2) плотность и геометрические свойства являются сущностью телесности.
У Декарта все движение возникает в результате первотолчка. Первоначальный толчок дал природе Бог. Бог создал материю, движение и покой. При этом возникает противоречие: пустоты нет, но есть относительное движение, понимаемое как перемещение, что означает косвенное признание пустоты. Все взаимодействия подчиняются механическим законам. Тогда, согласно законам природы, строение тел животных и человека понимается как сложные машины.
Идеализм (антоним материализма, основа – дух, идея) Декарта усугубляется религиозными предпосылками его системы. Чтобы доказать реальное существование мира необходимо доказать существование Бога. В числе прочих идей в уме существует идея Бога. Как понятие о всесовершенном, идея Бога обладает наибольшей реальностью. В причине должно бытьстолько же реальности, сколько ее находится в следствии. Если мы существуем и мы суть следствия первопричины, то существует и сама первопричина - Бог. Но если всесовершенный Бог существует, то этим исключается то, что он может нас обмануть =>этоусловие возможности познания.
По Декарту - в человеке соединены 2 субстанции: человек есть соединение бездушного, бессмысленного телесного механизма с волевой и мыслящей душой посредством шишковидной железы.
УЧЕНИЕ СПИНОЗЫ
Дуалистическое учение Декарта было преодолено философом Бенедиктом Спинозой (17 век), который разработал монистическое учение о мире- тип философского мировоззрения, утверждающий, что в основе мира лежит одна субстанция.
· Его монизм предстал в форме пантеизма: в своей онтологии он отождествил Бога и природу, которая выступает как природа творящая и природа сотворенная.
· Существует одна лишь материальная субстанция, основными атрибутами которой является протяженность и мышление сущностно едины и являются разными состояниями единой субстанции =>проявление монизма
· Вся природа является живой природой не только потому, что она Бог, но и потому, что ей присуще мышление.
· Субстанция у Спинозы - единственное первоначало мира => обладает свойством бытьпричиной самой себя.
· Субстанция никем не сотворена, она есть самодостаточная сущность. Атрибуты материальной субстанции так же вечны, как и сама материя: они никогда не возникают и не исчезают.
· Важный момент (!): выделяются конкретные состояния субстанции – модусы.
Они делятся на две группы: модусы вечные (бесконечные) и модусы временные (конечные). Бесконечные модусы определяются атрибутами субстанции – мышлением и протяженностью, а конечные – всеми остальными явлениями и вещами.
Спиноза доказывал, что движение - это НЕ следствие какого-то божественного толчка, ведь природа является «причиной самой себя». Движение составляет ее сущность и источник. Однако движение не атрибут, а модус (правда, вечный и бесконечный). Движение наблюдается в конкретных вещах, а субстанция лишена движения и изменения и не имеет никакого отношения ко времени.
Возникновение, существование, гибель явлений обусловлены объективными причинами. Причинностьбывает двоякого рода: имманентной (присуща субстанции) и механической (присуща модусам). С позиций детерминизма (учение о закономерности и причинной обусловленности событий и явлений) он рассматривает также отношения случайности, необходимости и свободы. Спиноза говорит о господстве необходимости, исключая объективность случайности при рассмотрении субстанции. Когда он обращается к анализу мира модусов, его детерминистская концепция становится более содержательной: случайность - объективное явление, существующее наряду с необходимостью.
Идеи Спинозы были направлены против господствовавшего в науке телеологизма (порожденной Богом целесообразности в природе).
ФИЛОСОФИЯ ЛЕЙБНИЦА
Немецкий ученый и философ Г.В. Лейбниц (17-18 века) к спинозовскому понятию субстанции присоединил принцип деятельной силы, или «самодеятельности».
В своем произведении «МОНАДОЛОГИЯ» он объявил материальные явления проявлением неделимых, простых духовных единиц – монад.
1) Неделимая монада не имеет протяженности и не находится в пространстве, так как пространство бесконечно делимо.
2) Монада – это нематериальный, духовный центр деятельной силы.
3) Монады вечны и неуничтожимы, они не могут возникнуть или погибнуть естественным путем. Они не изменяются и под внешним воздействием.
4) Всякая отдельная монада – это единство души и тела. Внешним выражением духовной сущности монады является число.
5) Свойство монады - деятельность, движение. Природу нельзя объяснить одними законами механики, необходимо ввести также понятие цели. Каждая монада есть сразу и основание всех своих действий, и их цель. Душа – это цель тела, то, к чему оно стремится.
Взаимодействие души и тела монады – это Богом «предустановленная гармония».
6) Для монад всегда характерна множественность состояний, в них постоянно что-то изменяется, но кое-что и остается прежним.
Монады Лейбниц подразделял на 3 категории: монады-жизни ( из них возникает неорганическая природа ), монады-души ( возникают животные ) и монады-духи (возникают люди)
Лейбниц признавал бессмертие души и вечность субстанций, например растительных и животных организмов. В природе не бывает ни рождения, ни смертей, а есть либо увеличение и развитие, либо свертывание и уменьшение.
31. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ: РАЦИОНАЛИЗМ И ЭМПИРИЗМ.
Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период также называют эпохой научной революции. Ключевые философские идеи того периода разделяют на две группы: рационалистические и эмпирические.
Эмпиризм (от др.-греч. έμπειρία — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и предполагающее, что содержание знания может быть либо представлено как описание этого опыта, либо сведено к нему. Противостоит рационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в XVII—XVIII вв. Основные представители: Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм. В теории познания и в психологии эмпиризм характеризуется тем, что вопрос о ценности и значении познания ставится в тесную зависимость от его происхождения из опыта. Знание наше с этой точки зрения постольку достоверно, поскольку его источником является опыт. Основные черты эмпиризма философии Нового времени заключаются в следующем:
· исключительная значимость и необходимость наблюдений и опыта в обнаружении истины;
· путем, ведущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение, эксперимент;
· исключительно все знания черпаются из опыта, ощущений.
· высокая оценка индукции.
Тесно переплетается с данным понятием и понятие «сенсуализм», введенное Дж.Локком. Сенсуализм (от фр. sensualisme, лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах».
Рационализм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Основные представители: Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза. К характерным особенностям рационализма XVII–XVIII веков относятся:
- исключительно высокая оценка дедукции как метода развёртывания системы знаний из несомненных и очевидных оснований;
- «универсальная математика» как идеал и образец всякой науки;
- отождествление логических и причинно-следственных отношений, что означало для рационализма тождество структур бытия и мышления;
- уверенность в том, что человек силой своего разума способен вывести умопостигаемую первопричину и источник бытия;
- гносеологический оптимизм — вера в то, что Разуму нигде не положены пределы и его развитие в принципе бесконечно;
- высокая оценка науки и её роли в жизни людей, в структуре культуры.
В широком смысле рационализм и эмпиризм противопоставлять нельзя, поскольку каждый мыслитель может быть одновременно рационалистом и эмпириком. В предельно упрощенном понимании эмпирик выводит все идеи из опыта, постижимого либо пятью органами чувств, либо через внутренние ощущения боли или удовольствия, то есть руководствуется индуктивным методом. Некоторые рационалисты противопоставляют этому пониманию ту идею, что в мышлении существуют некоторые основные принципы, подобные аксиомам геометрии, и из них знание можно выводить чисто логически дедуктивным методом.Представители как эмпиризма (сенсуализма), так и рационализма в гносеологии внесли, безусловно, огромный вклад в развитие научной методологии. Нельзя, однако, не отметить некоторой ограниченности и односторонности в подходе к методу познания. В действительности и опытное (чувственное), и рациональное познание, как и основанные на них индуктивный и дедуктивный методы диалектически взаимосвязаны. В процессе познания они неразделимы.
33. Метафизика Р. Декарта: субстанции и их атрибуты. «Я» как мыслящая вещь. Учение о врожденных идеях.
То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом:
1. в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная?);
2. зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т.д.);
3. следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;
4. сомнение – свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит;
5. мыслить может реально существующий человек;
6. следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;
7. поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.
В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Я мыслю, следовательно я существую» (cogito ergo sum).
Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.
Субстанция – это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.
Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции – не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции – Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).
Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:
материальные (вещи);
Духовные (идеи).
При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:
протяжение – для материальных;
мышление – для духовных.
Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком – протяжение (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности.
Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.
Остальные свойства как материальных, так и духовных производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т.д.; модусами мышления – чувства, желания, ощущения.).
Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций – материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).
"Но я еще не знаю достаточно ясно, — говорит Декарт, — каков я сам, я, уверенный в своем существовании... Чем же я считал себя прежде? Разумеется, человеком. Но что такое человек? Скажу ли я, что это — разумное животное?". Нет, отвечает Декарт, потому что тогда нужно заранее знать, что такое животное и в чем именно состоит разумность человека. Надо не забывать, что, согласно Декартову методологическому замыслу, пока нельзя включать в философское размышление ничего, что до сих пор не было им, этим размышлением, специально введено, разъяснено. "Я знаю, что я существую и разыскиваю, каков именно я, знающий о своем существовании... Но что же я такое?" "Я, строго говоря, — только мыслящая вещь, то есть дух, или душа, или интеллект, или разум".
Человек – единственное существо в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.
Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.
Данные идеи могут быть двух видов:
понятия;
Суждения.
Примером врожденных понятий могут служить следующие: Бог (существует); «число» (существует), «воля», «тело», «душа», «структура» и т.д.;
врожденных суждений: «целое большое своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть».
Онтологический монизм Б. Спинозы.
Монизм – мировоззренческий принцип, признающий основой многообразия явлений мира одно начало, единую основу (субстанцию) всего существующего. В случае Спинозы это олицетворённый с природой Бог. Бог, идеальное и материальное слилось у Спинозы в единую бесконечную субстанцию (натуралистический пантеизм). Существует единая находящаяся вне сознания субстанция, которая является причиной самой себя (cau sasui) и не нуждается ни в каких других причинах. Бог есть бесконечное существо, имеющее бесконечное множество атрибутов. Cau sasui – «истинная бесконечность» (и субстанция Спинозы, следовательно, исчерпывает собой все бытие). Ничто не существует, кроме самой природы, равно как и ничто не может быть причиной природы, кроме нее самой.
Субстанция отождествляется с Богом. Сама по себе субстанция обладает набором определенных существенных свойств:
1. Она в полной мере существует, и это доказывается ясностью и отчетливостью идеи.
2. Субстанция обладает свойством самостоятельности и независима от какого-либо иного существа.
3. Субстанция имеет внутренне присущую причину самой себя. Вне субстанции нет ничего. Она содержит в самой себе все то, что существует вокруг нас.
4. Субстанции присуще и такое свойство, как бесконечность в пространственном и временном отношениях. Она находится не в потоке времени, а как бы парит над ним.
5. Субстанция является вечной. Вечность не движется, а находится в неподвижном состоянии, то есть не изменяется во времени. Она вечна в плане несотворимости и неуничтожимости. Спиноза исходил из древнего пантеистического отождествления Бога с целокупностью природы; его формула - «Бог, или субстанция, или природа».
Так же единая субстанция обладает двумя познаваемыми атрибутами, т.е. неотъемлемыми свойствами, — протяжением и мышлением. Наряду с протяжением материя, начиная от камня и кончая человеческим мозгом, способна мыслить, хотя и в разной степени: человеческое мышление — лишь частный случай мышления вообще. А это есть гилозоизм. Мышление трактовалось как своего рода самосознание природы. В этом состоит монизм Спинозы.
Модус – единичная коечная вещь. Можно проиллюстрировать отдельную вещь примером волны или пузыря на поверхности океана. Так, отдельный дом или камень есть модус субстанции, то есть, материя в этом месте в это время принимает форму дома или камня. Модусы имеют внешнюю причину своего возникновения и существования. Такое существование характеризуется конечностью, изменением, движением в рамках пространства и времени.
Субстанция и модусы:
Спиноза вводит понятия «природа творящая» и «природа сотворенная». Субстанция выступает в роли природы творящей, а единичные вещи - природой сотворенной. К миру единичных вещей применимы время, мера и число, которые не имеют никакой силы по отношению к самой субстанции, ибо бесконечная величина недоступна измерению. Связующими звеньями между миром модусов и двумя атрибутами субстанции являются бесконечные модусы - движение и покой в атрибуте протяженности и бесконечный интеллект в атрибуте мышления.
Категорически отрицает свободу человеческой воли, понимая ее как активизирующую силу истинных идей. Спинозе принадлежит: “Свобода есть осознанная необходимость”, что выражает действительно возможную для человека свободу в ее единстве с необходимостью любого индивидуального существования. Эта идея Спинозы не является правильной: она не отражает реальной сути свободы, которая предполагает выбор и ответственность. Спиноза же обходит эту “тонкость” и приводит пример с запущенным волчком: он крутится, “как бы думая”, что делает это по своей воле, но ведь рука завела его. “Истина открывает и саму себя, и ложь”.
Билет 36. Гносеология Дж. Локка
В Англии последователем Бэкона и Гоббса был ДЖОН ЛОКК (1632-1704). Главное его произведение — «Опыт о человеческом разуме» (1690). В нем он критикует учение Декарта о врожденных идеях и обосновывает принцип материалистического сенсуализма, т. е. происхождения всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира. Люди не рождаются с готовыми идеями, а знания берутся из опыта и ощущений. Голова новорожденного - чистая доска, на которой жизнь пишет знания. Единственным источником идей Локк объявил опыт. Опыт - непосредственное знание предметов, чувственно данное субъекту. Локк не отрицает предрасположенности разума к знанию, но самого знания в голове нет.
Локк различал три вида знания по степени их достоверности:
1) Исходное (чувственное) - знания единичных вещей, фактов, контакт с внешним миром;
2) Демонстративное(доказательное) познание - демонстрация логических умозаключений,
т. е. знание соответствия или несоответствия идей друг другу;)
3) Интуиция(Интуитивное познание) - наиболее достоверное знание - непосредственное восприятие умом соответствия или несоответствия нескольких идей.
Опыт бывает:
1) Внешний (телесный- ощущения)– переживание внешнего мира;
2) Внутренний (рефлексия) – самосознание, самонаблюдение.
Внешние предметы, воздействуя на органы чувств, порождают "простые идеи"; душа при этом пассивна, это "чистая доска", на которой опыт пишет свои письмена в виде ощущений или чувственных образов вещей и их качеств. Внутренний же опыт основан на рефлексии над собственной деятельностью души.
Только получив данные опыта (внешнего и внутреннего) человек способен познавать. Это сенсуализм. Результаты опыта обрабатываются умом. Ум получает от органов чувств «простые идеи» и создает из них так называемые «сложные идеи», т.е. идеи вещей и их отношений. (Пример: Яблоко - нечто: красное, круглое, твердое – простая идея, которая соединяется в сложную идею «яблоко»). Посредством ассоциаций "простые идеи" внутреннего и внешнего опыта сочетаются в сложные. Так возникают три типа сложных идей: идеи субстанций, модусов и отношений (временных, причинных, тождества и различия). При образовании сложных идей душа, согласно Локку, активна. Любая "определенная" идея должна быть связана со знаком. Слова - это чувственные знаки идей, необходимые для общения и передачи мыслей; в философии языка Локка идеи функционируют как значения слов. Идея соединятся со словом в сознании человека и материализуются в языке. Сопоставляя сложные идеи (абстрагируя), ум получает общую идею. Процесс абстрагирования завершается двумя предельно общими идеями – идеями материи и пространства.
Бытие устроено так, что его свойства собраны в единства. Каждое из единств содержит свои свойства, связывает в определенном порядке и проявляет их в виде сил по отношению к другим единствам. Эти единства называются субстанциями. А то, что в них содержится, – модусами. Субстанции мы обыденно называем вещами. В познавательном процессе субъект встречается с субстанциями на этапе формирования сложных идей. Чувственный образ, взятый в аспекте единства составляющих его идей, являет субстанцию. Каждая из идей, входящих в образ, по отношению к его единству являет модус.
Локк вводит первичные и вторичные идеи:
1) Первичные: форма, движение, плотность (т.е. которые можно почувствовать осязанием и которые описаны механикой). Они принадлежат самому объекту, и мы можем лишь скопировать их (принцип отражения).
2) Вторичные – все остальные (цвет, вкус, запах и т.п.), не опирающиеся на осязание, впечатления. Они принадлежат субъекту, то есть являются его переживанием. Это как бы смутное, затуманенное отображение первичных качеств.
Наравне с простыми идеями первичных и вторичных качеств исходный материал познания составляют идеи качеств третьего порядка, или, как говорит Локк, 3) идеи сил. В такой идее через вторичное качество представлено изменение в первичном качестве вещи, которое в свою очередь произведено силой, действующей со стороны второй вещи. В конечном итоге в такой идее мы познаем собственное качество второй вещи через ее способность (силу) действовать на первую (доступную нам) вещь. Так, например, мы помещаем лакмусовую бумагу в жидкость, чтобы определить качество последней. Проявившийся цвет этой бумаги (вторичное качество) свидетельствует об изменении в ее молекулярном составе (первичное качество). Но это изменение вызвано силой, действующей со стороны жидкости. По характеру изменения (по цвету бумаги) мы можем определить молекулярный состав жидкости (кислотный или щелочной). Именно таким косвенным способом в опыте ученым открываются качества большинства вещей. Локк различал идеи ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. Познание истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью.
Локк выделяет три способа, которыми рассудок связывает идеи: сложение (соединение), сравнение и абстрагирование. При сложении получается идея целого, в которой составляющие идеи выражают отдельные признаки или части целого. Так появляются чувственные образы. При сравнении идеи сводятся мышлением вместе, но не образуют целого. В процессе сравнения рассудок обнаруживает в образах общее и различное, существенное и несущественное. Найдя в множестве образов общее существенное, рассудок выделяет (абстрагирует) его в самостоятельную идею.
Формирование в субъекте идеи реальной субстанции происходит путем связывания идей модусов, каждая из которых в конечном итоге происходит из простой идеи, черпая из нее реальность. Правильное связывание идей требует определения их соответствия. Определение соответствия, считает Локк, – важнейшее действие рассудка в достижении объективности, истины. Во-первых, идеи должны соответствовать друг другу. Здесь рассудок устанавливает соответствие (или несоответствие) по их тождеству и различию, характеру отношения, необходимости их связи. Во-вторых, идеи должны соответствовать реальности: и каждая сама по себе, и тем порядком связи, в котором находятся.
Познание, с точки зрения эмпирической гносеологии, ограничивается опытом. Человек может познать мир лишь в той степени, в какой он дается человеческим чувствам, а это, очевидно, еще не весь мир. Поэтому, утверждает Локк, в одних областях человек имеет достоверные знания, в других должен довольствоваться вероятными, а в третьих уповать на веру. Правда, положения веры, по крайней мере, не должны противоречить рассудку.
Противоречия:
1) Ум имеет дело не с реальностью, а с простыми идеями; ум замкнут внутри себя. Что же является реальностью?
2) Локк лишил статуса реальности предельно обобщающие категории движения и пространства.
3) Рационалисты знают, что такое мысль – это понимание. Локк же не понимает природы самого понимания.
Монадология Г.В. Лейбница
Многообразие мира и постоянное взаимодействие в нём различных сред нельзя объяснить без существования мельчайших единиц бытия – тех, что в Древней Греции именовали атомами. Но так как материя – производная разновидность силы и энергии, то и атомы, согласно философии Лейбница, должны являться не материальными, а духовными объектами. Они не частицы вещества, а сгустки энергии и силы, а так как действующая сила в любом случае предполагает наличие воли, то «энергетические атомы» неизбежно должны обладать зачатками сознания и личности. Эти «истинные атомы природы» Лейбниц именует «монадами». Название «монада» происходит от латинского слова «единство». Лейбниц выражает этим ту мысль, что его «силовые» атомы, подобно демокритовским материальным, являются простыми, однородными, лишёнными всякой внутренней сложности субстанциями. Это – сгустки «чистой воли», без всяких составных примесей. Своим учением о монадах («монадологией») Лейбниц отстраняется и от монизма Спинозы, и от дуализма Декарта. Первому монадология Лейбница противополагает плюрализм (множественность субстанций), а второму – спиритуализм (учение о существовании лишь духовных субстанций, с отрицанием независимой от духа материальности).
«Основные положения данной теории (монадологии) следующие:
- весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и Спинозы), а единую природу;
- данные субстанции называются монадами (в переводе с греческого - "единое", "единица");
- монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием;
- монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;
- по своей сути монада - это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние;
- в силу непрерывности своего существования монада осознает себя;
- монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: "не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти"). Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:
- "голые монады" - лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);
- монады животных - обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;
- монады человека (души) - обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;
- высшая монада - Бог.
Главные характеристики монад:
1. Монада характеризуется двумя взаимоисключающими характеристиками, она абсолютно проста и бесконечно сложна. Интересен сам выбор этих понятий - простота и сложность. Лейбниц усилил это противоречие простоты и сложности, говоря, что простота абсолютна, а сложность бесконечна. Как возможно сочетание взаимоисключающих характеристик в одной и той же сущности? Монада - не физический атом, не материальная точка, это - духовная сущность. Пример монады - человеческая душа, проста в смысле неделимости, поэтому бессмертна. Душевный мир любого человека бесконечно богат, поэтому монада бесконечно сложна. В мире есть только духовные сущности, телесных нет в принципе. Декартовская протяженность - всего лишь видимость. Материальность - эпифеномен, видимость, придание значения чего-то реально существующего.
2. Монада - самодеятельная субстанция. Mv-квадрат - характеристика движения, потому что это выражение указывает на наличие той силы, которая меняет скорость. Если скорость постоянна, возникает инерция. Монада - центр деятельной силы, поскольку это духовная сущность. Отсюда следует критика механистической картины мира. Все те свойства мира, которые воспринимаются нами как телесный мир и изучаются механикой, связаны с существованием духовных сущностей. Монады - деятельные силы, отсюда вытекают наши представления о внешнем мире. Сила не может быть материальной, поэтому монада не материальна.
3. Монады индивидуальны. Каждая монада индивидуальна настолько, что отличается от всех других монад. Принцип неразличимости тождества, или принцип тождества неразличимых. Если существуют нумерически два объекта, значит эти объекты в чем-то различны. Прогуливаясь по саду с дамами, он разъяснял этот принцип. Одна из дам сказала: «Сколько листьев.» Лейбниц предложил ей найти два одинаковых. Неразличимые объекты тождественны. Каждый объект индивидуален. Отсюда несовместимость плюрализма и абсолютизации количественных параметров и необходимость качественного подхода к миру, важность аристотелевской формы.
Из этого же принципа вытекает необходимость введения принципа постепенности всех переходов от одного объекта к другому, т.е. закона непрерывности. Аллюзии к дифференциальному исчислению очевидны. Поэтому же Лейбниц подчеркивал значение бессознательного в нашей духовной жизни. Все изменения наших восприятий происходят непрерывно, бесконечно малыми приращениями. Следовательно, есть явления, которые происходят бессознательно.
4. Абсолютная замкнутость монады самой на себя. Каждая монада замкнута в себе так, что в ней нет окон и дверей. Нет каналов, по которым что-либо может поступать в монаду и выходить из нее. Человеческая душа тоже монада. Полное одиночество, аналогия с Богом в монотеистической религии. Нет возможности вступать в контакт.
5. Монада - живое зеркало вселенной. Всеобщая связь всего со всем. Мельчайшие изменения в картине универсума вызывают последствия в остальных частях. Как совместимы принципы 4 и 5? Лейбниц приходит к выводу, что существует предустановленная гармония. Содержание понятия монады - есть абсолютно простое единство бесконечного богатства содержания, что репрезентирует принцип органицизма. Монада - живой организм.
Монады отличаются друг от друга только отчетливостью и ясностью представлений. Камень - тоже монада, но ее представления очень смутные; у растений содержание монады - менее смутные представления. Кошка - более совершенная монада по степени отчетливости представлений. Гармония предустановлена творцом монад. Есть монада монад - Бог (форма форм - всего лишь разумная душа), который сотворил мир и все монады. Творение очень мудро, Бог - столь совершенная монада, что прежде чем сотворить мир, он обозрел всю бесконечную палитру возможных миров, выбрал из них единственный, наилучший, и реализовал его. Поэтому мы живем в лучшем из возможных миров. В мире ничего, кроме монад, нет. Монады обладают способностью саморазвития. Каждая монада развивается, причем по определенной программе. Бог-творец заложил в каждую монаду такую программу развития, что каждая монада развивается несмотря на замкнутость. Программы развития всех монад настолько согласованы, что то, что происходит на Альфа Центавра, согласуется с тем, что происходит с континентом на земле. Неприятные следствия - фатализм.
Билет 39. Основной вопрос теоретической философии Канта. Трансцендентальная эстетика. Трансцендентальная логика.
Теоретическая философия, если пользоваться кантовской терминологией, отвечает на вопрос "Что я могу знать?". Иными словами, теоретическая философия (теоретические философские дисциплины) имеют дело с размышлением относительно "предельной реальности" (исходно- и определяюще-первых начал, принципов, причин) всего существующего и его отдельных сфер. Теоретическая философия учит свободе мысли.
К теоретической философии относятся такие дисциплины, как онтология (учение о бытии), гносеология или эпистемология (учение о знании и познании), логика (учение о формах мышления) и т. д.
Основным вопросом теоретической философии Канта является вопрос об оправдании наук, содержащих в себе априорные синтетические суждения. Согласно схеме, изложенной впервые в «Пролегоменах...», Кант признает три таких науки. На первом месте стоит математика. Законы, устанавливаемые ею, без колебания признаются всеми за общезначимые и необходимые, а то, что они имеют к тому же и синтетический характер, Кант утверждал на основании своего вывода об интуитивном характере математического мышления. Второе место отводится «чистому естествознанию». Под этим названием Кант подразумевает систему положений, лежащих в основе всякого понимания и исследования природы, систему, которую он не застал готовой, но которую он сам создал лишь в первом издании «Критики чистого разума». В-третьих, притязание на необходимость и общезначимость своих положений выказывает метафизика со своим учением о душе, мире и Боге, причем ее положения лишь по видимости базируются лишь на логическом анализе, а на самом деле в основании их лежит акт синтеза.
Задача «Критики чистого разума» заключается в исследовании правоты этих трех наук, что, в свою очередь, выполняется в соответствии с психологической классификацией. Противоположность между чувственностью и мышлением порождает деление трансцендентального «элементарного учения» на трансцендентальную эстетику и трансцендентальную логику, при этом предметом первой является критика математики.Вторая, сообразно с тем, что мышление в качестве рассудка стремится найти рациональное познание чувственного мира, а в качестве разума желает, напротив, достигнуть познания мира сверхчувственного, разделяется на трансцендентальную аналитику и трансцендентальную диалектику так, что на долю первой выпадает критика чистого естествознания, а последней — критика метафизики.Трансцендентальной Кант называет свою философию потому, что она изучает переход в систему знаний условий опыта через познавательную способность.
40. Практическая философия Канта: нравственный закон.