Как некогда в Италии Флоренция, так теперь в наших Нидерландах Антверпен является как бы матерью искусств; этот знаменитый город дал миру много художников, которые работали в самых разнообразных отраслях живописи.
Между прочим, не малым украшением ему послужило то, что к числу его граждан принадлежал Матиас Кок, превосходный мастер в пейзажной живописи.
Он первым начал более совершенным образом исполнять пейзажи и, следуя новоитальянской или античной манере, делать их гораздо разнообразнее, проявляя при этом удивительную находчивость и изобретательность в составлении своих планов местностей. Он с одинаковым совершенством писал картины как водяными, так и масляными красками.
Об его брате Иерониме я могу сказать очень немного, так как искусство он оставил и стал заниматься торговлей. Он и заказывал писать картины, и скупал готовые, написанные масляными и клеевыми красками, и отдавал их гравировать на меди резцом и крепкой водкой. Но все‑таки, будучи весьма даровитым пейзажистом, он и сам награвировал несколько досок крепкой водкой, по преимуществу картин своего брата Матиаса, из которых двенадцать маленьких пейзажей и теперь еще всюду очень ценятся.
Сделавшись потом очень богатым человеком, Иероним начал покупать дома, хотя детей у него не было и вся его семья состояла из него и его жены, родом из Голландии, которую звали Фолк или Фолктхен.
Как большой шутник и к тому же ритор, Иероним часто и на словах, и на письме употреблял выражение, сделавшееся как бы его девизом: «Не мешайте Коку (повару) стряпать для народа». Иногда же он выставлял снаружи дома изображения хотя без подписи, но смысл которых был такой: «Чтите Кока (повара)», и другие в том же роде. На некоторых гравюрах он написал, подражая старинным риторам:
«Повар должен готовить для народа всякие кушанья: одному давать жареное, другому тушеное. Коли кому кушанье покажется либо слишком жестким, либо слишком мягким, пусть он выплюнет. Но чтобы не бранить ни народа, ни повара, умолчите о недостатках; всюду может случиться то же самое».
Иероним умер в одно время с Франсом Флорисом, то есть в 1570 году, Матиас же умер гораздо раньше. Ему Лампсониус посвящает следующие стихи:
«И ты, Матиас, так хорошо умел писать сельские виды, что едва ли в наше время можно найти тебе равного. Поэтому если ты видишь себя среди художников, которых вечно прославляет Бельгия, то это происходит не по братской любви к тебе, а по той славе, которая должна воздаться тебе за твои заслуги в искусстве».
Примечания
Братья Матиас и Иероним Коки – сыновья антверпенского художника‑пейзажиста Яна Велленса де Кока (ум. в 1527). Оба были по преимуществу графиками. О Матиасе (ок 1510, Антверпен – ок. 1548, там же) сохранилось крайне мало сведений. В юности он посетил Италию; с 1540 г. был членом антверпенской гильдии св. Луки. Созданные им пейзажные рисунки и гравюры пользовались успехом у современников. Вазари (ок. 1568) называет его в числе известных мастеров нидерландской школы. В настоящее время известно лишь несколько пейзажных рисунков художника, датированных первой половиной 1540‑х гг. (Лондон, Музей Виктории и Альберта; Париж, Лувр; Мадрид, Национальная библиотека).
Иероним Кок (ок. 1510, Антверпен – 1570, там же) – живописец, рисовальщик и гравер, а также издатель и торговец. Мастер антверпенской гильдии св. Луки с 1546 г. Вероятно, до 1550 г. Кок совершил путешествие в Рим, так как этим годом датирована его серия из 25 гравюр с видами римских руин. В 1549 г. он участвовал в оформлении города для торжественной встречи императора Карла V и его сына принца Филиппа. Позднее Иероним Кок открыл в родном городе мастерскую «На четырех ветрах», наладив производство и продажу сравнительно недорогих гравюр. Он привлек к сотрудничеству почти всех видных антверпенских живописцев. Кок издавал гравюры по мотивам произведений Босха; гравюры с картин Рафаэля, Джулио Романо и других итальянских художников; пейзажи по рисункам брата и своим собственным; пейзажи, аллегории, сцены из крестьянской жизни и социальные сатиры по рисункам Питера Брейгеля Старшего; романизированные композиции Ломбарда; виды Рима Хемскерка; архитектурные перспективы Вредемана де Вриса и многое другое. Уже после смерти Иеронима Кока вышла серия гравированных портретов нидерландских художников со стихотворными посвящениями Лампсониуса. Кок был крупнейшим издателем гравюр на севере Европы.