В Брюгге был еще один живописец, служивший украшением нашего искусства и по достоинству считающийся в числе знаменитых художников, – это Маркус Герартс, очень хороший мастер, написавший много разных картин как в Брюгге, так и в других местах. Он был универсален и очень опытен во всем: в фигурах, пейзаже, архитектуре, композиции, рисунке, в гравировании крепкой водкой, в миниатюрной живописи – словом, во всем, что может обнять искусство. Особенно он был искусен в пейзажах. Он обычно рисовал на маленьком мосту или где‑либо еще фигурку женщины, справляющей нужду. Он много также рисовал для живописцев по стеклу и для других художников. Когда в 1566 году, под влиянием проповедей нового учения, искусство пришло в застой, он выпустил в свет украшенную офортами книгу басен Эзопа, представлявшую собой очень красивое и превосходно исполненное произведение. Перед тем он нарисовал и выгравировал крепкой водкой большой, в виде карты, план города Брюгге[304]. Это было такое произведение, что лучшим его, по моему мнению, сделать было нельзя, столько труда и времени затратил на него художник; оно отличалось чистотой, красотой и совершенством в исполнении, а также точностью в передаче всех подробностей.
Он умер в Англии. Я очень старался узнать о возрасте и дате смерти художника от его сына, но тот не пожелал сделать мне этого одолжения, так как он, может быть, полагал, что ему не подобает писать что‑либо в похвалу своего отца.
Примечания
Маркус Герартс Старший (ок. 1520, Брюгге – ок 1590, Лондон?) – нидерландский живописец, рисовальщик и гравер. В юности он, возможно, учился в Брюсселе в мастерской Барента ван Орлея, а после смерти последнего (1543) сотрудничал с Иеронимом Коком в Антверпене или с другими граверами. Герартс создавал произведения на религиозные сюжеты, архитектурные и орнаментальные композиции, топографические рисунки, изображения зверей и птиц, а также рисунки для витражей. Около 1558 г. он вернулся в Брюгге, где вступил в гильдию св. Луки. В 1561–1565 гг. выполнял работы для местных церквей. Во время испанского террора (1568) Герартс уехал в Англию и вернулся в Нидерланды в 1577 г.: в этом году его имя появляется в списках членов гильдии живописцев Антверпена. Еще раз оно фигурирует в этих списках в 1585/86 г. Умер Герартс, по всей вероятности, в Лондоне, куда переехал вместе с сыном художником Маркусом Герартсом Младшим (1561, Брюгге – 1635, Лондон). Герартсу Старшему принадлежал проект декоративного оформления гробниц Карла Смелого и Марии Бургундской (1561, Брюгге, церковь Богоматери). Известно также, что он завершил алтарь «Страсти Господни», начатый Б. ван Орлеем и находящийся в той же церкви.
Жизнеописание Кристофа Шварца (Christoph Schwarts), живописца из Мюнхена
В наше время жемчужиной в живописи всей Германии считался Кристоф Шварц из Мюнхена в Баварии, который состоял придворным живописцем светлейшего государя Баварии.
Он был превосходным колористом, доказательством чего служат его огромные и великолепные произведения, находящиеся в церкви Иезуитов в Мюнхене[305], а также в других местах. Некоторые из его работ, как, например, «Страсти Господин», где Христос чаще всего изображен лежащим на земле, а также многие другие вещи, воспроизведенные Иоанном Саделером[306] в превосходных гравюрах, заставляют нас почувствовать талант художника в композиции и передаче движения фигур.
Голциус во время пребывания своего в Мюнхене в 1591 году нарисовал карандашом его портрет. Шварц умер в 1594 году[307].
Примечания
Немецкий живописец и рисовальщик Кристоф Шварц (ок. 1548, Мюнхен – 1592, там же) происходил из семьи золотых дел мастеров. С 12 лет учился у мюнхенского художника Ганса II Боксбергера. В 1569 г. получил звание мастера. Около 1570 г. Шварц участвовал в праздничном оформлении бракосочетания принца Вильгельма Баварского и герцогини Ренаты Лотарингской, а также в создании большого алтаря для церкви Богоматери в Ингольштадте. Между 1570 и 1573 гг. художник посетил Италию и, согласно Карло Ридольфи, некоторое время работал в мастерской Тициана. По возвращении в Мюнхен он был назначен главным городским художником и придворным живописцем герцога Баварского Альберта IV. Шварц создавал многочисленные алтари, эскизы декоративных росписей, портреты, миниатюры, украшал фресками фасады жилых домов. Кроме упомянутых К. ван Мандером алтарных картин в церкви Св. Михаила в Мюнхене до нас дошли алтарный образ «Коронование Мадонны над Аугсбургом» (1585), «Распятие» (оба – Мюнхен, Старая пинакотека); «Святые Себастьян и Доминик» (Аугсбург, церковь Доминиканцев); «Положение во гроб», «Гибель Адониса» (оба – Вена, Художественноисторический музей); «Падение Сенахериба» (Брюнн, Музей), а также ряд портретов. Многие картины Шварца известны по гравюрам. Его рисунки хранятся в музеях Мюнхена, Берлина, Дрездена, Веймара, Штутгарта, Брауншвейга, Парижа.