О днако вскоре Ницше принялся за радикальную переоценку и критику европейской культуры. Постепенно им овладевает идея воспитания «свободных умов», и он попытался исправить критическое положение в европейской культуре. Первым опытом такого рода стала работа «Человеческое, слишком человеческое», где Ницше пишет: «Весьма полезно однажды решительно оторваться от своего времени и как бы быть унесенным от его берега назад в океан прошедших миросозерцаний». Это отчуждение от самого себя Ницше изображает как охлаждение, как зимний ветер, который сдувает листву и тем самым готовит место для новой жизни. Формой отчуждения становится и одиночество. Ницше уже меньше озабочен критикой христианской морали и спасением европейской культуры. Общая мораль приводит к нигилизму.
Стать независимым индивидом, странником, «свободным умом» — вот в чем состоит радикальный метод Ницше. Стратегия «великого разрыва» включает в себя уединение, т. е. переход на индивидуальную точку зрения.
ОБРАЗ СВЕРХЧЕЛОВЕКА
По мнению Ницше, человек – это «болезнь Земли», он мимолетен, он «в своей основе есть нечто ошибочное». Но нужно создать подлинного, нового человека – «сверхчеловека», который давал бы цель, был бы победителем «бытия и ничто» и являлся бы честным, в первую очередь перед самим собой.
Главная проблема человека, его сущности и природы – это проблема его духа.
Согласно Ницше, дух:–это выносливость; отвага и свобода; утверждение своей воли.
Главная цель стремлений человека – это не польза, не удовольствия, не истина, не христианский Бог, а жизнь. Воля к жизни обязана проявить себя не в жалкой борьбе за существование, а в битве за власть и превосходство, за становление нового человека.
В своем произведении «Так говорил Заратустра» Ницше возвещает о том: что человек есть нечто, что должно преодолеть; все существа создавали нечто, что выше их; люди хотят стать отливом этой великой волны, они готовы вернуться к зверям, чем преодолеть человека.
Настоящее же величие человека в том, что он мост, а не цель. Ницше писал: «Человек – это канат, протянутый между животными и сверхчеловеком».
Ницшевский сверхчеловек – это смысл бытия. По его мнению, место умершего Бога займет сверхчеловек.Ницше считает, что идея сверхчеловека как цели, которую надо достичь, возвращает человеку утраченный смысл существования. Сверхчеловек может получиться лишь из поколения аристократов, господ по своей природе, в ком воля к власти не задавлена враждебной ей культурой, из тех, кто способен, объединившись с себе подобными, противостоять большинству, которое не желает ничего знать о подлинном предназначении современных людей.
У Ницше под влиянием физико-космологических изысканий Дюринга сложилась идея вечного возвращения, которая должна компенсировать утраченную вместе с христианством надежду на возможную вечную жизнь за гробом. Если логически следовать этой идее, то люди обречены на вечность, потому что уже живут в вечности. Вечность, по мнению Ницше, совпадает с мгновением.
Экзистенция — человеческое существование как нерасчлененная целостность объекта и субъекта. Основными проявлениями человеческого существования (модусами) выступают: страх, забота, решимость, любовь, совесть и другие. Человек интуитивно улавливает, прозревает экзистенцию как корень своего существования только в критические моменты жизни (страх, отчаяние, другие "пограничные ситуации"). Постигая себя как экзистенцию, личность обретает свободу, которая есть выбор самой себя, своей сущности. Выбор свободы накладывает на индивида ответственность за все происходящее в мире.
В экзистенциализме выделяют направление религиозного экзистенциализма (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистического экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, М. Хайдеггер).
Тенденции: персонализма и антисциентизма.
Установки: индивидуализма и гуманизма (индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо прежде всего разобраться со своим внутренним миром, оценить свои возможности и способности); критики предшествующей рационалистической философии, философии рефлексивного анализа. Они упрекают классический рационализм в отрыве от живого конкретного опыта человеческого существования в мире, в сосредоточении внимания исключительно на «эпистемологическом субъекте как органе объективного познания» (Марсель) и придании абсолютного приоритета «чистому субъекту», субъекту cogito.
Принципы: онтологический – конструктивизма (конституирования фундаментальных структур повседневного опыта, фундаментальных жизнезначимых смыслов опыта человека, то есть непосредственное «открытие мира», первоначальное его «означивание» есть движение (способ), которым человек открывает себя как «бытие-в-мире», самоопределяется в бытии, производя себя в мире как конкретную индивидуальность. Этим же движением одновременно конституируется мир в качестве «конкретного»); в гносеологии – принцип интенциональности (направленности) сознания на внутреннюю, духовную жизнь личности.
Важнейшая категория экзистенциализма – «смерть». Жизнь абсурдна, бессмысленна, и поэтому осознание своей смертности дает человеку ощущение свободы, неповторимости. А.Камю в «Мифе о Сизифе» писал: «есть только один действительно серьезный вопрос – это вопрос о самоубийстве». Возможность самоубийства он рассматривает как доказательство свободы человека о внешних силах.
Проблематика: человек как субъект есть свободное, самодеятельное, ответственное бытие; анализ «жизненного мира» личности; для религиозных экзистенциалистов – тема взаимоотношения человека с высшим началом (по К. Ясперсу, экзистенция проявляется лишь в стремлении к трансценденции или Богу).