Едва ли бывает не только на сто, а даже на тысячу случаев один, когда бы природа производила двух людей, лица которых были настолько схожи по наружности, что их нельзя было бы различить. Однако такой случай произошел с двумя близнецами – Франсом и Гиллисом Мостартами, которые от рождения так были похожи, что их собственные родители не могли отличить одного от другого. Родились они во Фландрии, в Хюльсте, лежащем невдалеке от Антверпена, где жили вместе со своим отцом, довольно посредственным живописцем. Однако по происхождению они были голландцами, потомками старого Яна Мостарта из Харлема. Раз как‑то случилось, что Гиллис пошел наверх, в мастерскую, посмотреть на работу своего отца и нечаянно сел на стул, на котором лежала палитра. Когда отец увидел, что краски на палитре были приплюснуты, он позвал к себе Франса, но на нем не было пятен краски, стало быть, не он совершил этот проступок. Тогда отец позвал Гиллиса, но тот успел сговориться внизу с Франсом, который, для отличия от брата, всегда носил особую шапочку; передав эту шапочку брату, мнимый Гиллис пошел наверх к отцу, и, конечно, тот нашел его так же чистым. Так как отец не мог отличить одного сына от другого, то счел их обоих невиноватыми, чем был крайне удивлен. Гиллис учился живописи у Яна Мандейна, мастера адских видений, а Франс – у сурового Хендрика мет де Блеса, и оба сделались потом хорошими мастерами. Франс был известен как пейзажист, а Гиллис – как живописец фигур, в особенности маленьких. Вначале Франс сам писал фигуры в своих пейзажах, а впоследствии стал поручать их исполнение другим.
Оба брата вступили в антверпенскую гильдию живописцев в 1555 году. Франс умер от горячки еще в молодые годы, успев, однако, своими искусными произведениями приобрести славу. Самым выдающимся его учеником был Ганс Сунс, который живет теперь в Парме, в Италии, пишет прекрасные пейзажи и маленькие фигуры и, как показывают его произведения, никому не уступает ни в Риме, ни в Парме, ни в других местах.
Гиллис был очень искусен и изобретателен в написании фигур и в композиции, к тому же удивительно приятен в беседе, почему очень многие искали его общества. Не отличаясь ни особенным благочестием, ни расположением к испанцам, он был большой проказник. Так, например, он написал однажды Богоматерь для какого‑то испанца, который не хотел дать ему за нее настоящей цены; тогда он замазал картину белой клеевой краской и по ней написал Марию, очень непристойно одетую и с легкомысленной наружностью блудницы. Затем он велел пустить испанца к себе наверх, в мастерскую, и сказать, что его нет дома. Испанец, узнавший картину по внешнему виду или по имевшемуся на ней знаку, перевернул ее, увидав такого рода Мадонну, пришел в страшную ярость и побежал жаловаться к маркграфу, которым в то время был эрцгерцог Эрнст. Гиллис тем временем промыл картину и, хорошо просушив ее, поставил на мольберт. Пришедший маркграф, обратясь к Гиллису, сказал: «Что я слышу, Гиллис? Твой поступок меня огорчает. О чем ты думаешь, делая такие вещи?» Тогда Гиллис предложил ему пойти наверх и посмотреть картину; там все было в порядке, и испанец не знал, что сказать. Тогда Гиллис, в свою очередь, стал жаловаться на испанца, говоря, что тот не хотел платить ему за работу и стал чинить ему всевозможные неприятности, чтобы получить картину даром. Все это кончилось тем, что испанец оказался кругом виноват. Можно было бы рассказать еще об очень многих проказах его в этом роде, как о написанной им «Тайной вечере», где все дрались, и тоже потом им смытой, о «Страшном суде», где он изобразил самого себя сидящим со своим приятелем в аду и играющим в трик‑трак, и множество подобных шуток, которые рассказывают о нем; но говорить здесь об этом было бы слишком долго, так как из этих рассказов могла бы составиться целая книга.
Когда он умирал, то завещал своим детям весь мир, говоря, что в нем кроются в изобилии богатства, но что они сами должны найти средства, как их добыть. Он умер в очень преклонном возрасте 28 декабря 1598 года. Его произведений у любителей искусств находится весьма много. В Мидделбурге у господина Вейнтгиса есть прекрасная большая его картина, представляющая, с какой торжественностью крестьяне встречают господ Шетц в качестве владельцев Обокена; картина изобилует фигурами и отличается удивительной тщательностью работы. Сверх того, там находится «Несение креста», затем ночной вид, где представлено, как ангел освобождает Петра и выводит его из темницы, и еще несколько других превосходно написанных картин.
Примечания
Братья‑близнецы Франс (1528/29‑1560) и Гиллис (1528/29‑1598) Мостарты родились в Антверпене, где работали до конца дней. Сведений об их жизни сохранилось мало. Известно, что Франс учился у Херри мет де Блеса и, подобно ему, стал пейзажистом. Учителем Гиллиса был Ян Мандейн. Помимо пейзажей со стаффажем он писал зимние виды и сцены из крестьянской жизни, увлекался изображением пожаров и эффектов лунного света, создавал произведения на религиозные сюжеты, а также рисунки для шпалер. Оба брата вступили в антверпенскую гильдию св. Луки в 1554/55 г. Рано умерший Франс Мостарт оставил немного произведений; сейчас известна единственная его подписная работа – «Пейзаж с добрым самаритянином» (Антверпен, Королевский музей изящных искусств). Гиллис Мостарт, намного переживший брата, оставил большее число картин, из которых авторскую подпись имеют «Распятие» (Копенгаген, Государственный художественный музей); «Пейзаж с бегством в Египет» (1573, Стокгольм, Национальный музей); «Крестьянский танец» (1576, Бремен, Кунстхалле); «Крестьянский танец» (1579, Прага, Галерея Ностиц).