Он признает существование двух начал: бытия и небытия. Он исходил из чувственного опыта, на основании которого утверждал, что существуют тела и пространство. Пустота отделяет одно тело от другого, а это значит, что бытие множественно, а не едино. Космос является единением тел и пустоты. Бытие делимо до тех пор, пока не исчерпана пустота. Пустота у Демокрита -средство различения и разграничения вещей, поэтому она присутствует как внутри сложных вещей, отделяя их элементы(атомы) друг от друга, так и вне вещей, будучи их вместилищем. Пустота позволяет вещам и их элементам перемещаться.
Если пустота исчерпаема, то это значит, что существуют атомы ( неделимые частички), которые неделимы по причине своего малого размера. Поэтому они могут быть постигнуты только умом, а не чувствами. Атом неделим как тело, но делим как математическая величина. Количество атомов бесконечно как и пустота, вместилище для атомов. Атомы можно сравнивать так как они различны по величине, порядку и расположению. Атом неделим, то есть он неизменен и тождественен самому себе.
Демокрит рассматривал движение как способ бытия материальных тел. Атомы находятся в вечном движении, а для вечного движения нельзя искать причину. Он выделял три формы движения.
1) Хаотическое движение (нечто похожее на броуновское движение)
2) Вихревой поток - создает условия для соединения однородных атомов и разъединения разнородных (именно отсюда выходит теория Демокрита о тяготении подобного к подобному).В процессе атомарного вихря создается мироздание.
3) Испарение предметов космоса - например, запахи. Свойства вещей природы обусловлены свойствами атомов, например, крючковатые атомы придавали вязкость, круглые частицы – жидкость и т.д.
Основным методологическим принципом атомистов был принцип изономии (буквальный перевод с греческого: равенство всех перед законом, который формулируется следующим образом: если то или иное явление возможно и не противоречит законам природы, то необходимо допустить, что в беспредельном времени и на беспредельном пространстве оно либо когда - то уже имело место, либо когда-нибудь наступит: в бесконечности нет границы между возможностью и существованием. Этот принцип ещё называют принципом отсутствия достаточного основания: нет никакого основания для того, чтобы какое-то тело или явление существовало скорее в такой, чем в какой-либо другой форме. Отсюда следует, в частности, что если какое-то явление в принципе может происходить в различных видах, то все эти виды существуют в действительности. Демокрит делал несколько важных выводов из принципа изономии: 1) существуют атомы любых форм и размеров (в том числе размером с целый мир); 2) все направления и все точки в Великой Пустоте равноправны; 3) атомы двигаются в Великой Пустоте в любых направлениях с любыми скоростями.
Все во вселенной имеет причину, и главная цель познания- узнать причину каждого явления.
БИЛЕТ 16. РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ НАЧАЛА ПИФАГОРЕИЗМА. ПИФАГОРЕЙСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧИСЛАХ. КОСМОЛОГИЯ ПИФАГОРЕЙЦЕВ.
Пифагореизм (от имени основателя — Пифагора) — древнегреческое мистическое религиозно-философское учение, существовавшее с 6 по 4 века до н.э. Для пифагореизма характерны мистическая направленность, приверженность к аристократическим традициям, направленность на постижение окружающего мира.
К сожалению, учение Пифагора дошло до нас только фрагментарно, со слов его учеников, прежде всего Филолая, а также Платона и Аристотеля. Исследование пифагореизма затруднено не только минимумом дошедших до нас достоверных источников, но и наличием многочисленных позднейших наслоений, которые искажают первоначальную суть доктрины.