включала взаимосвязанные аспекты: самоограничение (аскетизм) и медитацию (вхождение в состояние глубокого внутреннего самосозерцания).
Для просветления ума (читты) были разработаны восемь ступеней йоги: 1) яма — воздержание; 2) нияма — этическая культура; 3) асана — положение тела; 4) пранаяма — контроль за дыханием; 5) пратьяхара — выключение чувств; 6) дхарана — внимание; 7) дьяна — созерцание; 8) самадхи — сосредоточение.
Считалось, что последовательное применение этих средств позволяет йогу достичь состояния экстаза, чтобы полностью войти в объект постижения и отчетливо познать его во всей полноте и ясности.
Своего расцвета древнеиндийский материализм достиг в системе вайшешики (VI-V вв. до н.э.). Согласно данной философии, мир состоит из качественно разнородных и различных по размерам и форме мельчайших частиц — ану. Эти частицы вечны и неделимы. Из них возникает многообразный изменяющийся мир вещей.
Неортодоксальные школы — буддизм, чарвака — включают в свои философские построения те или иные положения Вед.
Буддизм (VI-V вв. до н.э.) — другая великая философско-этическая система Древней Индии. Основатель — индийский царевич Сиддхарта Гаутама(556-476 до н.э.), прозванный впоследствии Буддой (Просветленным).
Представление о постоянном круговороте сменяющих друг друга элементов материи и сознания — дхарм — является краеугольным камнем буддизма. Комбинация их составляет то, что принято считать телом, ощущениями, душой. Отсюда следовал вывод о том, что душа и тело не составляют чего-то постоянного, устойчивого, а находятся в состоянии рождения и смерти, хотя человек этого, как правило, не осознает.
В основу нравственного учения Будды положены, четыре «благородные истины»:
♦ "истина страдания" (универсальное свойство человеческой жизни, им проникнуты все ее стороны);
♦ "истина причины " (основа происхождения страдания, корень которого в страстях человека);
♦ "истина освобождения " (отказ человека от желаний и подавление собственных страстей);
♦ "истина пути" (освобождение от страданий и достижение нирваны).
Путь, ведущий к освобождению от страданий, достижению нирваны, восьмеричен. Его ступенями являются: правильная вера; правильная решимость; правильная речь; правильное действие; правильное усилие; правильный образ жизни; правильное направление мысли; правильное сосредоточение.
Восьмеричный путь Будды предполагал собой целостный образ жизни, в котором единство знания, нравственности и поведения должно было породить нравственное очищение человека в свете истины.
Локаята (VIII-VII вв. до н.э.) — неортодоксальное материалистическое направление, отвергавшее идею потусторонего и ставившее целью постижение реального мира. Особое место в нем занимали представители школы чарвака (чар -четыре, вака - слово). Чарваки учили, что в основе мира лежат четыре материальных элемента - земля, вода, воздух и огонь.