Каждый человек должен следовать правилу: беги отвсякой хитрости, отсекай от тела болезнь, от души невежество, от утробы роскошество, от города – смуту, от семьи - ссору.
3 вещи, к которым стоит стремиться:
1. Прекрасное и славное,
2. Полезное для жизни,
3. Доставляющее наслаждение. (не пошлое и обманчивое,а другое, направленное на прекрасное, праведное и необходимое для жизни).
Система морально-этических правил, завещанная своим ученикам Пифагором, была собрана в моральный кодекс пифагорейцев - “ Золотые стихи ”:
· - Сыщи себе верного друга, имея его, ты можешь обойтись без богов.
· - Юноша! Если ты желаешь себе жизни долгоденственной, то воздержи себя от пресыщения и всякого излишества.
Что касается образажизни,то,проснувшись, они проделывали мнемонические упражнения, помогающие запоминать нужные сведения, а затем шли на берег моря встречать восход солнца, обдумывали дела предстоящего дня, после чего делали гимнастику и завтракали. Вечером совершалось совместное купание, прогулка, ужин, после чего возлияние богам и чтение. Перед сном каждый давал себе отчет о прошедшем дне,
Пифагорский образ жизни определялся тем, что нет зла большего, чем безвластие (анархия), что человек по своей природе не может оставаться благополучным, если никто не начальствует. Высшая власть принадлежит Богу. Это является их принципом и весь образ жизни устроен таким образом, чтобы следовать Богу.
В религиозно-философском учении раннего пифагоризма различаются две части: “акусмата” (услышанное), - по сути религиозно-ритуальные аспекты и “ математа” (знание, учение, наука), т.е. собственно знания (математика, геометрия, сферика и гармоника)
Положения первого типа включали указания на смысл вещей, предпочтительность тех или иных вещей и действий. Обычно они преподавались в форме вопросов и ответов: Что такое острова блаженных? - Солнце и Луна.
Пифагорейцы имели множество символических изречений. Собрание этих изречений, называемых акусмами, заменяло собой устав общества. Примеры:
- Сердце не ешь (т.е. не подтачивай душу страстями или горем)
- Огня ножом не вороши (т.е. не задевай гневных людей)
Есть мнение, что первоначально пифагорейские акусмы понимались в прямом смысле, а их толкования были надуманы позднее. Например, первая акусма отражала общий пифагорейский запрет на животную пищу, тем более сердце – символ всего живого
Философия числа.
Основная философская направленность Пифагора состояла в философии числа. Числа у пифагорейцев вначале вообще не отличались от самих вещей и, следовательно, были просто числовым образом. При этом числовым образом понимались не только физические вещи, но и вообще все существующее, как, например, добро или добродетель. Затем они стали трактоваться как сущности, принципы и причины вещей.
Вначале пифагорейцы формируют сугубо конкретное физическое понимание числа: числа – особые протяженные вещи, из которых составляются предметы чувственного мира. Они - начало и элемент всего сущего. Логическая основа этого представления- геометрическое понимание чисел: единица – это точка, две точки определяют прямую линию, три точки – плоскость. Отсю-да представления о треугольниках, квадратах, прямоугольниках. Треугольник -есть первоисточник рождения и сотворения раз-личных видов вещей. Квадрат несет в себе образ божественной природы, ибо прямые углы предают целостность, а количество сторон способ-но устоять перед силой. Здесь нужно упомянуть о главном пифагорском символе -пифагорская звезда, которая образована диагоналями правильного пятиугольника.
Пифагорейская звезда (пентаграмма) была тайным знаком, по которому пифагорейцы узнавали друг друга.
Из множества чисел священно число “36 ”: 1 + 2 + 3.(три цифры – 3; в сумме – 6, итого – 36)
Оно состоит из единицы, а без единицы нет ни одного числа и она символизирует “ед.” - единство бытия и мира.
Оно состоит из двойки, которая символизирует принципиальную полярность во Вселенной: свет-тьма, добро-зло и т.д.
Оно состоит из тройки, совершеннейшей из чисел, ибо имеет начало, середину и конец.
Кроме того, в числе “36” возможны удивительные превращения, например: 36 = 1+2+3+4+5+6+7+8.
Также божественным числом пифагорейцы почитали священную тетрактиду ("четверицА"), которая выражается суммой первых четырёх чисел 1 + 2 + 3 + 4 = 10.
Можно сделать вывод, что числа у пифагорийцев выступают основополагающими универсальными объектами, к которым предполагалось свести не только математические построения, но и все многообразие действительности. Все в природе получило математическую окраску. Науке о числах отводится огромное место в системе мировоззрения, т.е. фактически математика объявляется философией. Также условием познаваемости является число
Кроме того, ученики Пифагора глубоко исследовали связь чисел с музыкальной гармонией.