1. не является точной наукой, так как не использует эмпирические методы и математический аппарат. Тем не менее, с наукой ее роднит стремление к объективности и истинности.
2. Носит целостный и системный хар-ер, говоря так, при этом подразумевают ее функцию обобщения научных знаний и гипотез для построения единой общей научной картины мира.
3. Носит субъективный,конструктивный,концепцуальный хар-ер. Философия требует критического отношения, обоснования своих теорий(концепций).
Мифология – легенды, при помощи которых объясняется мир и протекающие в нем процессы.
Религия – мироощущение и мировоззрение,и соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога.
Не требует доказательства, а философия – всегда работа мысли.
Наука – это сфера чел деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности;
Культура – являет собой духовные ценности, достижения науки, философии, искусства, образования.
В философии под культурой понимается сфера информационного обеспечения общества. Культура в этом смысле является коллективным интеллектом, коллективным разумом, который формирует, накапливает и хранит социальную информацию, используемую человеком для преобразования окружающего мира и самого себя. Социальная информация кодируется с помощью созданных людьми знаковых средств. Важнейшим из знаковых средств является язык.
№2Предмет философии. Структура философского знания.
Термин “философия” возник из соединения двух греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” —мудрость и означает любовь к мудрости.
Философия – это учение о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. Философия представляет собой теоретическую основу мировоззрения.
Предмет философии:
1. всеобщие взаимоотношения в системе «человек - мир»;
2. все сущее во всей полноте своего смысла и содержания;
3. система общих теоретических воззрений на мир, человека, социальную структуру, уяснение разных форм отношения человека к миру.
Предмет философии – изучение проблем объективной реальности, т.е. мира, существующего независимо от нас и познаваемого нами с помощью средств научного познания.
Суть философии – стремление к осмыслению целого, всеобщего, основополагающего.
Система философского знания:
Философское знание имеет определенную структуру. Это означает, что внутри философии выделяются отдельные части, различающиеся тематикой. Основными разделами философского знания являются:
Платон и школа стоиков разработали первую систематизацию философии, выделив три направления: 1) логику, 2) физику, 3) этику. Философия берет свое начало из логики, далее следует физика как учение о природе, затем – этика как учение о человеке, путях достижения мудрой и осмысленной жизни. В дальнейшем к этим трем направлениям была добавлена метафизика – учение о начале всего сущего.
Философия может быть условно разделена на три части соответственно трем предметам изучения:
1.Объект деятельности – мир в целом (объективная реальность), его категориальная структура;
2.Субъект деятельности – человек и общество (субъективная реальность);
3.Сама деятельность: взаимодействие субъекта с объектом, способы и направления деятельности (мышление, практика, познание, искусство).
Соответственно трем частям предмета можно выделить три части философии:
1.Учение о мире в целом и его категориальной структуре – мировоззренческаячасть;
2.Учение о человеке и обществе – философская антропология и социальная философия;
3.Учение о формах и методах деятельности – методологическая часть.
Структура современной философской науки:
· онтология – учение о бытии;
· гносеология – учение о познании;
· антропология – учение о человеке;
· социальнаяфилософия – учение об обществе;
· когнитивистика – наука о мышлении и познании;
· философияистории – учение об основных закономерностях развития истории;
· аксиология – учение о ценностях;
· этика – учение о морали;
· эстетика – учение о красоте;
· эпистемология (философия науки) – учение о научном знании и научном познании.
Исходный и конечный пункт философствования – мысль.
Основная задача философии – осмысление всего человеческого опыта во всех его проявлениях в наиболее обобщенном и широком охвате.
Главные задачи философии:
· научить человека самостоятельно и творчески мыслить;
· понимать смысл своей жизни;
· правильно оценивать свои возможности и роль в мире.
ОТ МИФА К ЛОГОСУ: РОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ
От мифа к логосу- путь становления античной философии и основ научной рациональности.
Среди решающих условий перехода от мифа к логосу можно выделить:
1) Отказ от «оборотнической логики» мифов. В мифологическом сознании предмет отождествляется с образом, все сливается в единое целое, нет границ между реальным и нереальным, подлинным и мнимым, субъективным и объективным. Отказ от такой логики мифов явился величайшей революцией в мышлении, утвердивший картину мира инвариантной, т.е. не испытывающей превращений действительности в зависимости от свойств человеческой психики.
2) Замена духовно-личностного отношения к дейстительности объективно-субстанциональным. В результате произошло становление объективной идеологии, в которой действительность представлялась не как духовный, а как вещественный объект, самодостаточное образование, независящее от восприятия индивида.
3) Формирование естественного толкования событий. Это качественный сдвиг в познавательном процессе, при котором происходит замена сверхприродных оснований событий на противоположные основания (природные и естественные).
4 ) Становление причинно-следственной типологизации явлений. В мифологическом сознании любое событие представлялось не как естественное, а как символизирующее нечто, действительность строилась на основе типологии «причина-значение».
МИФ. На заре истории человечества, когда были еще в силе родовые принципы в хозяйственной и культурной жизни, господствующей формой мировоззрения была мифология. Мифология есть результат настоятельной духовной потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Мифология – своеобразный процесс познания, который шел через персонифицирование, олицетворение в образах богов, перед которыми человек испытывал чувства удивления, бессилия и преклонения. Вместе с тем реальная жизнь людей тесно переплеталась с обитающими на Олимпе образами богов. Им приписывались даже человеческие пороки. Суть мифологического феномена выявлена метко Г. Гегелем: «Все содержание, приписываемое богам, должно оказаться вместе с тем собственной внутренней сущностью индивидов, так что, с одной стороны, господствующие силы представляются индивидуализированными сами по себе, а с другой стороны, это внешнее для человека начало оказывается имманентным его духу и характеру». Мифология являла собой образно-художественный способ объяснения или, говоря строже, попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал. Эта попытка объяснения осуществлялась через олицетворение сил природы, т. е. уподобление их живым существам. Мифология ориентирована на осмысление фундаментальных законов человеческого бытия, на гармонизацию человека, общества и природы. В мифологии происходило метафорическое сопоставление природных и социокультурных явлений, очеловечивание окружающей природы, одушевление фрагментов Космоса. Попытки объяснения сводились к рассказам о происхождении и творении. Как начальная форма мировоззрения, мифология выражала не только наивные формы объяснения природных и социальных явлений, но и нравственное и эстетическое отношение к миру. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой или, говоря строже, вненаучной формой познания.
ЛОГОС. Логос в зависимости от употребляемого контекста мог получать различные значения. Многозначность употребления слова «Логос» встречается у Гераклита.
1. Логос есть универсальный закон («всеуправляющий Логос»), в соответствии с которым все совершается: «Логос существует вечно… все совершается по этому Логосу».
2. Логос является выражением постоянства, определенности, он устанавливает меру, в пределах которой совершаются все изменения и превращения. Логос – закон, который делает мир упорядоченным, гармоничным и соразмерным. Все изменения происходят внутри Логоса как меры.
3. Логос у Гераклита выражает также единство, тождество противоположностей: добра и зла, дня и ночи, холодного и теплого и т.д., образуя одно целое: «целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, согласие и разногласие, из всего – одно, из одного – все».
4. Логос у Гераклита не относится к миру единичных вещей и не относится к словам и речам о единичном. Логос – обозначение всеобщего. «Логос всеобщ», «поэтому необходимо следовать всеобщему»[1].
Гераклит понятием Логоса выражает свое представление о целостности, единстве и гармонии мира. У него понятия Логоса и Космоса во многом совпадают. Логос – это универсальный, всеобщий разум. Логос заключает фундаментально-онтологичекое содержание, обозначающее сущность и смысл мироустройства. И он может быть только умопостигаемым и не дается простому чувственному восприятию. Логос является объектом созерцания. Движение от мифа к Логосу – это движение от слитости субъекта и объекта, от смутного различения и разграничения Я от не-Я к более или менее четкому пониманию оппозиции Я и не-Я, предмета и образа. Это движение от представления к понятию, от мироощущения, мирочувствования к миропониманию, к созерцанию.
М. МАМАРДАШВИЛИ О СУЩНОСТИ ФИЛОСОФИИ (ПО ЛЕКЦИИ «ФИЛОСОФИЯ – ЭТО СОЗНАНИЕ ВСЛУХ»).
Мераб Мамардашвили (1930-1990) грузинский и российский философ. Философом является каждый человек, смысл и предназначение которого заключается в том, чтобы «исполниться в качестве Человека». Мамардашвили уверен, что «человек есть в той мере, в какой он хочет быть». Согласно мыслителю, философия есть «сознание вслух», явленное сознание: высказывание вслух свидетельств собственного сознания об очевидности. Философствование в повседневной жизни человека имеет значение паузы.
ДАЛЕЕ: ОСНОВНЫЕ ВЫДЕРЖКИ ИЗ СТАТЬИ
Мамардашвили даёт собственное определение философии: « То есть как бы человек пережил что-то, испытал, но просто слов не знал, что это может так называться, и что можно, более того, пользуясь этими словами, пойти еще дальше в переживании и понимании своего опыта. Во все времена и везде философия — это язык, на котором расшифровываются свидетельства сознания.»
«Я хочу определить философию как сознание вслух, как явленное сознание. То есть существует феномен сознания - не вообще всякого сознания, а того, которое я бы назвал обостренным чувством сознания, для человека судьбоносным, поскольку от этого сознания человек, как живое существо, не может отказаться»
«Иными словами, философия не преследует никаких целей, помимо высказывания вслух того, от чего отказаться нельзя. Это просто умение отдать себе отчет в очевидности — в свидетельстве собственного сознания.»
«Философию можно определить и так: философия есть такое занятие, такое мышление о предметах, любых (это могут быть предметы физической науки, проблемы нравственности, эстетики, социальные проблемы и т. п.), когда они рассматриваются под углом зрения конечной цели истории и мироздания.»
Философом Мамардашвили называет каждого человека, однако не отрицает необходимости владеть определённым понятийным аппаратом, чтобы выражать мысли: Я хочу подчеркнуть, что философом является каждый человек — в каком-то затаенном уголке своей сущности. Но профессиональный философ выражает и эксплицирует особого рода состояния, которые поддаются пересказу лишь на философском языке. Иначе они остаются той самой ласточкой Мандельштама, которая вернулась в «чертог теней», не найдя слова.
Мамардашвили определяет характер философских проблем и в целом цель философии: «Философские проблемы становятся таковыми, если они ставятся под луч одной проблемы - конечного смысла»
Бытие: « Существует такое странное определение бытия в философии: бытие — это то, чего никогда не было и не будет, но что есть сейчас. Как ни странно, вопреки логике языка и наглядному представлению»
Смысл бытия: «то, что философы называют смыслом — смыслом истории или смыслом мироздания, - это то, что никогда не реализуется в пространстве и времени. И никогда не исполняется в виде какого-нибудь события или состояния, например государственной конституции, которая была бы примером этого смысла. Смысл (а он всегда полный) не есть предмет, находимый в мире, — также как граничный конец истории не есть часть истории, событие в ней. Конец времени не есть часть времени»
«Человеку очень важно, чтобы счастье, как и несчастье, были результатом его собственных действий, а не выпадали ему из таинственной, мистической дали послушания. Важно сознание зависимости происходящего в мире - и в удаче, и в неудаче - от того, что сам человек мог бы сделать, а не от потусторонне «высшей» (анонимной или олицетворенной) игры»
БИЛЕТ 5. ОРТЕГА-И-ГАССЕТ О СУЩНОСТИ ФИЛОСОФИИ
Ортега-и-Гассет – крупнейший испанский философ XX в., написавший большое количество работ по самым разным философским проблемам: философской антропологии, истории философии, философии техники, эстетики, истории науки.
В изученной работе «Что такое философия» Ортега ищет ответы на вопросы об определении философии, о мотивах, побуждающих людей философствовать.
Особенности философии как науки по Ортеге:
1. Философия – познание Универсума. Универсум – всё имеющееся, совокупность абсолютно всего существующего (вещей, идей, фантастического и т.д), его нельзя точно определить. Об Универсуме известно только, что он целостен (т.е. вне его ничего нет), единственен по своей природе (не является одним из остальных объектов). Таким образом, в отличие от других наук, предмет философии чётко не определен, и философ берется за изучение того, что само по себе неизвестно.
2. Объект и предмет философии не имеет и не может иметь границ. Предмет философии не совсем понятен, это то, суть чего мы не знаем. Предмет и объект философии не может быть статичным и ясным, потому что философия работает с единым целым и постоянно пребывает в состоянии поиска предмета исследования.
3. Специфичное употребление термина «познание». Для остальных наук – это «конкретное позитивное решение проблемы, т.е. совершенное проникновение субъекта в объект с помощью разума». В ситуации с другими науками это возможно. Однако в случае с философией разум (рациональный субъект) должен проникнуть в иррациональную реальность, непроницаемую для разума. Поэтому мы можем установить только шкалу ценностей познания в соответствии с большим или меньшим приближением к цели проникновения субъекта в объект.
4. Философия как познание Универсума – целостная система умственной деятельности, в которую систематически организуется стремление к абсолютному знанию. Просто мысли становятся философией только тогда, когда реакция разума на Универсум такая же целостная и абсолютная система, как и Универсум.
5. Философия принимает за проблему как разрешимую, так и неразрешимую проблему. Если проблема неразрешима, то философ должен это доказать. Другим наукам свойственен практицизм – изучение только решаемых проблем с помощью заранее установленных методов.
6. Наука отличается строгостью и точностью. Однако из-за этого наука не может выходить за рамки поставленных вопросов и проблем, не затрагивает конечные вопросы. Наука отказывается искать истоки, первоначало всех событий. Цель же философии – поиск первоначала.
7. Научная истинаточна, но неполна и несамодостаточна, поскольку её объект лишь часть Универсума. Философская истина неточна, но полна.
8. Проблемы философии:
a. Мы знаем, что ищем целое, но попадаются нам только части Универсума
b. Неизвестно, является ли Универсум окончательно целым, существует ли Мультиверсум.
c. Познаваем ли объект вообще
ВЫВОД: философия – это система истин. Эта система построена так, что в её основу не может быть положена ни одна истина, которая считается доказанной вне этой системы. Поэтому все философские допущения философ должен добывать собственными средствами. Иными словами, философия автономна.
БИЛЕТ 6. КОНЦЕПЦИИ АТМАНА И БРАХМАНА В ВЕДАНТЕ
Веданта (конец, завершение Вед, т.е. Упанишады) – философская основа индуизма, одна из 6 ортодоксальных школ, разрабатывающих учение о единстве Брахмана и Атмана.
Основа философии Веданты – концепция двух миров, которые противостоят друг другу:
1) Мир существования (изменяемый, невечный)
2) Мир реальности (неизменяемый, вечный).
Мир реальности имеет 2 полюса:
· Субъективный – Атман (букв. «душа»)
· Объективный – Брахман (букв. «молитва»)
Брахман есть безличная абсолютная реальность, основа всего сущего, постигая которую человек достигает мокшу (погружение в верховном божестве, слияние с ним, высшее блаженство). Единственный источник знания о Брахмане – учение веданты, а не умозаключения или умозрение.
В Веданте Брахман объясняется апофатически (т.е. суть Бога объясняется путем отрицания всех возможных его определений), то есть Брахман – это то, что вне времени, пространства, слов, образа, нетленное, нестановящееся, немыслимое, невидимое и прочее.
Брахман неопределим по своей сущности, но обнаруживается по своим проявлениям, которые равнозначны состояниям этого мира.
В сфере философской рефлексии Брахман сопоставим с безличным богом философов, с гегелевской абсолютной идеей и т.д.
Согласно основателю адвайта-веданты Шанкару, Брахман известен каждому без доказательств, «ибо он есть Атман – внутреннее «Я» всех существ, ибо каждый, ощущает своё Я и не скажет: «Меня нет». Атман – вечная, неизменная духовная сущность, абсолют, который осознает собственное существование.
Таким образом, в веданте концепция вселенского духа Брахмана тесно связана с личностным восприятием каждым человеком всеобъемлющего Бога в качестве индивидуального Атмана. Брахман и Атман едины. Цель духовной практики – осознание этого единства и слияние Атмана с Брахманом
Философия буддизма
План:
1) Предпосылки
2) Суть учения в тезисах
3) Основные школы
4) Глоссарий
Предпосылки буддизма
Буддизм появился в так называемое «Осевое время» по Ясперсу. Связывает он его с появлением у многих народов «теоретической рефлексии» и осмысления человеком самим себя как личности. Предпосылками появления буддизма являлись разрушение социально-родового строя, развитие социальной стратификации (варны), развитие государства.
Развитие городов способствовало появлению новых социальных групп, таких как торговцы, которые считались в ведизме «нечистым». Тем не менее, они были крайне влиятельны, а религиозной легитимизации не было, ее и предоставил буддизм (торговцы охотно приносили дары в буддийскую общину)
Появления бродяг-шраманов, которые скитались с целью познания своего «я», вне строгого ведизма и его ограничений.
Учение
Учение направлено на выход из бесконечного круга перерождения и достижения нирваны. Каждый человек сам ищет свой путь. Нирвана – избавление от страданий, привязанностей, страстей, желаний и условий.
1) Не сформулировано в едином и универсальном виде
2) Дхарма – это послание конкретному человеку в конкретной ситуации. Направленность учения на личность.
3) Огромное разнообразие учений в рамках буддизма (см.3)
4) Наличие у всех разнообразных учений ядра, сказанного Буддой.
I. – Четыре благородные истины
1) Всеобщая изменчивость вызывает страдания всего живого
2) Причина страдания – желание
3) Желание можно устранить
4) Восьмеричный путь к устранению страдания (В.п. состоит из правильных взглядов, намерений, речей, действий, образа жизни, усилия, осознавания и сосредоточения). Конкретный способ, как стать самому Буддой и достичь нирваны, выбравшись из круговорота Сансары.
II. – Взаимосвязанное возникновение всех элементов существования (пратитья-самутпада). Концепция причинности.
5) Отрицание души как метафизической субстанции, но есть «я» как субъект в практическом и моральном смысле.
6) Человеческое существо – сочетание 5 агрегатов скандх, ни одно из которых не является «я», психофизических элементов –дхарм.
7) Личность постоянно находится в движении, не имея постоянно сущности, души (аттман).
8) Духка – страдания. Их причина в том, что действия человека содержат потенцию морального воздаяния (карма), которая проявляется и в этой жизни, и в следующих перевоплощениях (сансара).
9) Высшая религиозная цель – достижение нирваны – прекращение бесконечного потока существования, ассоциирующихся с затуханием, успокоением дхарм.
10) Не отрицает божков и демонов, говорит, что поклонение им – пустая трата времени.
11) Социальная несправедливость – продукт кармы. Плохо жил – плохо получил. Только полный разрыв с обществом и уход в отшельники может резко изменить статус человека.
12) Богатство – не порок. И бедный, и богатый имеют равные шансы достигнуть нирваны.
13) По мнению буддизма все люди равны, а неравенство – это продукт обычая и предрассудков. Но социальный порядок – это данность, с которой нужно считаться.
14) Отказ от ритуализма
15) Собственное уразумение истины, необходимость следовать внутреннему «Я» и самому искать истины, а не следовать каким-то сторонним критериям. В связи с этим положением широкая популярность буддизма.
16) Человек должен придерживаться «срединного пути» и избегать крайностей – когда человек действует по инерции своих привычек, страстей и т.д. Т.е. человек не отдает себе отчета в том, что происходит. Важнейшая заповедь Будды – судить о том, что пережил сам. Срединный путь – сознательное отношение ко всему происходящему, сознательный тип поведения, который ведет к «высшему просветлению».
17) Будда – лишь учит, как спастись, а не спасает. Нет божественного промысла. Нет богоотверженных и богоизбранных. Спасение изнутри, а не извне.
18) Изменчивость мира и человека
Основные школы:
Хинаянские: вайбхашика и саутраника. Махаяны: мадхьямика и йогачара
Глоссарий:
1) Сангха – мировая буддийская община. Бесконечная и являющаяся
2) Дхарма – в ед.ч. праведность в целом (следование благородным истинам), мн.ч. – нравственные опыты и ситуации. Чрезвычайно богатый термин. Идентична 4 благородным истинам.
3) Брахман – праведник и мудрец.
4) Архат – идеальный брахман, достигший святости или нирваны.
5) Бодха – просветление.
6 ) Карма – закон морального воздаяния.
7) Джива – душа.
8) Нирвана – прекращение бесконечного потока существования. Не равняется физической смерти.
9) Восьмиричный путь – способ достичь нирваны.
10) Сансара – круговорот перерождений.
11) Духка – страдания.
12) Шраман – отшельник (букв. Совершающий усердие)
13) Аттман – душа.
14) Будда – человек достигший нирваны и проповедующий Дхарму. Может стать любой человек.
15) Боддхисатва – лицо, откладывающее свой уход, для помощи другим созданиям.
16) 4 благородные истины – что необходимо познать.
17) Паранирвана – смерть достигшего нирваны, уход из всех миров и полное завершение всех процессов. Именно поэтому бодхисатвы и не умирают, чтобы еще помогать всяким.
Билет№8
«Дао дэ цзин»: о Дао и дэ, о совершенномудром, о правлении (доклад по первоисточнику)
План: 1) Общая характеристика 2) Разбор отдельных положений 3) Выдержки из первоисточника
Общая характеристика учения: прежде всего, необходимо отметить, что в связи с чрезвычайно широким и неопределенным характером учения, различных течений учения существовало великое множество. Даосизм возник как протест патриархальной знати против зародившейся новой аристократии, связанной с чрезмерным обогащением, поэтому она стремилась развенчать теологическое толкование понятия "Дао", которое использовалось новой аристократией для легитимации своего господства.
Сам источник очень короткий. Его тоже можно почитать. Формулировки там действительно очень размытые.
1) Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним — в этом смысл, цель и счастье жизни.Естественный путь вещей, не допускающий внешнего вмешательства. Позже Дао трактовался как «небесная воля», «чистое небытие». Споры об идейном содержании не утихают до сих пор.
Это и путь, и метод, и закономерность, и учение, и, правда, и истина и иное. По существу весь объективный и субъективный мир можно свести к одному текучему первоначалу — Дао. Дао предопределяет весь ход событий во Вселенной и человеческом обществе. Оно соединяет в себе потенции двух других универсальных движущих сил мирового процесса — инь и ян. Самостоятельно они не существуют, весь смысл космогенеза и антропогенеза — в их взаимодействии, взаимопроникновении, взаимодополнении.
Таким образом, Дао выступает в качестве естественного закона, который определяет законы развития всего сущего (неба, природы, общества) и олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость.
2) Через Дэ мы познаем Дао. Дэ – это внешнее выражение Дао. Иногда понимается как добродетель. В самом общем смысле обозначает основное качество, обусловливающее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи, т.е. индивидуальную благодать. Дэ – это собирательный образ всего множества разнонаправленных сил, способных приходить в столкновение друг с другом. Дэ – это своеобразное внутреннее ограничение, в отличие от ограничений внешних: наказания и закона.
3) «Совершенномудрые» выступают как идеальные мудрецы и правители, посредством «недеяния» и «естественности» (цзы жань) обеспечивающие единство социального и природного аспектов космоса.Он знает и ничего не умеет, а только питает себя и усваивает всем телом вселенскую гармонию. Недеяние - это не полное бездействие, а следование естественному закону. Даос не экстравертен, не направлен на активное преобразование внешнего мира, он интровертен, его взор обращен вовнутрь самого себя. Понимается под ним также естественный человек.
4) Идеальный правитель - следующий естественному пути. Основу концепции управления у Лао-цзы составляет принцип недеяния ("у вэй"), на который опирается совершенномудрый правитель. Он предоставляет всему идти своим естественным путем. Мудрый правитель ни во что не вмешивается, он не мешает дао. Поэтому "лучший правитель тот, о котором парод знает лишь то, что он существует". Отсюда следует вывод: "Когда правительство спокойно, народ становится простодушным. Когда правительство деятельно, народ становится несчастным". Отсюда отрицательное отношение к войне.
О дао:.
1) Смотрю на него и не вижу, а поэтому называю его невидимым. Слушаю его и не слышу, поэтому называю его неслышимым. Пытаюсь схватить его и не достигаю, поэтому называю его мельчайшим. Эти три [качества дао] необъяснимы. Поэтому они сливаются воедино. Его верх не освещен, его низ не затемнен. Оно бесконечно и не может быть названо. Оно снова возвращается к небытию. И вот называю его формой без форм, образом без существа. Поэтому называют его неясным и туманным. Встречаюсь с ним и не вижу лица его, следую за ним и не вижу спины его.
Держась древнего дао и овладевая теперешним бытием, можно познать древнее начало. Это называется нитью дао.
2)... Это я называю дэ, избегающее борьбы. Это сила в управлении людьми. Это значит следовать природе и древнему началу [дао].
О дэ:
1) Рождать существа и воспитывать их, создавать и не обладать тем, что создано, творить и не воспользоваться тем, что сделано, будучи старшим среди других, не считать себя властелиномвсе это называется глубочайшим дэ.
2) Человек с высшим Дэ не стремится делать добрые дела, поэтому он добродетелен;
человек с низшим Дэ не оставляет намерения совершать добрые дела, поэтому он не добродетелен;человек с высшим Дэ бездеятелен и осуществляет недеяние;человек с низшим Дэ деятелен, и его действия нарочиты.
3) Дэ появляется только после утраты Дао;человеколюбие — после утраты Дэ.
4) Тот, кто [служит] дао, тот тождествен дао. Тот, кто [служит] дэ, тот тождественен дэ. Тот, кто теряет, тождествен потере. Тот, кто теряет дао, приобретает дао. Тот, кто тождествен дэ, приобретат дэ. Тот, кто тождествен потере, приобретает потерянное. Только сомнения порождают неверие.
5) Дао рождает [вещи], дэ вскармливает [их]. Вещи оформляются, формы завершаются. Поэтому нет вещи, которая не почитала бы дао и не ценила бы дэ. Дао почитаемо, дэ ценимо, потому что они не отдают приказаний, а следуют естественности.
О совершенномудром:
1) Кто, имея знания, делает вид, что не знает, тот выше всех. Кто, не имея знаний, делает вид, что знает, тот болен. Кто, будучи больным, считает себя больным, тот не является больным. Совершенномудрый не болен. Будучи больным, он считает себя больным, поэтому он не болен.
2) Поэтому совершенномудрый делает и не пользуется тем, что сделано, совершает подвиги и себя не прославляет. Он благороден потому, что у него нет страстей.
3) Кто действует - потерпит неудачу. Кто чем-либо владеет - потеряет. Вот почему совершенномудрый бездеятелен, и он не терпит неудачи. Он ничего не имеет и поэтому ничего не теряет. Кто осторожно заканчивает свое дело, подобно тому, как он его начал, у того всегда блаполучие. Поэтому совершенномудрый не имеет страсти, не ценит труднодобываемые предметы, учится у тех, кто не имеет знаний, и идет по тому пути, по которому прошли другие. Он следует естественности вещей и не осмеливается [самовольно] действовать.
О правлении:
1) Правление мудрого человека делает сердца подданных пустыми, а желудки полными... Оно постоянно стремится к тому, чтобы у народа не было знаний и страстей, а имеющие знания не смели бы действовать.
2) Управление страной должно соответствовать спокойствию; дело должно соответствовать возможностям; действие должно соответствовать времени. И если не бороться, то не будет ропота среди народа.
3) Любовь к народу и управление страной осуществляются без умствования. Знание этой истины делает возможным недеяние.
4) Знающий постоянство … становится государем. До конца жизни [у такого государя] не будет опасности.
5) Для того, чтобы управлять страной и служить людям, лучше всего соблюдать воздержание.
6) В древности умевший служить дао не просвещал народ, а делал его глупым. Трудно управлять народом, когда у него много знаний. Поэтому управление страной при помощи знаний враг страны, а без их применения счастье страны.
7) Народ голодает оттого, что слишком велики поборы и налоги. Вот почему [народ] голодает. Трудно управлять народом оттого, что правительство слишком деятельно.
8) Даже если имеется много орудий, не надо их употреблять. Нужно сделать так, чтобы народ не странствовал далеко до конца своей жизни. Даже если имеются лодки и колесницы, не надо их употреблять. Даже если имеются вооруженные войска, не надо их выставлять. Надо сделать так, чтобы народ снова начал плести узелки и употреблять их вместо письма. Надо сделать вкусным его питание, прекрасным его одеяние, устроить ему спокойное жилище, сделать веселой его жизнь.
БИЛЕТ 11. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ. ДИАЛЕКТИКА ГЕРАКЛИТА
Милетская школа была основана Фалесом в Милете – греческой колонии в Малой Азии. Является древнейшей школой греческой философии, относится к раннему (досократическому) периоду ее формирования. Главные представители – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Милет был богатым торговым городом; благодаря его сношениям со многими цивилизациями (Египет, Вавилония и др.) первобытные предрассудки и суеверия в этом городе были ослаблены. Это позволило Милетской школе стать одним из родоначальников натурфилософии – философии природы, понимаемой как целостнаясистема самых общих законов естествознания.
Основная идея милетской школы - единство всего бытия. Это единство обусловлено существованием единой материальной основы, тождественной всем вещам; первоэлементом, из которого состоит весь мир. Этот первоэлемент именовался термином «Архэ».
Эта общая идея была по-своему конкретизирована каждым из представителей школы:
Согласно Фалесу, все многообразие природы, вещей и явлений сводится к одной основе (архэ), в качестве которой он рассматривал “влажную природу”, или воду. Фалес считал, что все возникает из воды и в нее же возвращается. Он наделяет первоначало, а в более широком понимании весь мир одушевленностью и божественностью, что находит свое подтверждение в его изречении: “Мир одушевлен и полон богов”. При этом божественное Фалес, по существу, отождествляет с первоначалом — водой, т. е. материальным. Самый известный тезис Фалеса - "познай самого себя".
С точки зрения Анаксимандра, в качестве архэ выступает апейрон (беспредельное). В его интерпретации апейрон не является ни водой, ни воздухом, ни огнем. Апейрон есть материя, которая находится в вечном движении и порождает бесконечное множество и многообразие всего существующего. Апейрон содержит в себе противоположности - горячее и холодное, сухое и влажное и т.д. Наличие в нем противоположностей позволяет ему порождать различные вещи. Он невидим и вечен (не имеет начала и конца во времени).
Анаксимен считал, что все вещи возникли из воздуха и представляют его модификации благодаря сгущению и разрежению. Воздух - это вещество с противоположными качествами. Он родственен душе человека. "Душа приводит в движение тело человека, а воздух - Вселенную".
Гераклит Эфесский - основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Сам Гераклит определял диалектику как учение о вечном становлении и изменчивости бытия. При этом изменение рассматривается не как перемещение, а как процесс становления Вселенной, Космоса.Диалектичность суждений Гераклита подтверждается многочисленными высказываниями, которые навечно вошли в историю философской мысли. Это и знаменитое “нельзя дважды войти в одну и ту же реку”, или “все течет, ничто не пребывает и никогда не остается тем же”.
Многие относят Гераклита к Милетской школе, однако это не совсем верно. В его философии выделяется две части - экзотерическая и эзотерическая. Только первая из них близка милетской натурфилософии. Здесь Гераклит выдвигает в качестве первоначала огонь – легкую подвижную стихию. Огонь рассматривается Гераклитом не только как первая сущность, но и как реальный процесс, в результате чего благодаря разгоранию или угасанию огня появляются все вещи и тела.
Что же касается эзотерической части философии Гераклита, то здесь мы находим пример номологического архэ (от греч. «номос» - закон). Среди материальных вещей, считает Гераклит, невозможно найти подлинного архэ, так как все материальные стихии постоянно превращаются, исчезают и возникают, в то время как архэ не должно быть подверженным каким-либо изменениям. Подлинным архэ в эзотерической философии Гераклита оказывается некоторый универсальный Закон (Логос), организующий и определяющий всю систему материальных превращений. Он подобен мировому расписанию событий, определяющему, когда какому началу нужно возникнуть, когда исчезнуть, сколько и как просуществовать. Эта часть философии Гераклита была долгое время непонятна грекам, за что он был прозван ими «Темным».
Учение Парменида о бытии.
Парменид имеет в виду под «бытием» как бы массу, заполняющую мир. Сущее (бытие) не возникает и не уничтожается, оно неделимо, непроницаемо и неподвижно; оно равно самому себе и подобно совершенному шару.
Только бытие может мыслиться, о не-сущем нельзя ни мыслить, ни говорить. А значит, мышление оказывается не только критерием существования (есть то, что может мыслиться и высказываться), но и тождественно с ним, поскольку «одно и то же мысль и то, о чем мысль существует», или, попросту говоря, «одно и то же мыслимое и сущее».
Бытие познается при помощи разума, чувства обманчивы, из-за них могут возникать неточности.
«Бытие есть, а небытия нет»
«Быть - тождественно мыслить»
Мы не можем представить то, чего вообще не видели. Если не познано – не можем зафиксировать в качестве реального. Правильно мыслить – открывать бытие.
Бытие едино. Если бы их было много, их бы разделяло небытие, а его нет. Неподвижно. Бытие не возникает – оно вечно (не могло возникнуть из небытия).
Не бесконечно? Бытие оформлено – имеет форму шара. Форма противоречит бесконечности? Но. Шар - совершенная фигура. Шар нужно видеть мозгами, а не чувствовать, он не пространственный.
Бытие тождественно благу. Бытие тождественно истине и красоте.
Апории Зенона.
Апории – противоречия, парадоксальные суждения. Невозможно без противоречий мыслить движение и пространство.
Дошло 9 апорий из 45 выдвинутых Зеноном.
Классические:
Апория меры. Всякая часть пространства имеет толщину?
Количество точек пространства бесконечно. Значит, если бы точки имели толщину, то любое тело имело бы бесконечное величину. Если бы не имели – сколько нули не складывай, все равно будет ноль, т.е сумма всех точек не будет иметь величины. Проблема континуальности\дискретности.
Значит, невозможно мыслить тело в виде суммы неделимых частиц (спор с пифагорейцами)
Дихотомия. Чтобы преодолеть половину, нужно пройти половину половины, и таких половин бесконечное множество.
След-но, движение невозможно (его нельзя начать)
Аристотель: нельзя отождествлять бесконечность с бесконечной делимостью. Пространство и время делимы до бесконечности потенциально, но не поделены до бесконечности актуально. Остается проблема актуальной бесконечности – невозможность мыслить завершенную бесконечность.
Ахиллес и черепаха. Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.
Та же проблема, что и в дихотомии. Чтобы догнать черепаху Ахиллес должен занять бесконечное множество «мест», которые до тех пор занимала черепаха.
Стрела. Летящая стрела покоится. В каждый момент времени стрела занимает определенное место, равное своему объему. Но если занимать равное место, то двигаться невозможно (движение предполагает, что предмет занимает больше места, чем он сам). Значит, движение можно мыслит только как сумму состояний покоя, а это невозможно (0+0=0). // в каждый момент времени стрела покоится, а поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится всегда.
Исходит из понимания времени как суммы дискретных (неделимых) моментов, отдельных «теперь».
Все апории имеют целью доказать невозможность движения.
Вопрос 15.Основные идеи атомистического учения Левкиппа - Демокрита.
Левкипп поддерживал идеи Парменида о неизменяемости бытия и качественной однородности сущего. Само же различие предметов и их многообразие заключается в том, что существует относительное небытие, то есть пустота, которая и разделяет все предметы на множество элементов. Свойства этих элементов зависят от ограничивающего их пустого пространства, различаются они по величине, фигуре, движению, но все элементы мыслятся как однородные, непрерывные и потому неделимые (atomoi).