Подобно тому как у греков был знаменит своей живописью Сикион и позднее у итальянцев Флоренция и Рим, так и в Голландии с самых древних времен славился старинный и великолепный город Харлем, давший миру много замечательных мастеров нашего искусства. Там же родился и вырос происходивший из благородного семейства Ян Мостарт.
Он начал учиться живописи, к которой влекла его природа, еще в очень раннем возрасте у одного мастера в Харлеме, Якоба, довольно хорошего живописца, который написал запрестольный образ для алтаря грузчиков зерна в Большой церкви Харлема[180]. У Яна Мостарта был предок, от которого и он и его семья унаследовали свое прозвище Мостарт. Этот предок участвовал в Крестовом походе императора Фридриха и графа Флориса в Святую землю[181] и во взятии города Дамиетты, древнего Пелузиума, в Египте. В этом городе он совершал чудеса храбрости и, сражаясь с врагами, сломал три меча по самую рукоятку, почему про него стали тогда говорить, что он крепок как горчица (mostaart); отсюда и произошло его прозвище. Император и граф даровали ему и его роду право иметь на щите три золотые рукоятки меча в красном поле.
Будучи не только хорошим живописцем, но и человеком благородным в своих поступках, ласковым в обращении, красивым, красноречивым, щедрым и утонченно вежливым, Ян Мостарт пользовался высоким уважением и был одинаково любимым и желанным гостем как у знатнейших особ страны, так и у самых незначительных людей. Благодаря этим качествам он сделался потом живописцем принцессы Маргариты[182], сестры Филиппа Красивого, короля Испании и отца императора Карла V. На этой службе, окруженный почетом и пребывая всегда там, где был двор принцессы, он оставался в продолжение восемнадцати лет и за это время написал ряд картин и множество портретов с разных вельмож и знатных дам, в которых был весьма искусен и которым умел придавать такое сходство, что изображенные казались как бы совсем живыми.
Наконец, он опять поселился в Харлеме, и здесь его запросто посещали все кавалеры ордена Золотого руна и другие знатные особы. Между прочим, граф фон Бюрен, приехавший как‑то туда вечером и остановившийся в гостинице «На Песках», на Рыночной площади, на другой же день пришел к нему в мастерскую вместе с графами и другими знатными господами. Когда смущенный Мостарт почтительно встал, граф просил его сесть и продолжать работу, но он, отложив в сторону живописные принадлежности, стал показывать свои произведения, как начатые, так и оконченные. Потом он велел ученикам помочь ему подать гостям завтрак, но граф сам лично пошел к шкафу со съестными припасами и, отрезав себе кусок чего‑то, что было поближе, стал есть; то же самое сделали и другие гости, а затем пошла по кругу кружка пива. После того он потчевал своих гостей по‑другому: в полдень устроил для них обед и сам сидел вместе с ними за столом, ибо, как уже сказано, он пользовался у них большим почетом. Произведениями Мостарта было украшено много церквей и частных домов. В Харлеме, в доминиканском монастыре, кроме нескольких картин был один запрестольный образ и разные картины, написанные на пределле алтаря; на одной из них было Рождество Христово, которое ценилось очень высоко и о котором много говорили.
Но нигде нет теперь такого большого собрания его произведений, как у его внука – господина Никласа Сюйкера, бургомистра Харлема. Во‑первых, ему принадлежит большая картина вертикального формата «Се человек», с поясными изображениями в натуральную величину[183]. Эта картина содержит в себе несколько портретов, сделанных Мостартом частью по памяти, а частью с натуры, и в числе других портрет одного городского стражника по имени Питер Мюйс, весьма в то время известного своим нелепым и злобным лицом и головой, облепленной пластырем. Именно он держит Христа, взятого под стражу. Затем у него находится «Пир богов», где все собрание представлено сильно взволнованным и напуганным богиней Раздора, бросившей в него свое яблоко. Здесь среди других выделяется Марс, который уже наполовину извлек свой меч из ножен. Эту картину отличает хорошая композиция. Кроме того, там находится один вест‑индский пейзаж со множеством нагих людей, причудливой подводной скалой и необычно построенными домами и хижинами. Картина эта осталась неоконченной[184].
Там же находятся прекрасно написанные им портреты графини Жакелины и ее супруга господина фон Барзелена, изображенных в старинных красивых одеждах[185]. Там можно видеть также его автопортрет, весьма похожий и являющийся одним из последних его произведений. Он сидит почти лицом к зрителю, со сложенными руками; перед ним лежат четки, а позади изображен пейзаж, переданный весьма близко к природе. Выше, на небесах, он написал восседающего, как судия, Христа и себя самого, стоящего перед Спасителем нагим на коленях. По одну сторону стоит сатана с длинным списком грехов и обвиняет его, а по другую – коленопреклоненный ангел защищает его.
У Якоба Рауварта в Амстердаме была некогда его картина «Семейство св. Анны», пользовавшаяся большой известностью.
У городского советника Гааги Флориса Схотербосха находятся написанные им в натуральную величину Авраам, Сарра, Агарь и Измаил, древние одежды которых были настолько исторически верны, что, можно сказать, люди того времени и не должны были носить ничего другого, как такие одежды и головные уборы.
У живописца Яна Класса, ученика Корнелиса Корнелиссена, в числе других есть большая его картина, изображающая св. Христофора в пейзаже[186]. В Принценхофе[187] находится его работы пейзаж с помещенным в нем св. Губертом, где ясно видно, как много внимания старые живописцы уделяли природе.
Много произведений Мостарта погибло во время большого пожара в Харлеме, ибо тогда его дом также сгорел со всеми находившимися в нем картинами. Мостарт был очень умным и рассудительным человеком и таким искусным живописцем, что Мартин Хемскерк утверждал, что он превосходил всех известных ему старых мастеров чистотой своей работы. Рассказывают также, что Ян Мабюзе обращался к нему за помощью, когда работал в Мидделбургском аббатстве, но что Мостарт отказал ему в этой просьбе по той причине, что состоял на службе у одной высокопоставленной дамы или принцессы, от которой у его потомков и до сего времени сохранилось письмо, где она называет Мостарта своим придворным кавалером.
Он умер в 1555 или 1556 году в очень преклонном возрасте.
Примечания
Нидерландский художник Ян Мостарт (ок 1475, Харлем – 1555/56, там же), основным источником биографических сведений о котором является книга К. ван Мандера, – один из видных представителей харлемской школы XVI в. Он создавал произведения на религиозные, мифологические и бытовые сюжеты, а также портреты. Согласно документам, в 1500 г. молодой живописец получил заказ на украшение реликвария св. Бавона в соборе г. Харлема. С этого времени его имя фигурирует в списках местной гильдии св. Луки. В 1507 г. и позднее, в 1543–1544 гг., он избирался ее деканом. К. ван Мандер называет учителем Мостарта харлемского живописца Якоба Виллемса, однако ранние его произведения (например, «Древо Иессея», Амстердам, Рейксмузеум) обнаруживают сильное влияние Гертгена тот Синт Янса. В дальнейшем художник выработал свою индивидуальную манеру. Хотя некоторые работы Мостарта, упоминаемые К. ван Мандером, ныне неизвестны, число его сохранившихся произведений значительно: триптих «Снятие со креста» (так называемый «Алтарь семьи ван дер Лан», ок 1520, Брюссель, Королевский музей изящных искусств); триптих «Оплакивание» (Харлем, Музей Франса Халса; передан из Рейксмузеума, Амстердам); триптих «Страшный суд» (Бонн, Музей земли Рейн); диптих «Христос в чистилище» (левая створка – Энсхеде, Государственный музей Твенте; правая – Мадрид, Музей Тиссен‑Борнемисса); алтарные створки с донаторами и святыми (Брюссель, Королевский музей изящных искусств); «Поклонение волхвов» (Амстердам, Рейксмузеум); «Христос страждущий» (Лондон, Национальная галерея; Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина); «Распятие» (Филадельфия, собрание Джонсон); «Голова св. Иоанна Крестителя» (Лондон, Национальная галерея); «Изгнание Агари» (Мадрид, Музей Тиссен‑Борнемисса). Кроме того, известно довольно много портретов кисти Мостарта (Амстердам, Рейксмузеум; Берлин, Государственные собрания; Мадрид, Прадо; Париж, Лувр и Пти Пале; Брюссель, Королевский музей изящных искусств; Копенгаген, Государственный художественный музей; Ливерпуль, Галерея Уолкер; Прага, Национальная галерея; Сен‑Луи, Художественный музей; Толедо, Музей Санта Круз; Вюрцбург, Университетский музей Мартина фон Вагнера).