Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Отрывки из философских текстов




Брахман возник первым из богов, творец всего, храни­тель мира.

 

***

И тот, который в огне, и тот, который в сердце, и тот, ко­торый в солнце, — это единый. Кто знает это, тот идет к со­единению с единым.

 

***

Кто знает: "Я есть Брахман", тот становится всем (су­щим). И даже боги не могут помешать ему в этом, ибо он ста­новится их Атманом.

Упанишады

 

Если кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот дру­гой — величайший победитель в битве.

***

Чувство собственности измеряется не вещами, но мыслями.

***

Можно иметь вещи и не быть собственником.

***

Даже ливень из золотых монет не принесет удовлетворе­ния страстям.

Будда

 

Совершенные способности возникают благодаря [соответ­ствующей форме] рождения, лекарственным снадобьям, [чтению] мантр, практике аскетизма (и) йогическому сосре­доточению.

Йога-сутры Патанджали

 

Пока живем, да будем счастливы!

                                         Того тут нет, кто не помрет;

           Когда же он помрет и в пепел обратится —

                                         Откуда вновь ему явиться?

Чарвака-локаята

 

Тесты

1. Начало философской традиции Древней Индии поло­жено литературным источником:

а) "Речения Иупера";

б) "Размышления Хахаперрасенеба";

в) Пятикнижие;

г) Веды.

2. Майя — это:

а) вселенский закон;

б) методологический принцип;

в) мировая иллюзия.

3. Термин "ахимса" выражает:

а) наличие диалектического процесса в мире;

б) существование универсума;

в) принцип непричинения зла всему живому.

4. Будда — это:

а) религиозный деятель;

б) пророк;

в) философ;

г) нравственный подвижник и реформатор.

 

Тема 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

 

Ключевые понятия

Дао — вечное, неизменное, бесформенное начало; под­линная основа всех вещей и явлений природы.

Дэ — опредмеченное, конкретное проявление дао в ве­щах и поведении человека.

Ци — мельчайшая телесная частица, появляющаяся в результате опредмечивания дао.

Жэнъ — человеколюбие.

Ли — ритуал.

Увэй (недеяние) — основная цель и главный метод даос­ской практики психической саморегуляции, условие пости­жения дао. Означает ненарушение закона естественности, ненанесение вреда природе.

Инь — янь — основополагающие понятия китайской фи­лософии, рассматриваемые только в паре. Выражают идею универсальной дуализированности мира, конкретизируются в неограниченном ряду противоречий: темное — светлое, женское — мужское, покой — движение, земное — небес­ное и т.д.

Цзюнь - цзы (благородный муж) — нравственный идеал в философии конфуцианства.

Особенности философского мышления

1. Тесная связь философии с предфилософскими пред­ставлениями.

2. Интровертность философского мышления.

3. Преимущественное внимание философов к нравствен­ной проблематике.

4. Непосредственное соответствие философских идей по­литической практике.

5. Ослабление интереса мыслителей к вопросам естест­вознания.

6. Неразработанность проблем логики.

 

Основные философские школы и направления

Зарождение философской мысли Древнего Китая про­исходило на рубеже эпох Чун-цю (VIII-V вв. до н.э.) и Чжанью (V-III вв. до н. э.), когда появились литературные памятники, положившие начало философской традиции. Древнейшими памятниками китайской духовной культуры являлись "Книга песен" ("Ши-цзин"), "Книга истории" ("Шу-цзин"), "Книга перемен" ("И-цзин"), «Книга обрядов» («Ли-цзи»), "Книга летопи­сей" ("Чунь-цю"). Эти источники составили знаменитое Пя­тикнижие — основу мировоззрения образованного китайца того времени. В "Книге песен " ("Ши-цзин") упоминалось о пяти началах мира, в качестве которых выступали вода, огонь, дерево, металл, земля, но особой известностью пользо­валась "Книга перемен" ("И-цзин"). Она явилась первой по­пыткой представить все явления в двоичной системе — сис­теме понятий "янь" и "инь ". Комбинации янь (мужского) и инь (женского) начал призваны были выразить все многооб­разие мира древних китайцев в триграммах.

В Древнем Китае сложилось представление о дао. Поня­тие "дао" означало путь мира в целом и каждой вещи в от­дельности и было символом космической гармонии и энер­гии. Дао бестелесно, не поддается чувственному восприя­тию, оно везде и нигде, бесформенно и безымянно. Мир ве­щей создается дао и подчинен законам жизни, т.е. прехо­дящ. Все вещи находятся в кругообороте и, достигнув поло­женного им предела, возвращаются к своему первоистоку — дао, который дает им новое рождение.

Расцвет философии Древнего Китая приходится на VI—III вв. до н.э., когда возникли учения Лао-цзы, Кун-цзы, Сюнь-цзы, Хань Фэй-цзы и др.

Одной из самых известных школ древнекитайских фило­софов является школа даосизма. Основоположником ее счи­тают Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.), которому приписывают трак­тат "Даодэцзин" ("Трактат о пути и потенции"). Лао-цзы соз­дал оригинальную философскую систему, методом построе­ния которой избрал диалектику. В центре его учения нахо­дится дао, которое не имеет определенности и указывает как на бесконечно большую, так и на бесконечно малую величину вечного диалектического становления. Дао постоянно пребы­вает в недеянии, что выражается принципом "увэй". Вселен­ную нельзя привести в порядок искусственным образом. В связи с этим задача человека заключается в том, чтобы на­строиться на вселенский ритм дао, не привнося ничего сует­ного. «Совершенномудрый», (этический иде­ал даосов) предоставляет всему идти своим путем.

Общество и государство рассматривались даосскими муд­рецами как естественное состояние множества вещей Подне­бесной, функционирующее под действием простых потреб­ностей жизни, не нарушающих природной сущности дао.

Со временем практика личного совершенствования, кото­рая теоретически подкреплялась откровениями родоначаль­ников даосизма, стала сердцевиной даосской традиции.

Учение о дао наложило свой отпечаток на все основные направления древнекитайской философии, в том числе кон­фуцианство, родоначальником которого был Конфуций (551-479 до н.э.). В центре внимания философа — взаимоот­ношения между людьми и проблемы воспитания. Главное звено конфуцианской системы — концепция человеколюбия ("жэнь"), представляющая собой совокупность таких идей, как преданность правителю, верность долгу, сыновняя поч­тительность, уважение к старшим и др.

Конфуций рассматривал человека как природную сущ­ность. Философ выделял идеального субъекта, «благородный муж» удачно соче­тавшего естественность природы и ученость. Именно его Конфуций противопоставлял "низкому человеку". Если пер­вый предъявлял требования к себе, то второй — к другим людям.

Этика Конфуция опирается на такие понятия, как взаим­ность, забота о людях, золотая середина, человеколюбие. За­бота о людях выступает как основная нравственная заповедь конфуцианства. Она, по сути, выражает "золотое правило" нравственности, которое сформулировал философ: "Не делай другим того, чего не желаешь себе".

В VI—III вв. до н.э. в Китае возникла и оформилась школа легистов (законников). Значительную роль в разработке ее учения сыграли Шэнь Бухай (400-337 до н.э.), Шан Ян и Хань Фэй-цзы (ум. в 233 до н.э.). Легисты противопоставили конфуцианскому ритуалу "ли" закон "фа" и целиком отказались от методов убеждения, положившись на правовое при­нуждение и наказание. Совесть они заменили страхом. Глав­ную цель легисты видели в покорении других царств и воссо­единении с Поднебесной. Для ее достижения предлагалось изгнать из государства излишества, ликвидировать филосо­фию и всякое разномыслие.

Отрывки из философских текстов

Дао — глубочайшие врата рождения. Глубочайшие врата рождения — корень неба и земли. Оно и мельчайшее и беско­нечное, а его действие неисчерпаемо.

***

Дао постоянно пребывает в недеянии, однако нет ничего такого, что бы оно не сделало.

***

Дао скрыто и не имеет имени. Но только оно умеет помо­гать всему и вести все к совершенству.

***

Превращение в противоположное — это движение дао. Слабость есть способ действия дао. Все сущее в мире рожда­ется из бытия. А бытие рождается из небытия.

Лао-цзы.

Правитель должен быть правителем, сановник — санов­ником, отец — отцом, сын — сыном.

Если у человека естественность превосходит воспитан­ность, он подобен деревенщине. Если же воспитанность пре­восходит естественность, он подобен ученому книжнику. После того, как воспитанность и естественность уравновесят друг друга, он становится благородным мужем.

***

Если только учиться и не стремиться к размышлениям, то от этого мало будет проку. А если только размышлять и не учиться, то это приведет к возникновению сомнений и непо­стоянства.

***

Я видел, как люди умирали от воды и огня, но я не видел, как они умирали от человеколюбия.

***

Конфуций

Экономией называется метод, порожденный знанием дао и ли. Ведь способный к экономии — это тот, кто следует дао и подчиняется ли.

Хань Фэй-цзы

 

Тесты

1. К первым мудрецам Древнего Китая можно отнести:

а) Дхармакирти;

б) Лао-цзы;

в) Патанджали;

г) Конфуция.

2. Термин "дао" выражает:

а) созерцание мира;

б) отрицание возможности постижения истины;

в) вселенский закон.

3. Принцип "увэй" означает:

а) человеколюбие;

б) следование долгу;

в) настройку на "камертон" дао.

4. Важнейшим понятием нравственного учения Конфу­ция является:

а) инь;

б) янь;

в) жэнь;

г) сяо;

д) фа.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 183 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2240 - | 2104 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.