– Искусство пейзажной живописи было бы справедливо возмущено, если бы я обошел молчанием Корнелиса Моленара из Антверпена, прозванного за свое косоглазие Нелом Косым. Ибо хотя и много искусных пейзажистов, превосходно писавших деревья и другие части пейзажа, но все‑таки никто красивее и живописнее его не воспроизводил листья; это мое мнение, с которым, я думаю, каждый согласен. Что касается композиций и задних планов, то, к славе Корнелиса, я могу сказать, что все его произведения очень нравились живописцам; в фигурах же, я знаю, он был мало искусен.
Корнелис писал, подобно живописцам, водяными красками, без муштабеля и удивительно быстро. Он часто работал для других художников за поденную плату. Если ему давали несколько подготовленное полотно, то он поспевал в один день написать большой и прекрасный пейзаж За полный рабочий день ему платили талер, а за написание заднего плана или маленького пейзажа он получал иногда только семь стиверов. Он был человек очень добрый, и многие живописцы пользовались его добротой ради своих выгод Хозяйство в доме его велось беспорядочно, и ему приходилось терпеть большую нужду; вследствие этого и своего пристрастия к вину он совсем опустился. Виною всему, как это нередко случается, была его жена, которая часто забирала у заказчиков деньги вперед, а работа между тем оставалась дома неоконченной.
Отец его был также художник, но незначительный; когда он умер, то Корнелис стал учиться у своего отчима, тоже посредственного живописца. Корнелис умер в Антверпене. Произведения его пользуются очень большим почетом у любителей. В Антверпене у него был подражатель, который, однако, уступал ему в пейзаже, но зато превосходил в фигурах, – это Ян Нагел из Харлема или из Алкмара, умерший в Гааге в 1602 году[295].
Примечания
Корнелис Моленар (ок. 1540, Антверпен – 1589? там же) – нидерландский художник, пейзажист. О его жизни неизвестно ничего, кроме того, что он работал в Антверпене, где был членом гильдии св. Луки с 1564 г., и часто сотрудничал с Гиллисом Куанье и другими художниками, в картинах которых писал пейзажные фоны. Те, со своей стороны, нередко писали фигуры в пейзажах Моленара. Сохранилось несколько произведений художника: «Лесной пейзаж с милосердным самаритянином» (Берлин, Государственные собрания); «Зимний пейзаж» (Франкфурт‑на‑Майне, Штеделевский художественный институт); «Зимний пейзаж» (Монпелье, Музей Фабра); «Пейзаж с конькобежцами» (Гент, Музей изящных искусств); три «Морских пейзажа» (Мадрид, Прадо).
Жизнеописание Питера Балтена (Pieter Balten), живописца из Антверпена
1579 году в антверпенскую гильдию живописцев вступил Питер Балтен[296], очень хороший пейзажист, близко державшийся манеры Питера Брейгеля, прекрасно также рисовавший пером. Он путешествовал по разным странам и зарисовал много видов с натуры. Работал он одинаково искусно и красиво как масляными, так и водяными красками. Не меньше искусства он выказывал и в фигурах, когда писал деревенские ярмарки и другие подобные картины. Произведения его были в очень большом спросе. У императора[297] есть его картина «Проповедь св. Иоанна Крестителя», на которой император на месте св. Иоанна велел изобразить слона, и теперь кажется, будто весь народ собрался сюда затем, чтобы смотреть слона[298]. Я не знаю, по какой причине или с какою целью он сделал это, разве только из желания дать картине светское содержание.
Балтен был прекрасный поэт, или ритор, и актер. Корнелис Кетель из Гауды и он часто обменивались друг с другом стихотворениями и песенками. Он умер в Антверпене.
Примечания
Питер Балтен де Костере (или Кустодис, ок. 1525, Антверпен – ок. 1598, там же?) – нидерландский живописец, рисовальщик, гравер и поэт. Он работал в Антверпене, где был членом гильдии св. Луки с 1549 г., а в 1569 г. избирался ее деканом. Балтен писал пейзажи с религиозным или мифологическим стаффажем, сцены из крестьянской жизни, а также портреты. В настоящее время известно несколько его произведений: «Се человек» (Антверпен, Королевский музей изящных искусств); «Праздник св. Мартина» (там же; вариант – Амстердам, Рейксмузеум); «Пейзаж» (Дармштадт, Музей земли Гессен).
1. Карел ван Мандер. Потоп
2. Карел ван Мандер. Поклонение золотому тельцу. 1602
3. Ван Эйк. Гентский полиптих
4. Ван Эйк. Мадонна каноника ван дер Пале. 1436
5. Ван Эйк. Св. Иероним в келье
6. Ван Эйк. Алтарь ван Мальбеке
7. Ван Эйк. Чета Арнольфини. 1434
8. Ганс Мемлинг. Рака св. Урсулы. 1489
9. Алберт ван Оуватер. Воскрешение Лазаря
10. Гертген тот Синт Янс. Оплакивание Христа. Створка алтаря. 1484
11. Гертген тот Синт Янс. Сожжение костей св. Иоанна Крестителя. Створка алтаря. 1484
12. Гертген тот Синт Янс. Святая родня, или Семья Христа в церкви. Ок. 1480
13. Рогир ван дер Вейден. Снятие со креста. 1437–1438
14. Альбрехт Дюрер. Поклонение волхвов. 1504
15. Альбрехт Дюрер. Мадонна с чижом. 1506
16. Альбрехт Дюрер. Адам и Ева. Диптих. 1507
17. Альбрехт Дюрер. Казнь десяти тысяч мучеников. 1508
18. Альбрехт Дюрер. Поклонение Св. Троице. 1511
19. Альбрехт Дюрер. Император Карл Великий. 1512–1513 (?)
20. Альбрехт Дюрер. Император Сигизмунд. 1512–1513 (?)
21. Альбрехт Дюрер. Четыре апостола. Диптих. 1526
22. Альбрехт Дюрер. Автопортрет. 1500
23. Альбрехт Дюрер. Самоубийство Лукреции. 1518
24. Альбрехт Дюрер. Портрет Луки Лейденского
25. Корнелис Энгел брехтсен. Оплакивание Христа. Триптих
26. Корнелис Энгел брехтсен. Голгофа. Триптих
27. Барент ван Орлей. Страшный суд. Триптих. 1525
28. Витраж в соборе Св. Михаила в Брюсселе. 1537. Выполнен по эскизам Б. ван Орлея. Фрагмент
29, 30. Барент ван Орлей. Гобелен из серии «Охоты императора Максимилиана»
31–33. Лука Лейденский. Исцеление иерихонского слепца. Триптих. 1527
34. Лука Лейденский. Страшный суд. Триптих. 1527
35. Лука Лейденский. Благовещение. 1522
36. Лука Лейденский. Поклонение золотому тельцу
37. Квентин Массейс. Оплакивание Христа. Триптих. 1509–1511
38. Квентин Массейс. Меняла и его жена. 1514
39. Ламберт Ломбард. Тайная вечеря. Гравюра Иеронима Кока
40. Ламберт Ломбард. Омовение ног. Гравюра Иеронима Кока
41. Ганс Гольбейн Младший. Портрет Эразма Роттердамского. 1523
42. Ганс Гольбейн Младший. Портрет Эразма Роттердамского. 1523
43. Ганс Гольбейн Младший. Портрет Генриха VIII в рост
44. Ганс Гольбейн Младший. Портрет Генриха VIII в рост
45. Ганс Гольбейн Младший. Портрет принца Эдуарда. 1539
46. Гане Гольбейн Младший. Генрих VIII дарует привилегию цеху цирюльников и хирургов. 1541
47. Ганс Гольбейн Младший. Триумф богатства. Рисунок. Ок. 1532–1533
48. Ганс Гольбейн Младший. Астроном Николаус Кратцер. 1528
49. Ганс Гольбейн Младший. Сэр Томас Кромвел. 1534
50. Гольбейн Младший. Уильям Уорхем, архиепископ Кентерберийский. 1527
51. Ганс Гольбейн Младший. Портрет семьи Томаса Мора. Рисунок
52. Ганс Гольбейн Младший. Портрет Джейн Сеймур. 1536
53. Ганс Гольбейн Младший. Автопортрет. Тондо. 1542
54. Ганс Гольбейн Младший. Автопортрет. Ок. 1543
55. Ганс Гольбейн Младший. Три ангела у Авраама. Иллюстрация к Ветхому Завету. 1529–1530. Гравюра на дереве
56. Ганс Гольбейн Младший. Исаак, благословляющий Иакова. Иллюстрация к Ветхому Завету. 1529–1530. Гравюра на дереве
57. Ян Госсарт. Адам и Ева
58. Йос ван Клеве. Мадонна с Младенцем на пути в Египет
59. Ян Мостарт. Се человек
60. Ян Мостарт. Эпизод завоевания Америки (Пейзаж Вест‑Индии). Ок. 1540
61. Ян Мостарт. Пейзаж со св. Христофором
62. Антонис Мор. Портрет Марии Тюдор. 1554
63. Виллем Кей. Портрет герцога Альбы
64. Питер Брейгель (Мужицкий). Вавилонская башня. 1563
65. Питер Брейгель (Мужицкий). Несение креста. 1564
66. Питер Брейгель (Мужицкий). Избиение младенцев. 1564
67. Питер Брейгель (Мужицкий). Обращение Савла. 1567
68. Питер Брейгель (Мужицкий). Безумная Грета. 1562
69. Питер Брейгель (Мужицкий). Битва Поста и Масленицы. 1559
70. Питер Брейгель (Мужицкий). Сорока на виселице. 1568
71. Ян Скорел. Алтарь семьи Локхорст. Центральная часть: Вход Христа в Иерусалим. 1524–1525
72. Ян Скорел. Иерусалимские паломники. 1527–1528
73. Ян Скорел. Крещение Христа
74. Ян Скорел. Маршьеннский алтарь. Ок. 1540–1541
75. Ян Скорел. Принесение во храм
76. Иоахим Бекелар. Рыбный рынок (со сценой «Се человек» на дальнем плане). 1570
77. Франс Флорис. Падение ангелов. 1554
78. Франс Флорис. Праздник морских божеств
79. Мартин ван Хемскерк. Св. Лука, рисующий портрет Мадонны. 1532
80. Мартин ван Хемскерк. Из римских зарисовок
81. Мартин ван Хемскерк. Рождество Христово. Боковая створка Алтаря суконщиков. 1546–1547
82. Мартин ван Хемскерк. Поклонение волхвов. Боковая створка Алтаря суконщиков. 1546–1547
83. Мартин ван Хемскерк. Алтарь Большой церкви в Алкмаре: Распятие; Страсти Господни; Житие св. Лаврентия
84. Мартин ван Хемскерк. Четыре последняя. 1565
85. Мартин ван Хемскерк. Триумф Силена
86. Мартин ван Хемскерк. Автопортрет. 1553
87. Антонис Мор. Портрет Губерта Голциуса. 1576
88. Антонис Блокландт. Венера
89. Антонис Блокландт. Жизнь Иосифа Прекрасного: Иосиф толкует сны фараона
90. Кристоф Шварц. Падение ангелов. 1587–1589
91. Михил ван Кокси. Мучение св. Себастьяна. 1575
92. Дирк Барентс. Поклонение пастухов. Триптих. Ок. 1562
93. Дирк Барентс. Групповой портрет
94. Йорис Хуфнагель. Вид Тревизо. Иллюстрация для атласа Брауна. Кёльн, 1572–1618
95. Йорис Хуфнагель. Вид Праги. Иллюстрация для атласа Брауна. Кёльн, 1572–1618
96. Йорис Хуфнагель. Миниатюра миссала. 1582–1590
97. Йорис Хуфнагель. Земля. Миниатюра атласа «Четыре элемента»
98. Йорис Хуфнагель. Вода. Миниатюра атласа «Четыре элемента».
99. Йорис Хуфнагель. Воздух. Миниатюра атласа «Четыре элемента».
100. Йорис Хуфнагель. Огонь. Миниатюра атласа «Четыре элемента».
101. Йорис Хуфнагель. Иллюстрация к кодексу Г. Боскаи с образцами шрифтов. 1594
102. Йос ван Винге. Самсон и Далила
Алтарь Ахена‑Спрангера‑Хейнтца‑Вриса. 1598: 103. Ганс Вредеман де Врис. Благовещение
104. Бартоломеус Спрангер. Три Марии у гроба
105. Йозеф Хейнтц Старший. Путь в Эммаус
106. Бартоломеус Спрангер. Страшный суд
107. Бартоломеус Спрангер. Воскресение. Ок. 1578
108. Бартоломеус Спрангер. Эпитафия золотых дел мастера Николауса Мюллера. Ок. 1590
109. Корнелис Кетель. Портрет роты капитана Розенкранца и лейтенанта Паува. 1588
110. Хендрик Голциус. Вакх, Венера и Церера. Рисунок пером. 1606
111. Хендрик Голциус. Портрет Яна Говертсена, собирателя раковин.1603
112. Хендрик Корнелисс Вром. Из серии «Мидделбургские шпалеры»: Морские победы Голландии над Испанией
113. Хендрик Корнелисс Вром. Седьмой день сражения с Армадой. 1600–1601
114. Ганс фон Ахен. Поклонение пастухов. 1580‑е. Гравюра Эгидия Саделера
115. Ганс фон Ахен. Аллегория мира, искусства и изобилия. 1602
116. Корнелис Корнелиссен. Групповой портрет стрелковой роты. 1583
117. Корнелис Корнелиссен. Адам и Ева
118. Корнелис Корнелиссен. Избиение младенцев. 1591
119. Корнелис Корнелиссен. Свадьба Фетиды и Пелея. 1592–1593
120. Иоганн Роттенхаммер. Алтарь Всех Святых (Коронование Марии). 1596
121. Иоахим Эйтевал. Лот с дочерьми
122. Абрахам Блумарт. Гибель детей Ниобы. 1591
123. Питер Корнелис ван Рейк. Интерьер кухни. 1604