Мне охотно из сострадания простили бы, что я, добывая сведения о жизни знаменитых живописцев, достиг меньшего, чем хотел, если б только знали, как много прилежания и труда, даже превышавшего мои силы, я употребил на то, чтобы их получить. Да и кто же был так удачлив, что мог достичь всего или выполнить, как желал, все то, за что взялся, хотя бы и с усердием и самым добрым намерением! Весьма немногие.
Однако мне трудно было бы обойти молчанием некоторых особенно замечательных живописцев; поэтому я хочу рассказать здесь о Питере Поурбусе, который по рождению был голландец из города Гауды, но с детства жил в Брюгге, где он, как было сказано в другом месте, женился на дочери Ланселота Блонделя.
Он был хорошим мастером по части фигур, композиций и портретов с натуры. Много алтарных картин и других его произведений было в Брюгге; но самое лучшее из его творений – «Житие св. Губерта» – находилось в Большой церкви в Гауде. На средней доске алтаря был изображен обряд крещения, где было представлено, как епископ с двумя людьми, державшими факел, совершал таинство крещения над двумя особами в превосходно переданной перспективе красивого храма. На одной из створок Питер изобразил искушение, выражавшееся в том, что злые духи предлагают святому сокровища, а тот их отталкивает, на другой створке предметом искушения служат женщины. На внешней стороне были написаны гризайлью «Введение во храм Марии» и «Встреча Марии и Елизаветы». Эти картины и теперь еще находятся в Делфте.
Будучи также хорошим картографом, или землемером, Питер написал для советников вольного города Брюгге масляными красками на большом полотне карту вольных земель города со всеми находившимися на них деревнями и местечками.
Однако из‑за того, что полотно было густо загрунтовано белой клеевой краской и часто развертывалось и снова свертывалось в трубку, грунт во многих местах совсем отстал или отслоился. Последним из виденных мною его произведений был портрет герцога Алансонского, написанный им с натуры в Антверпене; это было одно из замечательнейших творений искусства.
Мне никогда не приходилось видеть такой удобной мастерской, какая была у него. Он умер около 1583 года.
Франс Поурбус, сын и ученик Питера Поурбуса, сделавшийся позднее учеником Франса Флориса, намного превосходил отца в искусстве и может считаться самым лучшим из всех художников, вышедших из мастерской Флориса. Он был так даровит, что Флорис часто не то шутя, не то серьезно говорил: «Это мой учитель» или «Вот идет мой учитель». Ко всему этому он так был ласков и любезен в обхождении, что казалось, будто он есть сама воплощенная вежливость. В 1564 году он вступил в антверпенскую гильдию живописцев[299].
Франс написал много превосходных картин и замечательно хороших портретов в манере необыкновенно красивой и приятной.
Он никогда не выезжал из пределов родной страны, хотя в 1566 году совсем было собрался ехать в Италию, и я даже видел его уже в дорожном платье уезжавшим в Гент проститься с Лукасом де Хере; но, вернувшись оттуда в Антверпен, чтобы попрощаться с близкими людьми, он задержался там, запутавшись в любовных сетях, и закончил тем, что женился на дочери Корнелиса Флориса, брата своего учителя Франса.
Поурбус превосходно умел писать с натуры животных; я видел его «Земной рай» со множеством животных и деревьев, написанных с натуры так верно, что сразу же можно было распознать груши, яблони и ореховые деревья. Картина эта отличалась изумительной красотой, хотя была им создана еще в юности. Несколько алтарных картин его я видел в церкви Св. Иоанна в Генте.
Для президента Виглиуса он написал картину «Крещение Христа» с одной створкой, на которой было изображено обрезание и еще другие события, и, сверх того, несколько портретов[300]. В одном из монастырей Ауденарде находилась его картина, на которой были изображены Поклонение волхвов, Рождество Христово и еще что‑то; все это было исполнено замечательно хорошо. В доме отца Франса Поурбуса в Брюгге была некогда его алтарная картина со створками, изображавшая легенду о св. Георгии, написанная для жителей города Дюнкерка, где она находится и теперь[301]. На средней доске мы видим усекновение главы св. Георгия, а в глубине, среди красивого пейзажа, битву с драконом. Створки представляют разные сцены из жизни святого, как, например, совращение в идолопоклонство и тому подобное. Бесспорно, что это превосходное произведение было настолько хорошо написано, что его и одного было бы достаточно, чтобы свидетельствовать о высоких заслугах в искусстве ее творца, если б даже и не существовало никаких других его произведений.
Франс Поурбус был знаменосцем в городской антверпенской страже, и вот однажды, сильно разгоряченный ходьбой со своим знаменем, он, отдыхая в караульне, надышался там испарений, исходивших из сточной трубы, которую тогда чистили. Вернувшись домой, он захворал и вскоре умер, что произошло в 1580 году.
Он был женат дважды, и вторая супруга после его смерти вышла замуж за Ганса Йорданса[302], ученика Мартина ван Клеве, который, как говорят, не уступал в искусстве своему учителю, ибо был превосходным мастером равно в фигурах и в пейзажах, а также в исторических композициях и очень искусен и изобретателен в изображении самых разнообразных предметов и явлений, как то: крестьян, солдат, моряков, рыболовов, ночных сцен, пожаров, скал и других подобных красивых вещей. Он вступил в антверпенскую гильдию в 1579 году и в настоящее время живет в Делфте, в Голландии. У Франса Поурбуса остался сын, носящий то же имя, что и он, очень хороший живописец портретов с натуры[303].
Примечания
Питер Поурбус (1523/24, Гауда? – 1584, Брюгге) – родоначальник династии нидерландских художников, живописец, рисовальщик, картограф и гражданский инженер. С ранней юности жил в Брюгге, где в 1543 г. был внесен в списки гильдии св. Луки. Поурбус принимал активное участие в общественной жизни города: был членом стрелковой роты Св. Георгия, дважды избирался деканом гильдии живописцев (в 1569–1570 и 1580–1581 гг.), а в 1580 г. был назначен главой прихода Св. Николая, в котором жил. После смерти П. Поурбуса его вдова получила государственную пенсию, а портрет художника был помещен в ратуше города Брюгге. У кого учился Поурбус, неизвестно. В ранних его работах чувствуется влияние Яна Скорела, возможно воспринятое через Ланселота Блонделя, на дочери которого он женился около 1545 г. Позже художник приобрел дом и открыл там мастерскую. В числе учеников были его сын Франс Поурбус Старший и позднее – внук Франс Поурбус Младший. В 1549 г. Поурбус участвовал в оформлении города для торжественной встречи императора Карла V и его сына принца Филиппа. Он писал алтари, картины на религиозные и аллегорические сюжеты, портреты, в том числе групповые. Сохранилось довольно большое число его произведений: «Семь радостей Марии» (ок. 1545, Дорник, церковь Богоматери); «Аллегория верной любви» (ок. 1547, Лондон, Галерея Уоллес); «Тайная вечеря» (1548, Брюссель, собрание Де Маере); триптих «Крещение Христа» (1549, Мадрид, частное собрание); «Страшный суд» (Брюгге, Музей Грунинге); «Благовещение» (1552, Гауда, Городской музей); «Семь скорбей Марии» (так называемый триптих Ван Белле, 1556, Брюгге, церковь Св. Иакова); триптих Братства Св. Таинств (1559, Брюгге, церковь Христа Спасителя); «Поклонение золотому тельцу» (Дублин, Национальная галерея Ирландии); «Снятие с креста» (1570, Брюгге, Музей Грунинге); «Поклонение пастухов» (так называемый триптих Дамхаудера, 1574, Брюгге, церковь Богоматери); «Групповой портрет членов Братства Св. Крови» (1556, Брюгге, Музей Братства Св. Крови), а также ряд одиночных портретов (Брюгге, Музей Грунинге; Антверпен, Королевский музей изящных искусств; Антверпен, частное собрание; Брюссель, Королевский музей изящных искусств).
Франс Поурбус Старший (1545/46, Брюгге – 1581, Антверпен) учился сначала в родном городе у своего отца Питера Поурбуса, в 1564 г. поступил в мастерскую Франса Флориса в Антверпене, по выходе из которой, в 1569/70 г., был принят в гильдию живописцев этого города, где и работал в дальнейшем. Франс Поурбус Старший писал в основном портреты и пользовался успехом в патрицианских кругах. Иногда создавал и алтарные композиции, его кисти также принадлежало несколько пейзажей и картин на исторические сюжеты. В дошедшем до нас наследии художника кроме двух алтарей, упомянутых К. ван Мандером, есть триптих «Пророк Исайя» (1576, Гент, Музей изящных искусств); «Евангелист Матфей и ангел» (1573, Брюссель, Королевский музей изящных искусств); «Воскрешение Лазаря» (1573, Турне, собор); «Портрет семьи Шмидт» (1573) и «Портрет семьи Хуфнагель» (ок 1581, оба – Брюссель, Королевский музей изящных искусств), а также многочисленные одиночные портреты (Берлин, Государственные собрания; Вена, Художественноисторический музей; Дрезден, Картинная галерея старых мастеров; Санкт‑Петербург, Государственный Эрмитаж; Антверпен, Королевский музей изящных искусств; Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха; Флоренция, Уффици; и др.). В собрании Альбертины в Вене хранится также ряд рисунков Франса Поурбуса Старшего.