Фрисландия совсем не была такой холодной или бесплодной страной, чтоб Гронинген не мог произвести для обновления своей славы чудесного ростка или цветка нашего искусства с таким прекрасным и сильным запахом, что он сам настолько мощно проявляет свои достоинства, что меня должны бы были обвинять в смрадном нерадении, если бы я не старался распространять его приятного запаха. Это был венец нашего искусства живописи, знаменитый Ян Сварт, которого нередко называют Яном Черным. Он родился в Гронингене, в Восточной Фрисландии, и жил несколько лет в Гауде, именно в то время, когда Скорел вернулся туда из Италии, то есть в 1522 или 1523 году[163]. Манера, в которой Ян Черный писал свои пейзажи, обнаженные части тела и фигуры, очень напоминает манеру Скорела. Он совершил путешествие в Италию, где некоторое время жил в Венеции. Так же как и Скорел, он принес с собой на родину новую манеру живописи, которая отличалась от нашей неприятной современной и приближалась к итальянской.
Что касается его картин, то я не могу указать ни одной, но все‑таки о силе и высоких качествах его искусства можно судить по нескольким оставшимся превосходным его гравюрам на дереве, и в особенности по тем, которые изображают турецких всадников с луками и колчанами, нарисованными весьма красиво и умело. Также очень красива и его Проповедь Христа с лодки к собравшемуся народу. Здесь на переднем плане видно множество разных людей, один из которых повернут к зрителю спиной.
У Яна Черного был ученик по имени Адриан Питерс Крабет[164], отца которого звали Питер Калека. Адриан добился таких быстрых успехов в живописи, что еще в самых юных годах превзошел своего учителя. Впоследствии он отправился путешествовать во Францию, но вскоре там, в городе Отене, и умер, что, принимая в соображение его искусство, было очень прискорбно.
Был еще весьма способный и искусный живописец, писавший портреты с натуры, по имени Корнелис[165]; он родился в Гауде и был учеником Хемскерка. В молодости он имел совершенное отвращение к пьянству; но, когда стал вращаться в обществе знатных людей, настолько пристрастился к вину, что приводил в ужас даже самых горьких пьяниц. Вследствие этого он постепенно падал все ниже и ниже и под конец сделался простым мазилой. Необходимо поэтому, чтобы молодежь избегала следовать таким примерам.
Кроме этих, я хочу рассказать здесь еще и о некоторых других художниках.
Там был еще один хороший живописец и портретист, по имени Ганс Бамесбир[166], по происхождению немец ученик Ламберта Ломбарда. Этот в старости, также из‑за пьянства, дошел до полного нищенства и умер в Амстердаме, где жил, достигнув приблизительно столетнего возраста. Затем, был довольно порядочный портретист, некий Симон Якобс[167] из Гауды, ученик Карела из Ипра[168]. В Харлеме находится очень сильно и хорошо написанный им портрет одного живописца по стеклу, по имени Виллем Тийбут. Во время осады Харлема он пал под стенами города.
Был также в Гауде некий Корнелис де Виссхер[169], который по временам терял рассудок, но тем не менее был хорошим портретистом. О нем можно было бы рассказать многое. Он погиб на море, возвращаясь из Гамбурга.
Примечания
Нидерландский живописец, рисовальщик и гравер Ян Сварт (ок. 1500, Гронинген – ок. 1560, Антверпен?) происходил из Фрисландии. В 1522 г. он получил звание мастера в Антверпене. В двадцатых же годах совершил путешествие в Италию и некоторое время жил в Венеции, где был известен как Джованни да Фризия. Возможно, он даже добрался до Константинополя. Основание для этого предположения дает гравированная Виллемом Лифринком по его рисунку «Процессия турецких всадников» (1526), изображающая султана Сулеймана Великого со свитой. Точная дата возвращения Сварта на родину неизвестна. В 1520‑х гг. в Антверпене художник активно работал как график, сотрудничая с местными издателями. В частности, его ксилографиями была иллюстрирована Библия, изданная Виллемом Восгерманом в 1528 г. Возможно, около 1535 г. художник некоторое время жил в Гауде: как раз к этому периоду относится прекращение его деятельности для антверпенского издателя и создание первых проектов витражей, возможно, не без влияния знаменитых гаудских витражистов Дирка и Ваутера Крабетов. Хотя К. ван Мандер не называет ни одного живописного произведения Сварта, ряд из них сохранился до наших дней: триптих «Поклонение волхвов» (Гринвиль, Университет Боба Джонса); триптих «Распятие» (Висбаден, частное собрание); «Царица Савская перед царем Соломоном» (Амстердам, Рейксмузеум); «Проповедь Иоанна Крестителя» (Мюнхен, Старая пинакотека); «Поклонение волхвов» (Антверпен, Королевский музей изящных искусств); «Крещение Христа» (Берлин, Государственные собрания); «Туалет Вирсавии» (Кёльн, Музей Вальраф‑Рихарц‑Людвиг); «Св. Иероним» (Штутгарт, Государственная галерея); «Христос в Эммаусе» и «Чудо с хлебами и рыбой» (оба – Гронинген, Музей).